Литературный обзор.

Малая проза А.Серафимовича.

Александр Серафимович Серафимович прошел большой и славный путь писателя-революционера. Первые двадцать лет долгого творческого пути, он писал в основном только рассказы.

Александр Попов, биография которого началась на Донских просторах, в ссылке узнал о судьбах простых людей, проживающих на Севере. Здесь ему открывался новый, неизведанный мир. Писатель слушал с интересом рассказы местных жителей.

Во время ссылки написал в Пинеге свой первый рассказ «На льдине», который был под псевдонимом Серафимович опубликован в газете «Русские ведомости» в 1889 году. По окончании ссылки А. Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.

Серафимович даёт анализ общественных противоречий России конца XIX века, основываясь на богатом запасе наблюдений из жизни крестьянства, казачества и других слоёв народа.

Каждое произведение писателя — это живая небольшая история из нелёгкой жизни детей и подростков того времени. Детство тогда у детей было короткое, или его вовсе не было. Но герои произведений Серафимовича имеют доброе и отзывчивое сердце, смелость и отвагу.

Предлагаем Вашему вниманию обзор книг А. С. Серафимовича .

 А.Серафимович. Железный поток, Рассказы.

В сборник вошли рассказы: Похоронный марш, На Пресне, Три друга, Змеиная лужа, Две смерти, Юная армия.   

Три друга

Семилетний Ванятка помогает матери: гоняет по двору свиней, бьёт их хворостиной. Затем Ванятка бежит в конюшню к отцу, смотрит, как тот смазывает колеса телеги. «Ванятке хотелось все делать, что делают взрослые, а силёнки не хватало». Мальчик решил сам нацепить на коня хомут, но он сам зацепился шлеёй и повис под лошадиной шеей. Отец дал ему шлепка. Ванятка погнал телят на гору пастись.

Пришло время покоса. Мать оставляет Ванятку приглядывать за двухлетней сестрёнкой Нюркой. Мальчик, оставив сестру, убежал на покос, но, немного подумав, не стал там показываться на глаза взрослым, так как знал, что его накажут за оставленную без присмотра сестрёнку. Он побежал обратно мимо трёх курганов. Тут он увидел, как зайчишка отбивается от коршуна. Ванятка спасает зайчика с выклеванным глазом…

А.Серафимович. Повести.Рассказы.

В сборник вошли 27 произведений советского писателя А.С.Серафимовича. Это наиболее известные повести и рассказы разных лет: «Пески», «Снег и кровь», «У обрыва» и другие.

«Пески»

Л. H. Toлcтoй пocтaвил за рассказ «Пески» aвтopy «5+». Ha мeльницe, зaтepявшeйcя в пecкax, дoживaeт cвoи дни cтapый мeльник. 3a нeгo выxoдит зaмyж мoлoдaя дeвкa-бaтpaчкa. Oнa ждeт eгo cмepти, нo вpeмя, бecпoщaднoe вpeмя, paбoтaeт и пpoтив нee. Koгдa yмep cтapик, oкaзaлocь, чтo и ee мoлoдocть пpoшлa. Teпepь мoлoдoй бaтpaк, ee любoвник, ждeт ee cмepти, нo и oн cтapeeт, и eгo жизнь пpoxoдит в бecплoднoм oжидaнии.

«Молодая, полная сил и здоровья работница продает себя старику-мельнику в чаянии стать собственницей обветшалой мельницы. Потом, с годами, сама превращаясь в старуху, в свою очередь хозяйка властью собственности прикрепляет к себе молодого работника. Мельница и у этого высасывает молодость: собственность и тут сожрала чувства. Капиталистический мир таким образом утверждает систему эксплуатации не только мышц, но и чувств. Вот в чем социальная основа рассказа».Александр Серафимович, 1932 г. 

А.С.Серафимович. Воробьиная ночь.

Рассказы: Маленький шахтер, Медведь, Три друга, Змеиная лужа, Воробьиная ночь.

Воробьиная ночь.

На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Ещё ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попросили переправу. Кирилл отправил мальчика.

Подводчиков было двое. Один из них показался мальчику разбойником, потому что у него «не закрывались губы, старческий пустой рот чернел, и сбоку из-под клочковатых седых усов выглядывал жёлтый клык». Перевозили птицу. Когда доплыли до берега, мальчик облегчённо вздохнул и погнал тяжёлый паром назад. Начался рабочий день: Кирилл гонял паром, а мальчик чинил лодку. Вечером Кирилл куда-то ушёл, а Васе сказал оставаться дома…

А.С.Серафимович.Полвести и рассказы.

В сборник вошли 30 лучших произведений автора.

 «Черный треух»

Рассказ «Черный треух» написан Серафимовичем в 1914 году, когда Россия вступила в захватническую и несправедливую империалистическую войну. Герой Серафимовича — десятилетний ребенок, которому приходится добывать себе пропитание на улице. Сын солдата вынужден вести жизнь беспризорника. Он рано повзрослел, расстался с детством. Он рано научился уважать труд, узнал, как нелегко дается каждая трудовая копейка.

Серафимович А.С. Рассказы.

На льдине. Воробьиная ночь. Лесная жизнь. Медведь. Змеиная лужа. Стрелочник. Под землей. Маленький шахтер. Никита. Степь и море. Бомбы.

На льдине

Промышленник Сорока отправился на забой тюленей. Его отнесло на льдине в море. Перед тем, как замерзнуть насмерть, Сорока вспомнил, как он напоил самоеда и за гроши купил у енго стадо оленей.

Степь и море

С судьбой мальчугана из рассказа «Черный треух» сходна судьба Пахомки, героя рассказа «Степь и море». У него тоже отца призвали в армию, ему тоже пришлось рано начать зарабатывать на хлеб. Но Пахомка во всем стремится подражать своему отцу. Он унаследовал от него настойчивость в борьбе, силу воли. И все-таки как трудно мальчонке, когда он единственный мужчина в доме! Вот ночью в море его застигает буря. Раньше он спокойно чувствовал себя в лодке, потому что на корме сидел сильный и смелый человек — его отец. А теперь, без отца, Пахомка испугался бури, стал звать на помощь…

Серафимович Александр Серафимович . Собрание сочинений в четырех томах. Библиотека «Огонек». Отечественная классика.

    Том 1. Железный поток. Город в степи. Пески

    Том 2. Рассказы, очерки, корреспонденции

    Том 3. В дыму орудий. В деревне. Дети

    Том 4. Скитания. На заводе. Очерки. Статьи

В четвертый том входят рассказы и очерки: «Скитания», «На заводе», а также статьи, фельетоны и выступления.

Чудо.

Цикл послереволюционных рассказов и очерков связан с антирелигиозными темами («Чудо», «Тайна святого причастия» и т. д.).

 В январскую стужу, привалившись к задку саней, ехал казак Наумыч в станицу.   Заиндевевшая лошадь бежит споро. Кругом пустая степь, занесенная снегом. Наискосок, через дорогу, тянет злая поземка. Верст семнадцать осталось.   Вдруг Наумыч натянул вожжи. Лошадь стала.   — Что за притча?..   Шагах в десяти от дороги пар шел. Слез Наумыч, идет, проваливается по сугробам. Чудеса! В ложбине чернеет живая вода, снег кругом мокрый, а в воде лягушонок плавает — оттаял.   — Али наваждение?..— перекрестился Наумыч.   Знает — кругом верст на двадцать капли воды нет, степь сухая, как кирпич, и от мороза даже воздух оледенел.   Побежал назад, ввалился в сани и погнал лошадь. А в станице — прямо к попу.   — Так и так, батюшка, нонче мне наваждение в степе было, благословите. Двадцать годов езжу по этому самому месту, капли-росинки никогда там не бывало, и называется Сухой Лог, кругом мороз, а тут прямо живая вода, а в ей лягушонок плавает…

Змеиная лужа.

Хата стояла на взгорье. Выше нее проходила ласковая песчаная дорога, по которой беззвучно катились колеса и так же беззвучно вязли лошадиные копыта. А еще выше темнели вишневые сады, подымаясь до самого гребня, а за гребнем потянулась степь без конца и краю, только не видно было ее снизу.
Над хатой желтел глинистый обрыв. И хата белым пятном, и обрыв желтизной отражались в ставу, который неподвижен, как стекло. Отражались в нем на той стороне погнувшиеся камыши и лозняк, и старые прибрежные раскоряченные вербы, на которых ветки, как пальцы, торчали во все стороны из макушки толстого дуплистого ствола.
За плотиной ровным, неизменным шумом шумела мельница, у которой видна только крыша. По колено в воде неподвижно часами стоял красный скот; возились утки, ныряя одной головой, и долго выбирали что-то в тине, пошлепывая плоскими носами. На берегу неподвижно и важно белели, стоя на одной ноге, гуси. Было тихо, спокойно и сонно, как будто кто-то важный отдыхал и не тревожили его мирного отдыха.
Возле хаты маленький, тесненький дворик, тоже засыпанный песком, — сверху с дороги сыпался. И чего только тут не понастроили: и маленькая конюшня под взлохмаченной соломенной крышей, и плетневый, обмазанный глиной сарайчик, и курятник, и закута для свиней. Тут же ходили куры, разрывая песок; хрюкали свиньи; лениво валялись врастяжку собаки, и, свесив губу, дремала, покачиваясь, возле дрог старая лошадь. Ступить негде было в тесноте, да некуда было дворику податься, — сверху дорога теснила, снизу обрыв прижимал.
В хате, видно, никого не было, — молча смотрела она сизыми окнами, только перед чернеющей щелью неприкрытой двери столбом толклись назойливые мухи.
За жердевыми, всегда открытыми воротами кто-то тихо поскрипывал колесами, так тихо, что собаки не шевельнулись. Вдруг услышали, с отчаянным лаем выскочили и сейчас же замолчали, виляя хвостами и умильно улыбаясь: в ворота въезжал, свесив вожжи, на бланкарде хозяин, с черной густой подстриженной бородой, острыми глазами, плечистый, в картузе.
Белолобая белоногая рыжая лошадь осторожно, не цепляя, ввезла в ворота бланкарду и, раздувая ноздри, легонько заржала: дескать, тут я, овсеца бы! В дворике совсем стало негде повернуться…

В нашей библиотеке Вы сможете прочитать не только эти рассказы, но много других произведений Александра Серафимовича.

Ответственный: ведущий библиотекарь

Кислякова С.И.