Конкурс рисунков «ПО СТРАНИЦАМ А. СЕРАФИМОВИЧА»

Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского.
Рано осиротел (впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений Из детской жизни, 1898; Поход, 1901; Сережа, 1907; Первые страницы, 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е годы, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман Писатель). В 1883–1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А.И.Ульянова (брата В.И.Ленина) и его товарищей, покушавшихся на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890; позднее в повести У холодного моря, 1909, в рассказах Сопка с крестами, 1907, Гуси, 1927, и др. писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на Севере).
С 1890 жил на родине, с 1892 – в Новочеркасске, с 1902 – в Москве, где вошел в круг М.Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы Первой мировой войны – санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927–1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса и др.).

Первые опубликованные рассказы Серафимовича На льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы (В.Г.Короленко, Г.И.Успенский, Ф.М.Решетников и др.), проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906; У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее, Шрапнель, Встреча, все 1915).
Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, – роман Железный поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием Е.И.Ковтюха, в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал Д.А.Фурманов в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов.
Среди других произведений писателя – серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах (1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы (в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в т.ч. Н.А.Островскому, Ф.В.Гладкому, М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР.
Наши постоянные читатели и их дети, с большим удовольствием поучаствовали в конкурсе рисунков «Рисуем по мотивам произведений А. Серафимовича». Рисунки были выполнены в разной технике исполнения (акварель, пастель, карандаш, смешанные техники и др.)

Первой представляем вашему вниманию, иллюстрацию по мотивам сборника повестей и рассказов Александра Серафимовича «В родных местах».

Сборник включает в себя: повести и рассказы о жизни донского села и города в дооктябрьскую пору, а также крупнейшее произведение А. Серафимовича этого периода — роман «Город в степи» , а также рассказы и очерки о событиях на Дону во время гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны. Все произведения, посвящены Дону.

Светлана Мусатова

Иллюстрация к рассказу А. Серафимовича «Маленький шахтер»

Отец-шахтер отправляет своего 12-летнего сына работать на шахту на выходные рождественские дни. Мальчик “упрямо и слезливо” пытается сопротивляться, но бесполезно. “Мальчик тоже был черен, как эфиоп, оборван и тоже мелькал босыми ногами в продранных башмаках”. Три рождественских дня предстояло провести мальчику Сеньке в шахте за работой. “Тоска и отчаяние щемили сердце. Губы дрожали, он щурился

Ульяна Шарнина

Иллюстрация к рассказу А. Серафимовича «Три товарища»

Семилетний Ванятка помогает матери: гоняет по двору свиней, бьет их хворостиной. Затем Ванятка бежит в конюшню к отцу, смотрит, как тот смазывает колеса телеги. “Ванятке хотелось все делать, что делают взрослые, а силенки не хватало”. Мальчик решил сам нацепить на коня хомут, но он сам зацепился шлеей и повис под лошадиной шеей.

Вероника Иванова
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - img-20220120-wa00212-700x527.jpg
Ксения Исаева

По мотивам сборника рассказов «Воробьиная ночь»

На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попросили переправу. Кирилл отправил мальчика. Подводчиков было двое. Один из них показался мальчику разбойником

Елена Белашова

Идите в библиотеку!

Возьмите хотя бы одну Александра Серафимовича, откройте на любой странице, и он покажет вам настоящую литературу.

Ответственный: Сенаторова Н. А.