ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. ТОЛСТОГО

Толстой родился не в Заволжье,
Но степь была в его судьбе,
Полынью дикой, зноем, рожью
Она звала его к себе.
Приехал раз – и задержался.
Земли купил. Поставил дом.
По нраву край степной казался,
Коль трижды был с семьей потом.
Друзьями стали и калмыки,
Башкир и русский, и киргиз.
Бывал в землянках, в Каралыке,
У Мухаммеда пил кумыс.
Войдя в Гавриловку с поклоном,
Крестьян от голода спасал.
Мечтал, предсказывал и верил,
Что степь заплещется в прудах.
Из девятнадцатого века
В грядущий праведно глядел.
Глядел взволнованней и строже
Пророком, графом, мужиком …
Толстой родился не в Заволжье,
А стал Заволжским степняком.

В этом году исполняется 195 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, произведения. вынесены в Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…

А. А. Блок

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше отдавать людям. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения народу.

Помимо того, что Л.Н. Толстой был писателем огромного размаха, подобно волне, и находился в неразрывной связи с народом, словно нервные клетки в организме человека, он был ещё и великим мыслителем.

Как вы понимаете лексическое значение слова “мыслитель”?

В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой есть только одно определение лексического значения слова “мыслитель”. “Мыслитель – человек, обладающий даром глубокого и оригинального мышления”.

Многие высказывания Л. Н.Толстого стали афористичными, и в этом мы убедимся неоднократно при знакомстве с его произведениями.

Смысл жизни Л. Н.Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Это мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни писатель считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим при непрерывном самосовершенствовании и самовоспитании.

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого.

Детство, отрочество, юность: опыт самостоятельной жизни

 Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа 1828г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

“Радостный период детства”

Толстой был 4 ребенком (всего было 5детей) в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще 2 лет(1830), отец Толстого, участник Отечественной войны, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, звали они ее «тетенькой» и любили.

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных 2года: занятия не вызывали у него интереса. Весной 1847, подав прошение об увольнении, Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), языки, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. На пути к «Войне и миру»

“Война и свобода”

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти 3 года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов», 1854-1855 вскоре напечатанных и имевших огромный успех, они были в жанре очерков. Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа.

В кругу литераторов и за границей В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника», где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда. Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.

Писатель, общественный деятель, педагог

Народная школа

в окрестностях Ясной Поляны

В 1859 Толстой открыл более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны для крестьянских детей, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издал  «Азбуку».

Толстой Л. Н. с женой

«Война и мир»

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в «Русском вестнике» была напечатана первая часть произведения «Война и мир». Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

«Анна Каренина»

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Лев Николаевич Толстой

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей «образованного сословия» — вот круг вопросов, интересовавший писателя. «Мысль семейная» (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве — иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как «Смерть Ивана Ильича» (годы создания — 1884-1886), «Крейцерова соната» (повесть, написанная в 1887-1889 годах), «Отец Сергий» (1890-1898), драма «Живой труп» (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ «После бала» (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в «Исповеди» (1884 год), в статьях «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «Не могу молчать» и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман «Воскресенье»

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, — это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

Творчество Толстого определяется нравственно-философ­ской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия совре­менной ему действительности Толстой показывал с нравствен­ных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардиналь­ных идей его творчества — нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества.

Важнейшей особенностью творчества Толстого является «диа­лектика души», которая определилась уже в первых произведе­ниях («Детство», «Отрочество», «Юность») и развилась в его романах («Анна Каренина», «Воскресение», «Война и мир»).Второе свойство его таланта — чуткость к движению истории. Особенно интересовала Толстого психология войны, проявле­ние патриотического сознания («Севастопольские рассказы», «Война и мир»).

Ответственный: Сенаторова Н. А.