В МИРЕ КИНО

Добрый день, наши уважаемые читатели!

День российского кино — профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в Российской Федерации. Проводится для того, чтобы показать важность кинематографа в культурной жизни страны.

История происхождения кино

Первый киносеанс состоялся в Российской империи 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». 2 (15) октября 1908 года произошёл первый показ восьмиминутного фильма русского производства «Понизовая вольница».

Картина режиссёра Владимира Ромашкова (по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень») открыла эру русского кино.

27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-X от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» (31 мая 2006 года эти указы утратили силу), было положено начало празднования дня российского кино.

В соответствии с указом (см. выше) 1980 года праздник назывался «День советского кино», а согласно указу 1988 года — «День кино». В годы перестройки праздник стал называться «День кино России», а своё нынешнее название: «День российского кино» обрёл позднее, после распада СССР.

Чиновники Министерства культуры РФ поздравляют со знаменательной датой, вручают награды, почётные грамоты и ценные подарки работникам отрасли за выдающийся вклад в её развитие. Первые лица России произносят благодарственные речи, в которых упоминают о достижениях и трудностях этой сферы искусства.

В учреждениях культуры организовывают кинопоказы новых и хорошо зарекомендовавших работ. На теле- и радиостанции выделяют время эфира для трансляции передач, посвящённых Дню российского кино, его истории, анонсам новинок. Студенты профильных учебных заведений готовят собственные работы и показывают их на суд сокурсникам, преподавателям и приглашённым на смотр.

В каких странах празднуется день кино?

Во многих странах мира, среди которых Россия, Украина, Беларусь, 28 декабря празднуется Международный день кино.

«Кино – несомненно, самый любимый и популярный вид искусства в современном обществе. В День российского кино мы хотим поздравить всех, тех, кто имеет непосредственное отношение к процессу создания кинофильмов, больших творческих перспектив и преданных зрителей, вдохновения и хорошего настроения! Успешной реализации всем вашим идеям и замыслам»!

«Сегодня День российского кино! Это знаменательная дата для кинематографа нашей страны, и мы не могли оставить её незамеченной. В этот день мы желаем маститым создателям кино, а также начинающим талантам добиться максимальных высот в своей профессии, прославляя киноиндустрию своей страны. Получайте радость и удовлетворение от своей востребованности и того вклада, который каждый из них привносит в развитие российского кино».

«С Днём российского кино. Желаю только качественных, увлекательных, захватывающих, интересных, трогательных, красочных, эмоциональных, роскошных, жизненных, уникальных кинокартин и, конечно же, отменной компании, в которой можно их посмотреть».

Интересные факты о кино

  1. В разных странах мира в кинотеатрах продается своя традиционная еда. Так в Греции можно часто увидеть сувлаки (шашлыки).
  2. В Финляндии популярен фруктовый жевательный мармелад. Жители Нидерландов отдают предпочтение лакричным конфетам, любимой из которых является соленая лакрица. Израильтяне лакомятся фалафелем – шарики из измельченного нута (турецкого гороха). В Китае и Мексике популярен соленый чернослив.
  3. Кинематограф берет свое начало с 1895 года. Его родоначальники — братья Люмьер. Интересно, что они не верили в будущее этой индустрии и считали, что интерес людей к этому виду развлечений быстро угаснет.
  4. Индия – страна рекордсмен по количеству производимых фильмов. В год в этом государстве выходит около 700 фильмов. Индийский кинематограф очень востребован, так как бедные жители страны не могут себе позволить купить телевизор, а свободное время проводят в кинотеатрах, в которых билеты стоят очень дешево.
  5. В Америке телефонные компании выделили номера в диапазоне от 555-0100 до 555-0199 для использования в фильмах, сериалах и компьютерных играх. Это было сделано в мерах безопасности, чтобы фанаты не донимали звонками граждан.
  6. Самым популярным героем фильмов является Шерлок Холмс. Насчитывается около 200 фильмов, в которых фигурирует этот персонаж.
  7. Самой известной в кинематографе собакой стала Лесси, которая появлялась в 50 различных фильмах. Ввиду того, что жизнь собак не столь длинна, как человека, в роли Лесси побывали псы 8 поколений колли.
  8. Первый российский фильм датирован 1908 годом. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова, премьера которой состоялась 15 октября 1908 года.Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длится картина всего семь минут.

Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Он  лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет.

В 1935 году стараниями Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль.

На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Кстати, Чапаев, Петька и Анка стали популярными героями множества анекдотов, что свидетельствует о действительно всенародной любви и признании.

Декорации

Первые игровые фильмы в нашем и зарубежном кинематографе снимались на фоне довольно примитивных театральных декораций, написанных на холсте. Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Б. Мухин предложил идею — изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями.

Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.

«Оскар»

Самую престижную кинонаграду планеты — ежегодную премию «Оскар» Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году.

Затем «Оскар» получила картина  «Радуга» Марка Донского (1944)

«Война и мир» Сергея Бондарчука (1968)

«Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии)

Первый советский боевик

«Пираты XX века» — популярный советский фильм, снятый в 1979 году режиссёром Борисом Дуровым. Многие кинокритики называют его «первым советским кинобоевиком».Премьера состоялась в кинотеатрах осенью 1979 года. Лидер проката 1980 года — его посмотрели около 90 миллионов человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов. Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Впервые в советском фильме было продемонстрировано искусство боя

Самый дорогой советский фильм

«Война и мир» — советский художественный фильм 1965-1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа.

По данным сайта imdb.com, бюджет оценивается в $100 млн в ценах 1967 года, что соответствует приблизительно $500-700 млн (2007 год). Для сравнения, бюджет картины «Андрей Рублёв» (длительность 205 мин.) составил около 1 млн руб.

Первая серия была выпущена в премьерный показ 2805 копиями, что было рекордом для советского кино. Фильм был достаточно успешен во внутреннем прокате, хотя посещаемость падала от первой до четвёртой серии.

В общей сложности четыре серии посмотрели 135 млн зрителей, по оценкам специалистов они собрали в советском прокате около 58 млн рублей.

Самый длинный советский сериал

Самым длинным советским сериалом является эпический телесериал-драма «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова.

Фильм демонстрировался в несколько этапов — с 1973 по 1983 год.

Первый советский фильм-катастрофа

Экипаж» — первый советский фильм-катастрофа.

«

Лидер проката в 1980 году — более 70 млн зрителей.

Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга.

Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа.

Первый российский фильм ужасов

Первым российским фильмом ужасов считается «Вий» (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней он не сохранился.

Параллельно с «Вием» Гончаровым был снят ещё один фантастический фильм «В полночь на кладбище», вышедший зимой 1910 года. Таким образом, эти два фильма принято считать первыми фильмами, ознаменовавшими собой появление российской кинофантастики.

Известные представители профессии

Эти режиссеры навсегда вошли в историю кинематографии и создали свои школы последователей. Любой их фильм — это вершина киноискусства. Так что, если хочется посмотреть какой-нибудь качественный фильм, достаточно просто выбрать один из фильмографии этих режиссеров.

Альфред Хичкок

Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лейтонстоуне, который в то время был пригородом Лондона. До 1939 года работал в Великобритании, затем — в США. Он начал свою карьеру в качестве дизайнера титров в кинокомпанию Famous Players-Lasky.

Первоначально в его задачи входило рисование карточек с именами актёров для титров, затем он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам. «Головокружение», «К северу через северо-запад», «Психо», «Птицы», «Ребекка», «В случае убийства набирайте М» — наиболее известные и запоминающиеся фильмы Хичкока.

Федерико Феллини

Стивен Спилберг

А сейчас предлагаем вашему вниманию, обзор книг посвященных автобиографиям и биографиям знаменитых актеров российского кинематографа

Кравченко И. А. Актеры советского кино. Москва, 2020 (Жизнь замечательных людей: серия биографий. вып. 1997 (1797))

Советский кинематограф 1960-х — начала 1990-х годов подарил нам целую плеяду блестящих актеров: О. Даль, А. Солоницын, Р. Быков, М. Кононов, Ю. Богатырев, В. Дворжецкий, Г. Бурков, О. Янковский, А. Абдулов… Они привнесли в позднесоветские фильмы новый образ человека — живого, естественного, неоднозначного, подчас парадоксального. Неоднозначны и судьбы самих актеров. Если зритель представляет Солоницына как философа и аскета, Кононова — как простака, а Янковского — как денди, то книга позволит увидеть их более реальные характеры. Даст возможность и глубже понять нерв того времени, и страну, что исчезла, как Атлантида, и то, как на ее месте возникло общество, одного из главных героев которого воплотил на экране Сергей Бодров. Автор Ирина Кравченко, журналистка, историк искусства, известная по статьям в популярных журналах «STORY», «Караван историй» и других, использовала в настоящем издании собранные ею воспоминания об актерах их родственников, друзей, коллег. Книга, несомненно, будет интересна широкому кругу читателей.

Раззаков Ф. И. Красавцы советского кино. Москва, 2012

Советский кинематограф оставил заметный след в мировой культуре не только великолепной игрой, внушительными батальными сценами и аллегорией, маскирующей отчаянные диссидентские и протестные выпады против системы. Советское кино явило миру удивительно красивых актеров и актрис, которые своим внешним и внутренним обаянием, своими великолепными природными данными могли дать фору растиражированным голливудским звездам. Красота советских актеров будоражила и сводила с ума миллионы поклонников и поклонниц; героям киноэкранов подражали, зрители пытались выглядеть, говорить и вести себя так, как их кумиры. И, конечно, жизнь этих очаровательных людей представлялась всем до головокружения счастливой, как в сказке. На самом деле судьба не баловала лучезарных кумиров; их жизнь порой складывалась трагически, а печать несчастья преследовала красавцев до самого последнего вздох

Вячеслав Тихонов. Последний рыцарь экрана. Москва, 2018 (Театральный Олимп)

Вячеслав Васильевич Тихонов — выдающийся актер, символ благородства и мужества, настоящий рыцарь советского и российского кинематографа, один из самых узнаваемых и любимых актеров.
«Молодая гвардия», «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Семнадцать мгновений весны», «Белый Бим Черное ухо»… каждый фильм с его участием имел огромный успех у зрителя. Однако при всех своих многочисленных ролях в кино и театре, активной творческой жизни Вячеслав Васильевич так и остался для зрителей загадкой.
В немногих интервью великий актер поведал о своей жизни, семье, ролях в кино и театре, непростом жизненном пути. В воспоминания его родных, друзей, коллег по сцене он предстает невероятно талантливым актером и удивительным человеком.

Мордюкова Н. В. Не плачь, казачка: [не просто великая актриса, она символ русской женщины]. Москва, 2011 (Актерская книга. Звезды советского кино)

При упоминании имени Нонны Мордюковой перед глазами сразу встают образы ее героинь из кинофильмов «Молодая гвардия», «Простая история», «Женитьба Бальзаминова», «Бриллиантовая рука», «Русское поле», «Возврата нет», «Они сражались за Родину», «Мама»… Эти героини – женщины яркие, колоритные, с характерной запоминающейся речью – снискали Нонне Мордюковой славу и всенародную любовь. Актрисе с одинаковым успехом удавались роли в экранизациях классики и современных кинокартинах, героических эпопеях и семейных мелодрамах, в комедиях и трагедиях. Такова и ее книга – веселая, светлая и грустная одновременно…

Кичин В. С.,Людмила Гурченко- 2013(Жизнь и судьба)

Творческая судьба Людмилы Гурченко сложилась драматично, ее артистический потенциал не был в полной мере востребован ни театром, ни кино, и все же она была и остается одной из самых ярких русских актрис второй половины XX века. Книга кинокритика и журналиста Валерия Кичина, основанная на многочисленных интервью и многолетних разговорах с Гурченко, рассказывает о том, в каких обстоятельствах развивался ее талант и как создавались ее знаменитые роли.

Рина Зеленая. Разрозненные страницы. — 2002

Рина Васильевна Зеленая (1901–1991) хорошо известна своими ролями в фильмах «Весна», «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу», «Приключения Буратино», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и многих других. Актриса была настоящей королевой эпизода – зрителям сразу запоминались и ее героиня, и ее реплики. Своим остроумием она могла соперничать разве что с Фаиной Раневской. Рина Зеленая любила жизнь, любила людей и старалась дарить им только радость…

Ярошевская А. Любовь Полищук: [16+]. Москва, 2013 (Великие люди эпохи)

Любовь Полищук — известная каждому в нашей стране актриса, прекрасно исполнявшая романтические и комедийные роди. Она отлично чувствовала себя в слегка хулиганском амплуа, раскрывала саму себя каждый раз с новой стороны. Что можно сказать об этой звезде театра и кино? Казалось бы, все уже сказано, но интересные детали судьбы актрисы, ее детство и юность, подробности первой любви и отношений с мужем, дочерью и сыном помогут вам взглянуть на кумира миллионов по-новому, открыть для себя любимую с детства героиню с новой стороны и удивиться тому, какой удивительной была ее жизнь. Роковая женщина и клоунесса, хулиганка всея Руси — все это любимая актриса Любовь Полищук.

Сааков Ю. С. Неизвестная Орлова: 100 анекдотов про звезду, ее мужа и Сергея Эйзенштейна. Москва, 2011 (Гении и злодеи)

Первая отечественная кинозвезда Любовь Орлова стала не только кумиром поколений, но и символом своей эпохи. Она умела на экране все — петь песни, отбивать чечетку, стоять за ткацким станком и импровизировать на рояле, ездить на велосипеде и вращаться под куполом цирка. В кино она больше играла простых тружениц, ее Марион Диксон из «Цирка» предпочла СССР, а ученая Никитина в «Весне» была светилом советской науки. В жизни актриса тщательно скрывала свое дворянское происхождение и даже то, что была в родстве с самим Львом Толстым. Эта книга былей и небылиц о блистательной звезде киноэкрана приоткрывает завесу над многими тайнами ее творческой и личной жизни.

Уважаемые читатели!

Поздравляем вас с праздником и приглашаем вас за книгами в нашу библиотеку.

Ответственный Полынь И.Ю.