Живая педагогика Макаренко

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»

Антон Семёнович Макаренко

13 марта 2023 года исполняется 135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко.

Антон Макаренко — известный на весь мир педагог, писатель. Достиг высочайших результатов в деле перевоспитания как беспризорников, так и детей, росших в семье. Автор многочисленных публикаций, среди которых самой значимой стала «Педагогическая поэма».

№7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ: 10 ПРИНЦИПОВ АНТОНА МАКАРЕНКО  (ЧАСТЬ 1)

Антон Макаренко родился 1 (13 по новому стилю) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских.

Брат Виталий (1895—1983) — поручик царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой. Позже некоторое время помогал А. С. Макаренко — именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата. После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его в 1970 г. разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания.

В 1897 году Антон Семенович поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.

В 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении.

После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1919 году переехал в Полтаву. По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.

М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. 

Макаренко и Максим Горький

«Максим Горький сделался для меня не только писателем, но и учителем жизни. А я был просто «народным учителем», и в моей работе нельзя было обойтись без Максима Горького.»

А.С. Макаренко

Писатель Максим Горький с огромным уважением относился к труду Макаренко. К моменту посещения Горьким коммуны заведение уже носило его имя. Подростки с гордостью надевали значок «горьковца», воспринимая его почти как почетную медаль.

Ребята переписывались с писателем с 1921 года, рассказывали о своих успехах, делились радостями и переживаниями. Личное знакомство с Горьким в 1928 году подростки восприняли как настоящее чудо.

Фото. А.М.Горький и А.П.Макаренко в Куряжской колонии. Харьковская обл. 1928.
Фотография была сделана в 1928 г. во время посещения Максимом Горьким Куряжской колонии для беспризорников и несовершеннолетних нарушителей. В центре — писатель Горький, окружённый детьми, а за его спиной стоит среди детей А.С. Макаренко.

Антон Семёнович и Максим Горький вели долгую переписку.
Познакомиться с ней можно по ССЫЛКЕ.

После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935).

Педагогическая поэма

Педагогический опыт и педагогические взгляды Антона Семеновича Макаренко выражены в его произведениях: в главном его труде  — «Педагогическая поэма» (1925—1935).

Моя система воспитания. Педагогическая поэма, Антон Макаренко – скачать  книгу бесплатно fb2, epub, pdf на Литрес

Основными идеями теории воспитания Макаренко являлись следующие подходы: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Его система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью.

Ведущей идеей для педагогических взглядов А.С. Макаренко было воспитательный коллектив. В результате педагогического процесса у обучающихся формируются определенные нормы и взаимоотношения, присущие человеческому коллективу. Дети связаны общими целями в воспитательном коллективе. Педагог подчеркивал, что коллектив – это социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей». Взаимодействие членов коллектива служит благоприятной средой для развития личности. Коллектив помогает подростку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью.

Сам коллектив не может останавливаться на достигнутом, он должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок — осознавать свой вклад в общий процесс. Такое воспитание подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где ему понадобится заслужить свой статус. В итоге ребенок морально готовится принимать решения, осознавать свои силы и не бояться их применять. Дети, ориентированные не только на получение, но и на отдачу, будут испытывать чувство социальной ответственности. Кроме того, опасность остановки в развитии заключается в саморазрушении коллектива. (Закон развития коллектива).

Еще одна из идей педагогики Макаренко – учение о «завтрашней радости», идея о близких и далеких перспективах как о необходимых стимулах движения, совершенствования коллектива и отдельных личностей, из которых он состоит.

Важен и принцип педагогической целесообразности, который основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачам воспитания.

Принцип целостности процесса воспитания подразумевает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически».

Принцип ответственной зависимости означает, что коллектив и каждый член коллектива ответственны за действия и жизнедеятельность всего коллектива.

По мнению А.С.Макаренко, воспитательное влияние на учеников должно быть не прямым, а опосредованным параллельным действием, то есть должно осуществляться через коллектив.

Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». В коммуне старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно, каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Жизнь, досуг и труд коллектива определялись голосованием детей, и никакой педагог не мог отменить решения собрания. Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.

Система воспитания Макаренко самая демократичная. Педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности, чувство радости.

С текстом «Педагогической поэмы»
вы сможете познакомиться в нашей библиотеке:

Книга "Педагогическая поэма" Макаренко Антон Семенович – купить книгу с  быстрой доставкой в интернет-магазине OZON
Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Москва, 1979

С 1 июля 1935 года А.С. Макаренко был переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса».

Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

1 апреля 1939 года Антон Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа, случившегося в 10:30 по дороге в Дом творчества в вагоне пригородного поезда № 134 на станции «Голицыно». В 10:43 прибывшая врач констатировала смерть.

Местом упокоения талантливого воспитателя стало Новодевичье кладбище. 

Памятник Антону Макаренко

На могиле установлен памятник из гранита красного цвета, выполненный скульптором Владимиром Цигалем и архитектором В. Калининым.

Наследие А.С. Макаренко:

Выдающийся учитель, просветитель и писатель Антон Семенович Макаренко считается образцом советской педагогики. Он создал и ввел в практику новейшие для своего времени методики воспитания. Литературное и педагогическое наследие Макаренко используется в практике сегодня в России и мире.

По его произведениям сняты популярные фильмы «Педагогическая поэма» (1955 год) и «Флаги на башнях» (1958 год), точно изображающие реалии начала 20 века. В России и Украине именем педагога называют улицы, школы, исследовательские лаборатории, педагогические училища и институты. Творчеству Макаренко посвящены несколько музеев. Все указывает на огромное влияние Антона Семеновича Макаренко на современную педагогическую науку и практику.

После смерти Антона Семёновича Макаренко осталось обширная библиография:

Романы

  • Педагогическая поэма
  • Марш 30 года
  • ФД—1
  • Книга для родителей
  • Флаги на башнях
  • Честь
  • Пути поколения

Рассказы

  • О человеческих чувствах
  • Из истории героизма
  • Гришка
  • Случай в походе
  • В день Первого Мая
  • Несколько часов на канале
  • Три разговора
  • Незабываемая встреча
  • Симфония Шуберта
  • Премия
  • Доктор
  • Преподаватель словесности
  • Домой хочу
  • Новые годы
  • В библиотеке

Ответственный: Вапельник В.О.