Мастер исторической живописи

Уважаемые читатели!

24 января 175-летие со дня рождения выдающегося русского живописца Василия Сурикова.

Давайте вместе с Вами вспомним этого великого художника 19 века, еще раз познакомимся с его творчеством-гениальными полотнами мастера исторического жанра .

Суриков Василий Иванович (1848-1916) – выдающийся русский художник, специализировавшийся на исторических полотнах.

Среди остальных живописцев его выделял пугающий реализм, который зачастую шокировал современников. Биография Сурикова Василия Ивановича складывалась весьма удачно, и он в полной мере смог реализовать свой талант.

Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома.

Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи.

Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище

.ГРЕБНЕВ Николай Васильевич (1834–1877?), живописец, преподаватель живописи.

Учился в Московском училище живописи и ваяния (1847–56). Получил звание неклассного художника (1856) за этюд «Девочка с кувшином».

С 1859 по 1863 жил в Красноярске, преподавал рисование и чистописание в уезд. училище, писал иконы по частн. заказам. Первый учитель В.И. Сурикова.

Приобщал ученика к работе с натуры, знакомил с ист. живописью К.П. Брюллова, Рафаэля, Тициана, советовал совершенствоваться в С.-Петербургской Академии художеств.

С 1863 жил в Иркутске, преподавал рисование и чистописание в Иркутской гимназии. 1865 – коллеж. регистратор, 1870 – титуляр. советник.

Преподавал рисование в Красноярском уездном училище, первым обратил внимание на талант В. Сурикова. Затем переехал в Иркутск, где с 1863 по 1873 был учителем рисования и чистописания в Институте благородных девиц им. Николая I и мужской гимназии.

Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.

В.Суриков Плоты на Енисее

«Плоты на Енисее» является самой ранней датированной работой В. И. Сурикова.

Она была выполненная под руководством его первого учителя рисования — Николая Васильевича Гребнева, впервые обратившего внимание на талант своего юного ученика.

Каждое воскресенье они вдвоём выходили на пленэры, где Николай Васильевич объяснял Сурикову основы построения воздушной перспективы, нюансы работы со светом и тенью и прочие особенности работы под открытым небом. 

Благодаря этим урокам, Василий Иванович с раннего возраста овладел техникой акварельной живописи на достаточно высоком уровне, которую позднее оттачивал под руководством Павла Петровича Чистякова в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Пройдут годы, и великие русские художники Репин, В. Васнецов, Поленов, Суриков, Серов, Врубель и другие замечательные мастера будут благодарить Павла Петровича Чистякова как своего главного и выдающегося наставника.

Виктор Васнецов напишет в письме своему учителю: «Желал бы называться Вашим сыном по духу».

Суриков всю жизнь будет повторять любимую поговорку Чистякова: «Будет просто, как попишешь раз со сто». Репин не раз говорил о Павле Петровиче: «Он — наш общий и единственный учитель».

Но прежде чем заслужить все эти справедливые слова от благодарных учеников, надо было пройти большой путь.

Многие искусствоведы отмечают, что «акварельная живопись Василия Сурикова по праву относится к лучшим достижениям русской художественной культуры».

После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление.

Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

Творчество

Творчество В. И. Сурикова представляет вершину русской исторической живописи второй половины XIX века.

Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге».

В.Суриков Вид памятника Петру Первому

Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».

Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ.

Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.

Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.

В.Суриков Утро стрелецкой казни

На написание одного из самых известных своих полотен – «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет.

Утро стрелецкой казни — Василий Иванович Суриков. 1878-1881. Холст, масло. 223 x 383,5 см.


   Однажды художника поразил образ — зажженная днем свеча — как символ трагедии и обреченности.

Мастер масштабных исторических полотен много лет вынашивал его в себе, пока не воплотил тему расправы над стрельцами в картине «Утро стрелецкой казни».

Тусклый в сизом воздухе хмурого утра огонек свечи в еще живой руке ассоциировался с казнью.

Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние скрещенных взглядов стрельца с рыжей бородой и царя Петра.

Пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом царя.

Очень важна архитектурная конструкция полотна.

Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены.

Художник умышленно сдвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы.

Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I.

Существует легенда о том, что один из стрельцов сказал царю Петру перед тем как взойти на эшафот: «…посторонись-ка, государь, здесь я лягу…»

Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства.

Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.

В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова».

В.Суриков Боярыня Морозова

«Боя́рыня Моро́зова» — внушительная по размерам (304 на 587,5 см) картина В. И. Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке.

Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом.

Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу.К тому же боярыня тесно общалась с протопопом Аввакумом.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме.

В 1662 году её муж Глеб Иванович Морозов умер, и 30-летняя Феодосия осталась владелицей огромного состояния.

Её владения превратились в приют для гонимых раскольников, нищих, монахов.

После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.

Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.

К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».

В.Суриков «Взятие снежного городка».

В.Суриков Переход Суворова через Альпы

В истории беспримерного похода под командованием А. В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс.

Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат — с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип — фрагментарность вместо уравновешенности.

Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего. П

ереход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся.

Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине «упоение в бою». „Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная.

Покорные слову полководца, идут“, — объяснял свой замысел художник.

Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости.

В.Суриков Степан Разин

Суров и задумчив казацкий атаман. Не веселит его ни песня казацкая, ни награбленное добро, ни плененный персидский княжич.

Думы одолели мятежника. Под стать атаману и казаки-гребцы. Мрачен и пленный перс.

Отворачивается он от предлагаемой чары с хмельным вином. Веселится лишь один казак, тот, что предлагает чарку княжичу, в порыве пьяного гостеприимства. Спит, утомленный разбойными делами казак богатырского сложения.

Утренний ветер наполнил парус, восход окрасил реку и воздух в синевато-розовые тона. Безмятежна природа в это раннее время. Но вся картина наполнена густой и темной тревогой…

На атамане богатая одежда, возлежит он на дорогом ковре, за спиной его верные соратники. Что же так беспокоит вожака? Подперев голову кулаком, нахмурив брови, слушает он песню кобзаря. Тяжелый взгляд в никуда, напряженная поза героя заставляют зрителя почувствовать внутреннюю тревогу.

Композиционно Разин противопоставлен персидскому княжичу. Герой видит в своем пленнике собственное будущее. Княжич, осознавая свою судьбу, обреченно-пассивен. Подобно атаману, он не встречается взглядом ни с кем. С атаманом его разделяет пропасть: разное происхождение, разное отношение к жизни (знатный перс покорился судьбе, атаман собирается с ней поспорить).

Автор окружил казачью ладью умиротворяющим и красивым пейзажем. Нежные, практические акварельные тона неба, воды, береговой линии, создают легкую, нежную атмосферу утра. В образах казаков нет ничего разбойничьего. Перед зрителем сильные, но уставшие от своей горькой доли люди.

Разбросаны разбойничьи трофеи по лодке, мокнут в воде дорогие ковры. Автор словно пытается сказать, что нет у казаков никакого уважения к богатству. Воля — единственная их цель. Трагедия заключается в том, что не знают они в чем же заключается истинная воля. Вот и атаман, не имеющий конкретной цели, задумался о будущем. Нет в этих думах ничего радужного.

Еще несколько взмахов веслами и ладья скроется за горизонтом. Где, на каком берегу высадится атаман, кто станет его следующей жертвой? Неизвестно.

Одно лишь ясно — не свернет он со своей дороги, лишь сила, во много раз превосходящая силу его войска, остановит этот путь, поиски «правды», стремление к истинной воли.

Личная жизнь

Первой и единственной любовью живописца стала его супруга – Елизавета Августовна Шаре.

Жена Василия Сурикова

Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери – Ольга и Елена.

Василий Суриков с женой

Однако семейное счастье было недолгим – спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии.

Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.

В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.

Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» — художник изобразил казнь стрельцов после бунта 1698 года. Художник закончил полотно в 1881 году, после чего он вошел в состав Товарищества передвижных художественных выставок.

Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове».

В.Суриков Меншиков в Березове

Меншиков Александр Данилович (1673–1729), ближайший сподвижник Петра I, государственный деятель. Граф (1702), светлейший князь (1707), генералиссимус (1727).

При Екатерине I фактический правитель России. Обручил свою дочь Марию с внуком Петра Великого Петром II. В 1727 был обвинен в государственной измене и хищении казны и вместе с семьей сослан в Березов (ныне Березово Тюменской области), где и скончался. Суриков представил сцену в низкой, темной избе со слюдяным оконцем, где переживает опалу некогда всесильный царский фаворит.

Не смирившийся с поражением, по-прежнему величественный, Меншиков погружен в свои думы. Судьба согнула, но не сломала его – недаром зрители замечали, что если Меншиков встанет, то пробьет головой потолок. Сын Меншикова Александр и старшая дочь Мария, бывшая невеста Петра II, умирающая от чахотки, каждый по-своему переживают крушение надежд. Лишь младшая – Александра, читающая вслух Евангелие, вносит светлую ноту в атмосферу гибели и безысходности.

Сын и младшая дочь были возвращены из ссылки в 1731 году

Лето этого года Суриков с семьёй проводил под Москвой в Перерве.

Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды.

Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, когда нет охоты выйти за дверь.

Сибирь, детство и необычайная собственная судьба представились Сурикову как бы в одном штрихе; в этой обстановке ему вдруг мелькнуло что-то давно знакомое, как будто он когда-то, очень давно, всё пережил и видел и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. «Когда же это было, где?», — спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Берёзове!

Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать»

В число передвижников входили Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской, предводитель движения.

Первой своеобразной акцией передвижников стал сорванный конкурс, посвященный столетию Императорской академии художеств: ее лучшие выпускники не стали писать заданный мифологический сюжет и, получив отказ в свободной теме, удалились из аудитории.

Впоследствии бунтари организовали первое в России творческое объединение «Артель художников», которая в 1870 году превратилась в «Товарищество передвижных художественных выставок», вдохновлявшееся идеей народничества.

Вот такая история жизни и творчества великого русского художника.

А вот некоторые интересные факты из его жизни.

  • Дед Сурикова — Александр Степанович — был полковым атаманом, что считается самым большим чином в казачьих войсках. 
  • Самым любимым композитором Василия Ивановича был Бетховен и его «Лунная соната», которую он исполнял на гитаре. 
  • Надпись, сделанная рукой самого Сурикова на одном из рисунков, гласит: «До 1863 года… Видел собственными глазами», говорит о том, что он в детстве видел публичную казнь и потом изобразил это на рисунке. 
  • Портрет своего брата Александра художник рисовал чаще всего, целых 7 раз. 
  • Родственники Сурикова по линии отца — Петр и Илья — принимали участие в основании острога Красный Яр в 1628 году. 
  • Суриков сделал иллюстрации к произведениям «Полтава» и «Медный всадник», так как очень любил А. С. Пушкина. 
  • В 1876—1878 годах наш земляк принимал участие в росписи самого большого храма Москвы — храма Христа Спасителя. 
  • Самой последней работой В. И. Сурикова стала картина «Благовещение», написанная в 1914 году.
  •  

В.Суриков БЛАГОВЕЩЕНИЕ



«Благовещение» Василий Суриков представил на XII выставке Союза русских художников.

Картина не имела успеха, коллеги и критики отзывались о ней неблагоприятно.

Исследователи связывают такой отклик с тем, что зрители на тот момент привыкли воспринимать художника как прославленного исторического живописца с грандиозными полотнами и громкими сюжетами.

Суриков забрал полотно с выставки, и долгие годы оно стояло свернутым.

Позже хранилось в семье художника, а в 1988 году Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова купил его у внука живописца — Михаила Кончаловского.

В самом начале своего творческого пути, еще до поступления в Академию художеств, Суриков уже обращался к теме «Благовещения».

Тогда преподаватель рисования Николай Гребнев принес ему гравюру Владимира Боровиковского, и одиннадцатилетний мальчик усердно ее копировал.

Позже Суриков тепло отзывался об этих копиях: «Дивные рисунки были… Ведь как эти складки тонко здесь сделаны. И ручка. Очень мне эта ручка нравилась — так тонко лепится». Спустя 48 лет художник снова обратился к евангельскому сюжету.

Его трактовка сюжета «Благовещения» совершенно неожиданная и не имеет ничего общего с церковным догматом. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Отказался он и от благословляющего жеста архангела и преклонения его перед Марией. Интерьер Василий Суриков изобразил максимально упрощенно, а фигуры архангела Гавриила и Марии укрупнил и приблизил к зрителю. Одеяние Богоматери написано свободно и широко, ее живое и доверчивое лицо обращено к архангелу, а тот излучает мощный поток света, неся ей благую весть о рождении сына — Спасителя мира.

«Благовещение» — последняя крупная законченная работа Василия Сурикова. В 1914 году художник вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году Суриков поехал на лечение в Крым.

Живописца не стало в марте 1916 года. Он умер в Москве от болезни сердца.

Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю».

Василий Суриков скончался 6 (19) марта 1916 г., похоронен рядом с супругой и дочерью на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 21).

Могила В.Сурикова на Ваганьковском кладбище г.Москвы

На могиле семейной четы установлен мемориальный комплекс из полированного гранита чёрного цвета.

Две вертикальные стелы с резными элементами по углам объединены гранитной аркой, увенчанной крестом. Памятники установлены на общую подставку, к которой примыкает квадратная надгробная плита с лавровым венком. Между стелами расположена высокая ваза из серого гранита.

Резной цоколь мягкими и скруглёнными линиями обрамляет место упокоения Суриковых.

Основание выполнено в виде гранитных плит чёрного цвета.

Несмотря на массивность конструкции, мемориал выглядит изысканно и легко.

Скруглённые линии цоколя, сквозная арка придают ему воздушность и облегчают восприятие.

Известные картины Василия Сурикова: «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка».

Василий Суриков умел говорить «нет».

Он отказался от пенсионерской поездки за счет Академии художеств в Европу (правда, предложенной ему не сразу после выпуска, а спустя полгода), предпочтя заниматься росписью храма Христа Спасителя.

Европа от него никуда не делась, но сначала Суриков захотел обрести финансовую независимость (она началась с того, что картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» Павел Третьяков купил за 8 тысяч, огромные по тем временам деньги). Трижды отказывался от преподавания в Академии художеств и Московском училище живописи, зодчества и ваяния.

И есть история, что зачастившего «поговорить о смерти» с его умирающей женой Льва Толстого Суриков спустил с лестницы.

Василий Суриков родился в Красноярске и всю жизнь чрезвычайно гордился своей принадлежностью к старинным казачьим родам.

Двоюродный брат его деда по отцовской линии, Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, в его честь назвали один из островов на Енисее.

Мать Сурикова, Прасковья Фёдоровна Торгошина, также происходила из казачьего рода. Отец художника, Иван Васильевич Суриков, служил коллежским регистратором. Он рано ушел из жизни – маленькому Васе исполнилось всего 11 лет.

После смерти отца семья оказалась в стесненном материальном положении. Активное участие в его дальнейшем образовании приняли енисейский губернатор Павел Замятин и сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов.

Кузнецов оценил картины Василия Сурикова и взял на себя все расходы по обучению и проживанию его в Петербурге.

На родине великого художника в Красноярске находится музей имени В.Сурикова.

Василий Суриков и его дочери Ольга и Елена.

Дочери В. И. Сурикова не стали знаменитыми художницами.

Елена – младшая из детей, посвятила жизнь отцу, так и не выйдя замуж, а Ольга Васильевна, вопреки желанию отца, стала женой художника П. П. Кончаловского.

Она была замечательной женой и матерью двух детей: дочери Натальи и сына Михаила.

Семья Кончаловских-Михалковых. / Фото: putdor.ru
Семья Кончаловских-Михалковых

Михаил Петрович продолжил семейную традицию и стал художником. Он писал пейзажи и натюрморты. Наталья, которая всегда была разносторонне талантливой, стала писательницей и переводчицей. Среди представителей столичной богемы она слыла роковой женщиной.

В 33 года, имея дочь от первого брака, она вышла замуж за известного поэта Сергея Михалкова, который был на десять лет моложе ее.

Наталья Петровна вполне реализовала себя в профессии и даже стала автором книги о своем талантливом дедушке – «Дар бесценный».

Всю свою жизнь Наталья Петровна очень гордилась тем, что она является внучкой Василия Сурикова.

В браке с С. Михалковым у нее родились два сына: Андрон и Никита.

Правнуки Василия Сурикова Никита и Андрон. / Фото: kino-teatr.ru
правнуки Сурикова Никита Михалков и Андрон Кончаловский

Они оба выбрали творческие профессии, связанные с кинематографом. Андрон Кончаловский – признанный режиссер с мировым именем, а Никита Сергеевич Михалков – талантливый российский актер и режиссер. Праправнуки В. И. Сурикова также связали свою жизнь с лицедейством и миром кино.

Ответственный Полынь И.Ю.