Без России мне жить нельзя

Добрый день, уважаемые читатели!

10( 11) января -140-летие со дня рождения великого русского писателя Алексея Николаевича Толстого.

Что Вы знаете об известном писателе?

Бог человека создал, чтобы тот думал.

Алексей Толстой

Писатель, общественный деятель, граф Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года (29 декабря 1882 года по старому стилю) в городе Николаевск (ныне Пугачев) Саратовской области.

Сын графа Николая Толстого (1849-1900) и детской писательницы Александры Бостром (урожденная Тургенева, 1854-1906).

Александра Тургенева Бостром

Мать писателя -Александра Леонтьевна Тургенева родилась в семье Леонтия Борисовича Тургенева (1824—1895) и Екатерины Александровны Багговут (1832—1892) 25 ноября 1854 года в селе Коровино, являлась двоюродной внучатой племянницей декабриста Николая Тургенева.

Окончила Самарскую женскую гимназию. Александре Леонтьевне едва исполнилось 19 лет, когда в Самару приехал граф Николай Александрович Толстой.

Графа окружал ореол героя, он был богат, красив, представлял собой блестящую партию для молодой девушки, поэтому, когда посватался к Александре Леонтьевне, получил согласие. В 1873 году их обвенчали.

Знакомство на одном из светских вечеров с либералом-народником, земским чиновником из Николаевска Алексеем Аполлоновичем Бостромом перевернуло жизнь Александры Леонтьевны.

В ноябре 1881 года уехала в Николаевск к Бострому.

Мольбы и угрозы мужа, моральное давление родителей, боязнь за любимого человека, которому угрожал граф, заставили Александру Леонтьевну вскоре вернуться в Самару к мужу.

Николай Александрович увёз её в Петербург и, чтобы удержать, издал написанный ею роман «Неугомонное сердце» (1882 г.), в котором передана душевная драма, мучившая в то время саму Александру Леонтьевну.

В конце апреля 1882 года Александра Леонтьевна написала Бострому полное отчаяния письмо о том, что она беременна и отец ребёнка — Толстой.

В мае 1882 года она, скрыв от мужа, что ждёт ребёнка, окончательно уходит к Бострому, оставив троих детей.

20 августа 1882 года в поезде, только что отошедшем от станции Безенчук в сторону Сызрани, в одном из купе 1-го класса раздался выстрел.

Стрелял граф Николай Толстой в своего соперника Алексея Бострома. Бостром был легко ранен.

Страшный переполох вызвал этот инцидент в Самаре, много людей пришло в здание окружного суда, когда началось слушание по делу графа Н. А. Толстого и его жены Александры.

Александра Тургенева-Толстая_Бостром

В «Неделе» и «Московском телеграфе» (обе январь, 1883) появились статьи в поддержку Александры Леонтьевны, которую назвали «провинциальной Анной Карениной».

Выстрел графа поставил власти в затруднительное положение. Буква закона усадила графа на скамью подсудимых, но сочувствие публики было на его стороне.

Его, защищавшего семейные устои и свою честь против грехов и постыдных поступков жены, считали правым в этом громком деле, поэтому решение мирского и духовного судов было предрешено: граф Николай Толстой оправдан, брак расторгнут, а епархиальное начальство постановило: Александру Леонтьевну, графиню Толстую, оставить «во всегдашнем безбрачии».

Этот инцидент вызвал в Самаре страшный переполох.

Замять происшествие не удалось. В окружном суде было назначено слушание дела по обвинению графа Николая Толстого в покушении на убийство.

Заседание началось 23 января 1883 года.

На суде граф показал, как он, узнав о том, что графиня едет 2 классом, пригласил ее в первый.

Бострома в этот момент в купе не было, но когда он вернулся, Николай Александрович заметил ему, что «это верх наглости с его стороны входить, когда я тут».
По показаниям графа, Бостром бросился на него и стал кусать его левую руку.

«Защищаясь, я дал Бострому две пощечины и вынул из кармана револьвер, который всегда и везде носил с собой, с целью напугать Бострома и заставить его уйти, а никак не стрелять в него…»
Графиня Толстая, будучи на шестом месяце беременности, своим телом пыталась сохранить любовника от разъяренного мужа.
В газетах писали:
«Графский титул Толстого дал ему полную возможность издеваться над ними в поезде.

И железнодорожные служащие, и жандармы вместо ареста помогали графу проделывать всевозможные вещи с потерпевшим и графиней. Так, он несколько раз врывался к ним в купе и дерзко требовал, чтобы графиня оставила Бострома и уехала с ним; в последний раз его сопровождал даже начальник станции.

Такое беспомощное положение вынудило свидетеля дать телеграмму прокурору о заарестовывании графа, так как другого средства избавиться от преследования графа не было».

Выступления прокурора и защитника почти совпали по содержанию. Оба высказали мнение, что граф Толстой принадлежит к сословию, которое тщательно соблюдает законы дворянской чести.

А поскольку Бостром разрушил семью Толстого, опозорил его, то граф много раз мог его убить, но не сделал этого.

Не хотел он этого делать и 20 августа в поезде, а решил только испугать.

Решение суда оказалось заранее предрешенным. Толстой был оправдан, доказав, что выстрел был неумышленным.
Присяжные удалились в совещательную комнату, но очень скоро вернулись и огласили свой вердикт: «Не виновен».

Этим оправдательным приговором и закончилось судебное слушание по делу графа Толстого.
После столь мягкого решения не стало и любовного треугольника.

Граф зажил своей жизнью, Бостромы – своей.

За две недели до суда родился Алексей Толстой, будущий писатель, который провёл детство в доме своего отчима и до 13 лет носил фамилию Бостром.

За неделю до его рождения Александра Леонтьевна заявила протоиерею самарской церкви, приехавшему мирить ее с мужем, что не желает оставаться с ним в супружестве, и сказала, что отец ребенка — Бостром.

Тем не менее несколько дней спустя в метрической книге Предтеченской церкви города Николаевска появилась запись:

«1882 года Декабря 29 дня рожден. Генваря 12 дня 1883 года крещен Алексей; родители его: Гвардии поручик, граф Николай Александров Толстой и законная его жена Александра Леонтьевна, оба православные».
Мать не хотела, чтобы ее сын был незаконнорожденным, но примирение было невозможным, и полгода спустя церковные власти дали супругам развод.

Определение епархиального начальства от 19 сентября 1883 года гласило:
«1. Брак поручика Николая Александровича Толстого с девицею Александрой Леонтьевной, дочерью действительного статского советника Леонтия Тургенева, совершенный 5 октября 1873 года, расторгнуть, дозволив ему, графу Николаю Александровичу Толстому вступить, если пожелает, в новое (второе) законное супружество с беспрепятственным к тому лицом.
2. Александру Леонтьевну, графиню Толстую, урожденную Тургеневу, на основании 256 статьи Устава Духовной Консистории, оставить во всегдашнем безбрачии».
Трое старших детей (Елизавета, Александр и Мстислав) остались у отца.

После этого граф Толстой оставил все попытки вернуть жену, и ее имя было окружено в семье ненавистью и презрением.

Порвали с ней отношения и сыновья — Александр и Мстислав.

Оба они до конца жизни не считали Алексея ни графом, ни Толстым.
Вторая жена Алексея Николаевича Толстого художница Софья Дымшиц писала в своих воспоминаниях:
«Ненависть старших братьев к матери, привитая им отцом (который впрочем после ухода Александры Леонтьевны очень скоро нашел себе другую жену), была настолько велика, что сын Мстислав, находившийся случайно в больнице, в которой умирала Александра Леонтьевна, отказался выполнить ее предсмертную просьбу — прийти к ней проститься.
Граф Н.А. Толстой добился было и того, что родители Александры Леонтьевны отреклись от нее и в течение нескольких лет отказывались ее принимать».

Вскоре Николай Александрович женился во второй раз на вдове.

Но встречаться они начали еще при живом муже, Городецком, который уже умирал от туберкулеза.

Однажды тот узнал, что Вера Львовна находится в гостинице вместе с графом.

Городецкий пришел туда, устроил скандал, спустил графа с лестницы. Граф так ударился, что повредил печень, и потом год лечился на водах. Умер он, кстати, от рака печени.

Татьяна Степановна Калашникова, которая еще девочкой попала в дом Толстого и служила горничной у его второй жены, вспоминала:
«Граф не был жестоким. Никогда никого в доме не обижал… После ухода жены Николай Александрович продал 1000 десятин земли, не стал жить в том доме, где жил с ней, потому что все напоминало ее… Выстроил новый дом, развел сад. Всю жизнь он любил Александру Леонтьевну, а Веру Львовну только уважал…»
Вера Львовна, вторая жена графа Николая Александровича Толстого, заменила его детям мать.
«Она была очень строгих правил. Он мог приехать из гостей выпивши, но обычно разувался и в носках потихоньку проходил в свою комнату. Граф ее уважал как приемную мать своих детей, они ее звали “мамой”… Сыновей она держала строго».
Бостромы же жили на хуторе.

Способности к умению писать у Алеши Толстого стали проявляться рано:

«Мамуня, я сейчас написал “Бессмертное стихотворение” с одним рисунком, я ведь ужасный стихоплет.

Вчера был в бане, прекрасно вымылся. Учение идет у меня все так же.

Из Арифметики мы еще все на простых дробях. Из географии я нынче отвечал про Японию. Погода нынче очень скверная.

Ветер так и завывает: уууу…
Мамунечка, ты не больно зазнавайся, скорей приезжай… Я прочел твою сказочку, но не пойму, что означает самый последний сон, где поют мальчики, а в них бросают цветами«Папе дела по горло, я ему помогаю; встаем до солнышка, будим девок молотить подсолнухи; намолотим ворошок — завтракать, после завтрака до обеда, который приходится часа в 2–3, молотим, после обеда опять работаем до заката, тут полдничаем и еще берем пряжку часов до 10.
Я присматриваю за бабами, чтобы работали, вею, иногда вожу верблюдов…».


О своем детстве Алексей Толстой рассказал в повести «Детство Никиты».

Повесть «Детство Никиты» Алексей Николаевич Толстой посвятил своему сыну, за взрослением которого наблюдал с внимательностью писателя и любовью отца.

В небольших по объему главах уместился целый год жизни десятилетнего мальчика, проведенный в родовой усадьбе.

Подробности деревенского быта, устройства размеренной дворянской жизни, повседневных забот переплетаются с описанием внутреннего мира ребенка, его интересов, переживаний, мыслей.

Так тонко, верно и заботливо переданы в тексте первая влюбленность, ссора с другом, страх неудачи и восторг первых побед, что кажется, будто мир этого дворянского мальчика конца позапрошлого века ничем не отличается от мира его современных ровесников.

С не меньшей любовью к детству относится и художник Алексей Пахомов. Нежные и одновременно характерные дети на его рисунках мечтают, сердятся, открывают для себя новое и увлекают читателя с собой.


Александра Леонтьевна занималась домашним хозяйством. Позднее, в 1903 году, окидывая взглядом их драматическое прошлое, она признавалась:
«…А ведь может быть, Лешура, мы и были с тобой героями во дни нашей юности и нашей героической любви? Были! Ошибка была та, что я не знала, что люди возвышаются до героического в некоторые минуты жизни, более или менее продолжительные. Наш героический период продолжался несколько лет. Я же хотела продлить его до самой смерти. Повседневная жизнь стаскивает героев с пьедесталов, и надо благодарить судьбу, если стащит на сухое место, а не в грязь…».

Бостром писал жене:
«Здравствуй, родная, дорогая, желанная моя женочка. Сейчас получил от тебя письмо от 23. Ты не знаешь, что со мной делается, когда я читаю твои строки. Нет, даже в наши годы это странно. Милая моя Санечка… Сокровище мое, а уж как мне тебя-то жалко, одинокую, и сказать не могу… Как ты радуешь меня сообщениями о Леле… Не знаю, Санечка, хорошо ли я сделал, я купил ему костюмчик… Это ему к праздничку, милому нашему сыночку. Господи, когда я вас увижу… До свидания, благодатная моя Санечка. Целую ручки твои крепко, крепко. Твой Алеша».

Алексей Аполлонович Бостром был хром, после того как пуля графа Толстого попала ему в ногу, и крестьяне звали его «хромой барин». Либерал, прогрессист, интеллигент.

В детстве Алеша Толстой его любил, в молодости относился с почтением, но позднее над отчимом подтрунивал.

Бостром мальчика любил, но был, по мнению жены, слишком мягок к нему, и Александра Леонтьевна наставляла супруга, как правильно вести себя с 12-летним мальчиком:
«Пожалуйста, вот еще, Алеша, не обращай слишком большое внимание на его способность писать и, главное, не захваливай его. Он уже теперь Бог знает что вообразил о своих способностях и, я знаю, в Самаре хвастал… Вообще мне теперь с ним опять трудно. Приходится бороться с ним и с собственным раздражением. Очень тяжело. У него теперь такое настроение, когда он ничего всерьез принимать не хочет и ему все тру-ля-ля, а это я ненавижу больше всего… Его манит только легкое и приятное».

К тому времени Александра Леонтьевна помирилась с родителями. В роду Тургеневых традиционной была военно-морская служба. За заслуги деда внукам предоставляли право преимущественного зачисления в привилегированные учебные военные заведения. Но все упиралось в вопрос о происхождении ребенка. По справедливому замечанию Ю. Оклянского, в свои 14–15 лет Алексей Николаевич Толстой был почти бесправен: «Полу-Толстой, полу-Бостром. Сын графа, но не дворянин. Не крестьянин, не купец, не мещанин. Человек вне сословия. Некто. Никто».

Он был Толстым только по метрическому свидетельству о рождении, но чтобы поступить в гимназию, реальное училище, кадетский корпус или любое иное казенное учебное заведение Российской империи, надо было располагать свидетельством о дворянстве, которое давало губернское депутатское собрание, да плюс к этому требовалось согласие главы рода, то есть графа Николая Александровича Толстого.
Александра Леонтьевна хотела избежать обращения к бывшему мужу и пойти по иному пути: сделать так, чтобы мальчика усыновил отчим. Если бы Николай Александрович Толстой принялся возражать, то автоматически признал бы Алешу своим сыном. Если б согласился, Толстой стал Бостромом.

Бостром не был дворянином. По своему происхождению и совокупности своих заслуг Алексей Аполлонович имел право на дворянское звание, но когда в 1892 году он стал хлопотать о «записании его в надлежащую часть Самарской дворянской родословной книги», его прошение было отклонено сенатом как неправильно оформленное. Безалаберность и непрактичность Бострома сыграла с ним дурную шутку.

16 марта 1896 года Александра Леонтьевна подала прошение «о внесении в надлежащую часть Самарской Дворянской родословной книги сына ее Алексея Толстого», но пошла на хитрость и не указала, что он граф, а просто Толстой. Прошение вернули, попросив уточнить: просто Толстых в Российской империи не было. Нельзя было быть Толстым, не будучи графом.
14 января 1897 года Александра Леонтьевна вторично подала прошение в депутатское собрание. На этот раз все по форме. Депутатское собрание обратилось с запросом к главе рода. Николай Александрович ответил:
«Граф Н. А. Толстой письмом от 1 июля сего года уведомил г. Губернского Предводителя Дворянства, что настойчивое домогательство Тургеневой о внесении ее неизвестного ему сына в родословную его семьи вынуждает его сделать следующее заявление.
Как при оставлении семьи г. Тургеневой, бывшей его первой женой, так и при расторжении два с половиной года спустя их брака, других детей, кроме тех трех, которые у него есть (два сына и дочь), не было и по сю пору нет, и потому домогательства г. Тургеневой он находит не подлежащими удовлетворению, и что кроме его как отца, при жизни его, никакое другое лицо не вправе ходатайствовать о занесении его детей в дворянскую родословную книгу, так как по духу Российского законодательства отец считается главой семьи…»

После этого состоялось голосование, и «большинство баллов хотя и получилось за причисление Алексея Николаевича графа Толстого к роду Н. А. Толстого, но не составило двух третей…» «Посему постановили решение этого вопроса отложить».
Алеше было в эту пору 13 лет.

Алексей Толстой был не единственным в русской литературе писателем, с чьим происхождением связана какая-то неясность или семейная драма. Были и Жуковский, и Герцен, и Фет.

Вопросы происхождения, казалось, не волновали подростка: «Алеша часто пилил, строгал и дрова колол. Алеша толстенький и жизнерадостный. Саша довольная, что он уже поступил в училище, занятая письменной работой, и стряпней, и шитьем. Было очень уютно и душевно у них…».

Единственным средством к существованию стал хутор Сосновка, куда Александра Леонтьевна с А. А. Бостромом и десятимесячным сыном Алёшей переехали в октябре 1883 года.

На протяжении всей дальнейшей жизни Александра Леонтьевна усердно занималась литературным творчеством и смогла увлечь им своего младшего сына Алексея.

Алексей воспитывался в семье отчима Алексея Бострома.

Получил домашнее начальное образование.

В 1897 году семья переехала в Самару, где он поступил в училище.

После его окончания в 1901 году будущий писатель уехал в Санкт-Петербург и поступил в Технологический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)) на отделение механики.

В 1905 году дебютировал как поэт.

Первая книга (сборник «Лирика») вышла в 1907 году.

В 1908 году был опубликован первый рассказ «Старая башня», в 1911 году — книга стихов «За синими реками».

Известность писателю принесли реалистические рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства, цикл «Заволжье» (1909-1911) и примыкающие к ним романы «Чудаки» (первоначально назывался «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912).

С 1914 по 1916 год работал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости»

В этот период был опубликован ряд произведений: рассказы «На горе» (1915) и «Прекрасная дама» (1916), пьесы «Касатка» (1916), «Нечистая сила» (1916), «Мракобесы» (1917) и другие.

В 1919 году эмигрировал во Францию, с 1921 года жил в Германии.

В эмиграции были написаны роман «Хождение по мукам» («Сестры»), впоследствии ставший первой книгой известной трилогии с одноименным названием, повесть «Детство Никиты», повесть «Лунная сырость» («Граф Калиостро») и фантастический роман «Аэлита».

Работал в периодических изданиях, редактировал литературное приложение к сменовеховской газете «Накануне».

Трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года.

Состоит из романов «Сёстры» (1918—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941). Со времени написания переписывался писателем в зависимости от текущей занимаемой им позиции по отношению к советской власти и советской цензурой в зависимости от текущей политической конъюнктуры: «Хождение по мукам» и «Лихие годы» были среди запрещённых и уничтоженных книг в 1937 году.

Впоследствии после изъятия и переписывания Толстым неугодных советской власти фрагментов и добавления угодных, книга издавалась советскими издательствами и была доступна широкому читателю.

Аэли́та» — фантастический роман Алексея Николаевича Толстого о путешествии землян на Марс.

Текст написан в основном в эмиграции, первое издание вышло в Петрограде в 1923 году и неоднократно перепечатывалось.

В 1935—1938 годах автор глубоко переработал текст для Детгиза и Гослитиздата, сделав его более эстетически выверенным и сняв много мистических эпизодов и элементов, в жанровом отношении он превратился в повесть.

Таким образом, «Аэлита» входит в ряд произведений А. Толстого, существующих в двух сильно отличающихся вариантах при неизменности фабулы.

Основой сюжета является полёт инженера Мстислава Сергеевича Лося и солдата Алексея Ивановича Гусева на Марс, где они обнаруживают высокоразвитую цивилизацию.

Правители марсиан являются потомками древних атлантов, перелетевших двадцать тысяч лет назад на красную планету.

Инженер Лось влюбляется в дочь «властелина над всеми странами Тумы» (Марса) Аэлиту; Гусев, подружившись с племянницей управляющего Ихой, намеревается устроить революцию на планете с целью последующего присоединения Марса к РСФСР.

Однако эти мечты оказались несбыточными: Тускуб, отец Аэлиты, повелел убить пришельцев, революция захлебнулась в крови.

Путешественникам удаётся спастись от преследований армии Тускуба и вернуться на Землю.

В финале Лось принимает на радиостанции таинственные сигналы из космоса, в которых узнаёт голос Аэлиты

В 1923 году вернулся в СССР. В 1920-х годах опубликовал пьесу «Бунт машин» (1924), рассказы «Черная пятница», «Мираж» (оба 1924), «Голубые города» (1925), романы «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) и др.

Гиперболо́ид инженéра Га́рина» — фантастический роман А. Н. Толстого, завершённый к 1927 году.

А. Н. Толстой так описывал происхождение идеи гиперболоида

Когда писал «Гиперболоид инженера Гарина» (старый знакомый, Оленин, рассказал мне действительную историю постройки такого двойного гиперболоида; инженер, сделавший это открытие, погиб в 1918 году в Сибири), — пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики. Много помог мне академик П. П. Лазарев. Много лет я веду записные книжки, но записываю мало, главным образом — факты.

Русский инженер Пётр Гарин, воспользовавшись разработками своего учителя Манцева, пропавшего впоследствии с экспедицией в сибирской тайге, создаёт «гиперболоид» — аппарат, испускающий тепловой луч огромной мощности, способный разрушить любые преграды (по действию на внешние объекты чем-то похожий на очень мощный лазер, но, в отличие от него, указанный в книге «гиперболоид» не являлся источником вынужденного когерентного излучения — в силу физического/конструктивного исполнения, а также по используемым для него химическим источникам энергии типа «термитных шашек»).

Конструкция представляла собой прочный тубус, внутри которого на задней крышке располагалась кольцевая «обойма» из ячеек для установки химических источников энергии — особых «магниевых пирамидок» (спеченная смесь микропорошков из окислов железа, магния, марганца, алюминия (аналог т.наз. смеси-«серебрянки») и катализаторов горения, — см. тему «термитная сварка»), выдающими при реакции чудовищные мощности светового и теплового излучения, а также система (набор) линз концентрирующего параболического и направляющего гиперболического действия, сделанных на основе высокотемпературных зеркал из супертермостойкого минерала «шамонита» (по свойствам — примерный аналог современных композитных минералокерамических материалов с армировкой стеклянным, кевларовым либо наноуглеродным волокном).

В 1936 году написал повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» по мотивам произведения итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Книга вошла в Золотой фонд отечественной детской литературы.

«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» — повесть-сказка советского писателя Алексея Толстого, представляющая собой литературную обработку сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». А. Н. Толстой посвятил книгу своей будущей жене Людмиле Ильиничне Крестинской.

С 1936 года по 1938 год Толстой возглавлял Союз писателей СССР.

В 1938 году был утвержден членом Ученого совета Института мировой литературы им. Горького (ИМЛИ) Академии наук. Принимал участие в работе редакционных коллегий сборника исследований о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, по академическому изданию собрания сочинений Льва Толстого, был главой редколлегии «Полного свода фольклора народов СССР». Академик Академии наук СССР (1939).

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Толстой выезжал на фронт, активно печатался в газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Красноармеец».

В течение шестнадцати лет Алексей Толстой работал над историческим романом «Петр I», в 1941-1943 годах была написана драматургическая дилогия «Иван Грозный».

«Пётр Первый» — незаконченный исторический роман А. Н. Толстого, над которым он работал с 1929 года до самой смерти. Две первые книги были опубликованы в 1934 году, а сам роман в 1945 году. Незадолго до своей смерти, в 1943 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года.

Драматическая повесть «Иван Грозный» была создана А.Н.Толстым в тридцатые годы XX века, во время массовых репрессий в СССР.

В этот период Сталин, желая получить историческое подтверждение необходимости беззакония, жестокости и тирании, царивших в стране, дал команду к безудержному прославлению Ивана IV и его окружения и в первую очередь Малюты Скуратова.

И в этом произведении писатель был вынужден отступить от исторической истины, пытаясь возвеличить и реабилитировать образ жестокого самодержца.
Алексей Толстой был лауреатом Грибоедовской премии (1915), трижды лауреатом Сталинской премии (1941, 1943, 1946 — посмертно). Был награжден орденом Ленина, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.

23 февраля 1945 года Алексей Толстой скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Был женат четыре раза, имел троих детей.

С 1945 по 1991 год улица Спиридоновка, на которой жил писатель, называлась улица Алексея Толстого.

3 июля 1957 года в Москве, на пересечении Большой и Малой Никитской улицы, был установлен памятник писателю.

Памятник Алексею Николаевичу Толстому в Москве

20 октября 1987 года в Москве был открыт мемориальный музей-квартира Алексея Толстого

Мемориальный музей писателя в Москве

Рабочий кабинет писателя

Только дураки да и те, кто не знает, что такое борьба и победа, видят повсюду случай.

Об известном писателе Алексее Николаевиче Толстом Вы, уважаемые читатели, можете прочесть увлекательную книгу из серии ЗЖЛ, написанную автором Алексеем Варламовым под названием «Алексей Толстой». Это подробное изучение жизни, деятельности гениального человека, его взлеты и падения, его родословная, литературная деятельность и творческое наследие, отношения с женщинами и многое многое другое.

Жизнь Алексея Толстого была прежде всего романом.

Романом с литературой, с эмиграцией, с властью и, конечно, романом с женщинами. Аристократ по крови, аристократ по жизни, оставшийся графом и в сталинской России, Толстой был актером, сыгравшим не одну, а множество ролей: поэта-символиста, писателя-реалиста, яростного антисоветчика, национал-большевика, патриота, космополита, эгоиста, заботливого мужа, гедониста и эпикурейца, влюбленного в жизнь и ненавидящего смерть.

В его судьбе были взлеты и падения, литературные скандалы, пощечины, подлоги, дуэли, заговоры и разоблачения, в ней переплелись свобода и сервилизм, щедрость и жадность, гостеприимство и спесь, аморальность и великодушие.

Но более всего Толстой был тружеником, и в русской литературе останутся два его романа, повесть о детстве и сказка, которую будут читать всегда.
Писатель и историк литературы Алексей Варламов, автор жизнеописаний Михаила Пришвина и Александра Грина, создает в своем биографическом повествовании…удивительный образ этого необъятного человека на фоне фантастической эпохи, в которой «третьему Толстому» выпало жить.

Ответственный Полынь И.Ю.