А. СЕРАФИМОВИЧ «В ЛИТЕРАТУРНОМ ПОТОКЕ»

Дорогие наши читатели!

На нашем блоге вы сможете познакомиться с творчеством писателя Александра Серафимовича, в честь которого и был назван наш один из городов, узнать разнообразные факты из истории нашего Донского края

Читая о донском городе Серафимович, вы окажетесь в самом сердце России, на родине одного из известных писателей Дона- Александра Серафимовича, именем которого и названа наша библиотека.

Вы прикоснетесь к вехам значимой части истории российского государства, побываете там, где и века спустя, мало что изменилось – нравы, уклад жизни, обычаи.

Школьные годы советский писатель, автор «Железного потока» Александр Серафимович (настоящее имя — Александр Серафимович Попов) провел в станице Усть-Медведицкой.

Туда он переехал со своими родителями в 12-летнем возрасте. Его отец Серафим Попов на тот момент закончил военную службу.

Как офицер, он служил в Польше и на Кавказе, и везде семья следовала за ним. Когда военная карьера закончилась, они перебрались в казачью станицу.

Вскоре отец писателя заболел и умер, мать осталась одна с детишками на руках.

В станице Александр Серафимович закончил гимназию и в 20 лет уехал в Санкт-Петербург, где поступил в университет на физико-математический факультет.

Окунувшись в студенческую жизнь, он был подхвачен бурной политической деятельностью, которая кипела в северной столице.

После истории с неудачным покушением студентов на царя, он был арестован и выслан в Архангельскую губернию за участие в революционном движении и написание прокламаций.

В ссылке Серафимович начал делать первые шаги в литературном творчестве. Возможно, он никогда бы и не вернулся в родное гнездо, но судьба распорядилась иначе.

В ссылке у молодого писателя началось заболевание глаз, зрение стало падать.

И тогда друзья Серафимовича и его мать написали прошение царю, чтобы ссыльного перевели в станицу Усть-Медведевскую под гласный надзор полиции, что и было сделано.

Здесь он много лет жил под надзором полиции не имея права никуда выезжать.

В доме, где жил писатель, сейчас открыт музей, который рассказывает о жизни и творчестве писателя-земляка.

Здесь представлены документы, личные вещи, книги Александра Серафимовича.

Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области).

Отец — донской казак, был полковым казначеем, есаулом Войска Донского.

Детские годы провёл в Польше, где служил его отец. В 1873 году вернулся с семьёй на Дон в станицу Усть-Медведицкую.

Окончил Усть-медведицкую гимназию (1883).

Поступив в 1883 в Петербургский университет, на физико-математический факультет.

Александр Попов попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом.

Серафимович, выпустивший первый сборник рассказов и очерков в 38 лет, писал возмутительно медленно для наших дней.

В основе его творческого метода лежали честность и достоверность.

Чтобы литератору быть честным, утверждал он, нужны смелость и беспощадность к себе.

Достоверность и вовсе приходит с жизненным опытом. Разносторонним и, желательно, трагическим.

Такие принципы — обуза и для литературных звёзд, и для тех, кто их зажигает.

Первым литературным произведением его была листовка.

Совместно с группой товарищей 25-летний Саша (тогда ещё Попов), студент Петербургского университета, пишет воззвание, объясняющее причины и смысл неудавшегося покушения на государя-императора.

Того самого покушения, которое готовил в 1887 году старший брат Ульянова-Ленина — Александр Ильич Ульянов.

Такое творчество властям не понравилось. Сашу сослали в Архангельскую губернию.

За это решение он царскому режиму остался, что называется, по гроб жизни благодарен.

Именно там, под тяжёлым и низким небом, среди снегов, у Ледовитого океана, рождается его первый рассказ — «На льдине».

Во время ссылки написал в Пинеге свой первый рассказ «На льдине», который был под псевдонимом Серафимович опубликован в газете «Русские ведомости» в 1889 году.

Серафимович, А. На льдине. Рассказ / рис. А. Соловьева.
М.: Издание Г.Ф. Мириманова, 1926
.

«На плотах» и «На льдине» – рассказы, с которых Серафимович начал свою серию произведений, посвященных социальному неравенству. Позже основным жанром в его творчестве стал очерк.

Серафимович, Александр Серафимович. Снежная пустыня

«Снежная пустыня» является, пожалуй, промежуточным звеном между этими литературными формами. Повествование в этом произведении Серафимович ведет от первого лица. С первых страниц у читателя складывается впечатление, что в нем писатель описывает собственные переживания. От части, так и есть. Рассказчик отразил в этом произведении чувства и мысли, которые посещали его в первые дни пребывания на Севере.

Серафимович, А. С. Воробьиная ночь/ А. С. Серафимович. – Москва, 1983.- 64 с.

В 1889 году в газете «Русские ведомости» был напечатан интересный рассказ «На льдине». Подписчики газеты с волнением читали о том, как помор-охотник Сорока отправился на промысел за тюленями, как, стараясь добыть побольше зверя, чтобы хватило и заплатить долг кулаку-хозяину и прокормить семью, Сорока не заметил, что льдина, на которой он нашёл стада тюленей, оторвалась и поплыла в море. И несчастный охотник погиб во льдах Северного моря.

С тех пор целых шестьдесят лет, до последнего года своей славной, боевой жизни (Серафимович умер в 1949 году), писатель-коммунист неустанно трудился. В своих рассказах очерках он изобразил тяжёлый труд рабочих и крестьян в царской России, революционную борьбу трудящихся и их великую победу в Октябре 1917 года. Он рассказал о героической гражданской войне; о том, как строилась у нас новая, социалистическая жизнь; о том, как защищали советские люди свою Родину от захватчиков-фашистов в годы Великой Отечественной войны.

Серафимович, Александр Серафимович.  В родных местах : роман, повести, рассказы/  Александр Серафимович; [сост. В. В. Безбожного;  ил. Н. И. Семенкина]. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1986. — 412, [2] с.,  [9] л. ил., портр. ; 21 см. — (Донская библиотека «Лазоревая степь»).

Книга выдающегося ростовского писателя, нашего земляка, составлена из произведений, посвященных Дону. Первые два раздела включают повести и рассказы о жизни донского села и города в дооктябрьскую пору, а также крупнейшее произведение А.Серафимовича этого периода — роман «Город в степи». Третий раздел составили рассказы и очерки о событиях на Дону во время гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны.

Серафимович, А. С. Повести и рассказы / А. С. Серафимович. — Москва : Правда, 1987. — 480 с.

В книгу советского писателя А.С.Серафимовича (1863 — 1949) вошли наиболее известные повести и рассказы разных лет: «Пески», «Снег и кровь», «У обрыва» и другие.

Серафимович, Александр Серафимович.   Железный поток : [Роман : Для старшего  школьного возраста] / А. С. Серафимович ;  [Предисл. А. Караваевой] ; Худож. С. А. Трофимов. — Москва : Советская Россия, 1985. — 173 с. :  ил. ; 20 см. — (Школьная библиотека).

«Железный поток» является результатом анализа автором самой сути России того времени, с ее контрастами, поисками и убеждениями.Сюжет произведения описывает поход и трансформацию Таманской армии в 1918 году. Поначалу колонна полуголодных, изможденных людей, не совсем отчетливо понимающих суть событий и воспринимающих только личные ценности и беспокоясь только о собственном спасении, под предводительством Кожуха, замечательного и умелого стратега, превращается в полноценную армию людей, наводящую ужас как на восставших казаков, так и на белых.

Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы — роман «Железный поток» (1924).

В нём изображены реальные события Гражданской войны — поход Таманской армии под командованием Е. И. Ковтюха (в романе Кожуха) летом 1918.

Над романом «Железный поток» Александр Серафимович работал с 1921 года на протяжении двух с половиной лет.

Изучить тему он смог, работая в годы Гражданской войны корреспондентом газеты «Правда», возглавлял литературный отдел Наркомпроса, много ездил по фронтам, где встречался с бойцами Красной Армии, изучал подробности боев.

Совершал поездки на побережье Кавказа и в Новороссийск.

В романе описаны реальные события Гражданской войны.

В конце лета-начале осени 1918 года Таманская армия совершила поход-прорыв на юге России.

В августе на Кубани разгорелось восстание, белые войска заняли Екатеринодар, отчего таманцы оказались отрезаны от красных войск на СеверномКавказе.

Было решено вывести армию из окружения. Бойцы выходили из окружения с семьями.

Они преодолели около пятисот километров, вступая в бои с белоказачьими отрядами.

В итоге таманцы пробились к своим войскам и участвовали в наступлении на Южном фронте.

Серафимовичу была известна история Таманской армии.

Методично и упорно Серафимович отыскивает одного участника за другим, со временем знакомится и с самим Ковтюхом, беседует, делает необходимые записи, находит новых свидетелей, устраивает «перекрестные допросы», однако собранными сведениями не ограничивается.

После знакомства в 1921 году с командиром таманцев Епифаном Иовичем Ковтюхом у него увеличился интерес к походу.

По замыслу писателя повесть «Железный поток» должна была стать частью эпопеи «Борьба», однако Серафимович, по его признанию, «не стал тиражировать жестокость».

Роман описывает поход Таманской армии вдоль черноморского побережья на Туапсе вдоль линии Армавир-Туапсинской железной дороги на соединение с главными силами и происшедшие в ней изменения в 1918 году.

Колонна полуголодных, уставших людей, мало понимающих суть событий и воспринимающих только личные ценности и беспокоясь только о собственном спасении, под предводительством командира Кожуха, постепенно превращается в полноценную сознательную армию, в «железный поток», наводящий страх на восставших казаков и белую гвардию.

Главной идеей, которую доносит автор, является необходимость спастись и победить, объединив людские силы.

Несмотря на кажущее отсутствие перспективы победы, поход Кожуха сопровождался многочисленными кровопролитиями и потерями, люди не только не деградировали, но обрели цель и гражданские ориентиры.

В определённый момент он понимает, что его задача — не просто описать поход, как таковой, но дать «обобщённую и синтетическую правду», показать перерождение «защитников революции» из разбойничающей народной массы в сознательных и героических бойцов Красной армии.

На помощь приходят выезды в Первую и Вторую конные армии. Там он тоже видел солдат в оборванном тряпье, с откровенно бандитскими рожами.

Можно ли ждать революционной сознательности от таких типов? — сомневался писатель.

Убедился, что можно.

Если правильно объяснит командир смысл борьбы, увлечёт примером, где надо проявит жесткость, вся эта братва, вся эта «сарынь ни кичку» преображается на глазах.

Таких примеров в «Железном потоке» предостаточно.

И Кожух выведен тем самым командиром.

Он писал эту вещь так, как и прочие, — точно в первый раз.

Больше всего «боялся впасть в красивость», вспоминал свой первый рассказ «На льдине» и чертыхался: до него дошло, что природа там заслонила всё остальное.

В этот раз такого быть не должно.

Серафимович непрестанно помнил про это всё два с половиной года работы, работы, завершившейся полнейшей «гармонией».

Природа в «Железном потоке» не просто создаёт картинку, но и вдохновляет действие.

Герои — живые. Идут, воюют, шутят, любят, сквернословят.

Всё там работает, цепляется одно за другое, никаких сюжетных провалов, ни одного ненужного слова.

Книга прогремела.

Настоящая эпопея, не уступающая по силе «Тарасу Бульбе», она издавалась и переиздавалась в СССР десятки раз, выходила в Европе, остервенело швырялась гитлеровскими молодчиками в костёр.

Случилось всё много сложнее и одновременно проще.

Задолго до Гражданской войны Серафимович побывал в тех местах со старшим сыном Анатолием.

Путешествуя, отец и сын проследовали чуть ли не тем же маршрутом, что и Ковтюх со своей армией десятилетие спустя.

… шли мы по водоразделу Кавказского хребта, — напишет он в очерке «Из истории „Железного потока“», — громадой подымался он над морем, над степями…

Пейзаж надолго врезался в писательскую память. Он напоминал о себе регулярно, долгие годы, возникая то в сверкающем Петербурге, то в серой, уже послереволюционной Москве.

Пейзаж требовал литературного воплощения.

Не получалось.

«Хожу ли по ободранным улицам, спотыкаюсь ли молча в сугробах под обвисшими трамвайными проводами… я одно чувствую: эти серые скалы, нагнувшиеся над бездонными провалами, откуда мглисто всплывает вечный рокот невидимого потока, белеющие снеговые маковки, и по ним — синие тени; эти непроходимые леса, густые и синие, где жителями лишь зверь да птица: всё это, как чаша, требует наполнить себя. Чем? Какое содержание я волью?».

Повесть «Железный поток» была впервые опубликована в 1924 году в альманахе «Недра» (Москва, 1924, кн. № 4).

С ноября 1926 по август 1929 года Серафимович был главным редактором журнала «Октябрь», в 1927 первым прочитал рукопись романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» и опубликовал его 1—2 книги в «Октябре» в 1928 году.

А.Серафимович и М. Шолохов.

Делегат XVI съезда ВКП (б). В 1934 году выбран в состав Президиума правления СП СССР.

Умер писатель19 января 1949 года.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 200px-%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0.JPG

Могила Серафимовича на Новодевичьем кладбище

Ответственный: Полынь И. Ю.