ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА

Давайте тихонечко

Давайте мы трепетно

Кулисы сейчас распахнём

И в царство театра, волшебное, дивное

На цыпочках тихо войдём.

Нас магия сцены закружит неистово

Давайте отправимся в путь

Чтоб в мир удивительный,

Прекрасный, живительный

Хотя бы глазком заглянуть…

Здравствуйте уважаемые читатели!

Ежегодно 27 марта все работники театров и поклонники театрального искусства в России, как и во многих других странах, отмечают Всемирный день театра, установленный в 1961 году IX конгрессом Международного института театра.

Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ.

Актерские действа известны с давних времен, но изначально они были связаны в основном с религиозными праздниками или языческими обрядами, и лишь позднее перешли в разряд «развлечений», а потом и искусства. Так, скоморохи, а это музыканты, танцоры, певцы, иллюзионисты, дрессировщики и шуты, известны на Руси с 11 столетия, они ходили по стране и перебивались грошами за свои выступления. Потом появились балаганные представления.

Официальной же датой создания театра в России принято считать (30 августа) 10 сентября 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна своим указом учредила создать в Санкт-Петербурге «Русский для представления трагедий и комедий театр», который через 10 лет стал «Российским придворным театром» уже по указу Екатерины II. Позднее в его состав, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.

Считается, что именно этот первый придворный театр создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России. И уже в 1776 году был основан театр в Москве – известный меценат князь Петр Урусов получил правительственную привилегию «на открытие актерской труппы» и на «содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений» сроком на десять лет. Эта дата сегодня считается днем основания московского Большого театра, ставшего впоследствии крупнейшим театром России, на сцене которого творили Федор Шаляпин, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Галина Вишневская и другие.

28 марта 1776 Основан московский Большой театр
Большой театр

Наряду с развитием императорских (придворных) театров в последующие годы получили широкое распространение и частные театры. Так, например в 1795 году в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино». Однако, не меньшую роль в становлении отечественного театрального искусства сыграли и провинциальные театральные антрепризы, которых в 19 столетии в России стало огромное количество. Сначала это были гастролирующие труппы, но постепенно некоторые из них обзаводились стационарными помещениями в регионах. После революции 1917 года и установлении в стране советской власти, все театры были национализированы. В последующие годы в СССР стали открываться и детские театры, ТЮЗы (театры юного зрителя), концертные залы. Сегодня российские театры, которых в стране более 1,5 тысяч, классифицируются на музыкальные, оперные, детские (кукольные), оперы и балета, экспериментальные, и у каждого из них есть свои таланты и, конечно же, почитатели.

12 самых известных театров России

Самые известные театры России в основном находятся в Москве и Санкт-Петербурге. В других городах тоже есть подобные объекты культуры, которые славятся красивой архитектурой и превосходным репертуаром.

1. Большой театр

Большой – известнейший театр России, гордость страны. Впечатляет своими размерами и замечательной акустикой. Высота зрительного зала составляет 21 м, ширина — 26 м, а длина — 25 м. Состоит из пяти ярусов. Вызывают восторг окружающих великолепные росписи мастеров на потолке, большая люстра из хрусталя, состоящая из множества ярусов. Во все времена существования в театре работали самые известные и талантливые танцоры, дирижеры, певцы, хореографы, режиссеры-постановщики.

2. Мариинский театр

Самый известный театр Санкт-Петербурга. Архитектура в стиле неоклассики Мариинского театра поражает своим величием. Здание представляет собой многофигурную постройку. Стены окрашены в цвет морской волны. Посадочные места оформлены бархатом синего оттенка. В театре ставят всемирно известные шедевры оперы и балета. Здесь можно увидеть представления классических произведений и постановки современных режиссеров.

3. Михайловский театр

Еще один известный театр России, расположенный в Санкт-Петербурге. Внутри помещение украшено серебром, бархатом, золотом, лепниной, произведениями живописи, хрустальными изделиями и зеркалами. В наши дни на сцене проходит ежегодно около 200 постановок. Театр славится хорошим репертуаром.

4. Новосибирский театр оперы и балета

Театр находится на центральной площади города. Насчитывает 6 корпусов. Театр прославился классическими балетными постановками: «Лебединое озеро», «Кармен», «Спящая красавица», «Золушка», «Борис Годунов», «Евгений Онегин».

5. Александринский театр

Один из старейших театров России. Находится на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Главные элементы богатой архитектуры: статуи муз, размещенные в нишах; на лоджии построены 6 колон; с внешней стороны здания расположены павильоны Аничкова дворца; статуи Аполлона, Минервы; стены окружают орнаменты из масок. В театре регулярно проходят постановки классических произведений Александра Николаевича Островского, Александра Сергеевича Грибоедова, Антона Павловича Чехова.

6. Екатеринбургский театр оперы и балета

Театр постоянно творчески взаимодействует со странами Европы, Кореей и США. Здесь проводятся различные музыкальные фестивали международного уровня. В театре работают талантливые режиссеры, танцоры, дирижеры и оперные певцы. В репертуар входит много известных постановок оперы и балета.

7. Московский академический театр сатиры

Располагается этот известный театр Москвы на Триумфальной площади. Изначально здесь проходили представления, которые не связанны с классикой. С начала 1930-х акцентируется деятельность на жанре бытовой комедии. С 2000 г. и по сей день руководит театром Александр Ширвиндт.

8. Ростовский государственный музыкальный театр

Здание по форме напоминает рояль. На протяжении всей своей истории Ростовский музыкальный театр считался одним из самых популярных среди оперных театров. Репертуар состоит из различных балетов, оперетт, выступлений симфонических оркестров, мюзиклов и музыкальных новелл.

9. Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Считается одним из самых популярных драматических театров России. Здание располагается на Тверском бульваре. На сцене театра демонстрируются спектакли для детей по мотивам сказок и постановки по классическим произведениям русской и зарубежной литературы.

10. Театр имени Евгения Вахтангова

Театр находится в сердце столицы на Старом Арбате. Истоки берут начало в 1913 г., Вахтангов Е.Б. стал руководить студенческой драматической студией.

11. Зимний театр

Он является одной из главных достопримечательностей города Сочи. Окруженное коринфскими колоннами в количестве 88 штук, это консервативное здание сразу привлекает взгляд гостей курортной столицы России и является одним из лучших архитектурных памяток государственного значения. Театральный зал выполнен в золотом, синем и белом цветах. Здесь играли лучшие труппы со всего Советского Союза, и до сих пор выступают коллективы многих городов России, Украины, Грузии и других стран.

12. Театр «Современник»

Московский театр «Современник» основан группой молодых актеров в 1956 году. Основатели театра — Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. Уже более тридцати лет руководит «Современником» Галина Борисовна Волчек — режиссер и актриса, с именем которой связаны многие победы театра.

Интересные факты о необычных театрах

  • В Индонезии есть традиционный кукольный театр «Ваянг». Женщины и мужчины смотрят представление по разные стороны экрана. А потому женщины видят лишь тени кукол, а мужчины – ярких цветных кукол, управляемых кукольником с помощью длинных тросточек. При этом представление всегда идет только от заката и до рассвета, когда духи не способны причинить вред зрителям.
  • Театр комедии в Барселоне «Teatreneu» знаменит тем, что плата за спектакль рассчитывается, исходя из смешливости зрителя. В спинки кресел вмонтированы специальные датчики, считывающие мимику человека. Как только программа распознает нужную эмоцию, на счет списывается 30 центов. Максимальная стоимость билета фиксирована и составляет 24 евро. То есть после 80 улыбки можно уже смеяться, не боясь остаться с пустым кошельком. Идея оказалась настолько оригинальной, что от желающих посетить столь колоритное место нет отбоя.
  • Театр Бартера (штат Вирждиния, США) знаменит не только тем, что является самым старым профессиональным театром страны, но и своим подходом к оплате. История его началась во времена Великой депрессии, когда заплатить живыми деньгами за вход было практически нереально. Чтобы не лишать людей радости посещения театра, основатель подмостков Роберт Портерфилд принял уникальное решение – брать вместо традиционных денег бартерные товары: продукты питания, украшения, посуда и т.д. Шоу стоило 40 центов, и именно из этого расчета устанавливался товарный эквивалент. Прошли годы и десятилетия, а принцип бартера остался, став индивидуальной фишкой театра.
  • В июле 2011 года в лондонском театре Barbican каждый вечер устраивали необычный театральный перформанс под названием «Колыбельная». Зрителям предлагалось вместо сидения в креслах лежать на одно-, двух- и трёхспальных кроватях, а главной целью шоу было расположить людей к хорошему сну. Входил в программу представления и утренний завтрак.

Интересные факты о театральных приметах

  • Свои поверья есть в каждом театре. Например, во МХАТе и в Театре Вахтангова нельзя грызть семечки за сценой или свистеть. Все это – дурные знаки.
  • Гримерка является для актеров священным местом. Сюда нужно заходить только с левой ноги (а на сцену — с правой). На дверь лучше ничего не вешать: картинки забирают удачу. Нельзя рассыпать содержимое коробки с гримом и не стоит смотреть в зеркало поверх плеча коллеги. Номер личной комнаты артиста тоже имеет значение — во многих театрах отсутствует гримерка под номером 13, так как это число считается «несчастливым».
  • Есть своеобразный рейтинг «несчастливых» и «счастливых» пьес. Песни из «Макбета» нельзя напевать, чтобы ненароком не вызвать нечистую силу. Кроме того, плохую энергетику, якобы, несут произведения Булгакова и Гоголя. Зато того, кто играет в «Золушке», как правило, ждет дальнейший успех в карьере.
  • Плохая примета – использовать в театре собственные ювелирные украшения, а также настоящие денежные купюры на сцене. Говорят, это к банкротству.
  • Плохой приметой считается увидеть рыжего зрителя на первом ряду…  И еще куча всяких несчастливых примет
  • Считается, что артисту нельзя желать удачи, нужно говорить: «Ни пуха ни пера».

    Но не все так страшно, есть у актеров и счастливые приметы.

Предлагаем вам пополнить свой культурный багаж уже сейчас – читайте книги по истории театрального искусства, биографии культовых режиссеров и актеров и, конечно, романы, где мир закулисья находится в центре внимания, а театральная постановка перемешивается с самой жизнью! А поможет вам в этом наш обзор

Театр начинается с вешалки

  • Капиталина Смолина - 100 великих театров мира обложка книги/ К. А. Смолина. -Москва: Вече, 2010. — 432 с.: ил. — (100 великих).

В книге популярной серии «100 великих» через призму истории выдающихся театров показана история мирового театра. Представлены такие известные театры, как «Гранд-опера», «Ковент-гарден», Театр Федора Волкова, Большой театр, «Ла Скала», МХАТ, «Современник» и многие другие, составляющие гордость зарубежных стран и России.

Фрейдлин Л. Л. Театр с главного входа. Ростов-на-Дону, 2009

То, необходимость чего понимал каждый человек, увлеченный театром, свершилось! В Ростове вышел «второй том» подробных, пристрастных и увлекательных статей, портретов, интервью, обзоров и заметок замечательного ростовского театрального критика Людмилы Фрейдлин, которая пристально и вдохновенно наблюдает театральный процесс данного региона в течение нескольких десятилетий.

Наследие великих мастеров

Немирович-Данченко В. И. О театре: [сборник]. Санкт-Петербург, 2020 (Азбука-классика. Non Fiction)

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) — знаменитый режиссер, педагог, один из основателей (вместе с К.С. Станиславским) Московского Художественного театра. До конца жизни он возглавлял МХАТ, был его директором и художественным руководителем. Именно Немировичу-Данченко принадлежит заслуга открытия чеховской драматургии: в 1898 году он, известный в то время драматург, сумел уговорить своего близкого друга А.П. Чехова отдать в Художественный театр провалившуюся на императорской сцене «Чайку». Книга воспоминаний «Из прошлого», которая вошла в это издание, — не только автобиография В.И. Немировича-Данченко, но и увлекательный рассказ о главном деле его жизни, театре. Среди персонажей книги — Станиславский, Чехов, Горький, Толстой, Ермолова, Мейерхольд, знаменитые мхатовские «старики» — актеры старшего поколения. Закулисная жизнь, репетиции, премьеры, борьба с цензурой — все это под пером Немировича-Данченко предстает в ярких живых красках. Воспоминания В.И. Немировича-Данченко органично дополняют его статьи, в которых он раскрывает секреты сценического обаяния Гоголя, сложности постановки Достоевского, Островского и Толстого и, конечно, Чехова.

Черникова Е. В. Олег Ефремов: человек-театр: роман-диалог. Москва, 2020 (Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ): серия биографий: основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким. вып. 2048 (1848))

Актер и режиссер Олег Николаевич Ефремов — человек фантастически знаменитый. В 1956 году он создал театр «Современник», а с 1970-го по 2000-й руководил главным театром ХХ века, Московским Художественным. Всенародную любовь ему принесли многочисленные роли в кино. Имя его овеяно легендами, многие считают его лицом своего времени. Советская мифология сейчас в моде. Взрослые вспоминают каждый свое, юные — черпают сведения об СССР из телепередач и принтов на футболках. Ефремов, сам уже легенда, в юности тоже прошел через советский миф, но изнутри: он жил и творил в ХХ веке. Понять звездно-трагичный путь Ефремова — значит приблизиться к пониманию Советского Союза и причин его распада. Документальный роман-диалог Елены Черниковой «Олег Ефремов: Человек-театр» адресован не только поклонникам Ефремова, но и молодому поколению, которому это имя мало что говорит. Читатель найдет здесь множество сведений о советских временах, о театральной жизни, о поведении творческого человека в переломную эпоху.

Демидова А. С. Владимир Высоцкий: каким помню и люблю. Москва, 2020 (Алла Демидова. Избранное)

 Знаменитая актриса Алла Демидова работала с Владимиром Высоцким в Театре на Таганке почти 15 лет: со дня основания театра и до самой смерти актера. Их связывали совместные спектакли, концерты, репетиции, поездки на гастроли, годы доброй дружбы. Оттого на страницах этих воспоминаний Высоцкий живой и настоящий. Мы слышим его речь, следим за различными событиями его жизни, включаемся в диалог о любимом артисте его родных и близких. А. Демидова рассказывает о феномене Высоцкого, который заключался не столько в его популярности, сколько в особом свойстве личности актера, многогранности его таланта. При жизни он стал легендой, таящей в себе множество загадок. Эта книга поможет читателю увидеть Высоцкого таким, каким он действительно был в жизни и на сцене.

Шахмагонова А. Н. Актрисы старой России: от Асенковой до Комиссаржевской. Москва, 2019 (Любовные драмы)

В новой книге Александры Шахмагоновой перед глазами читателей пройдут непростые судьбы знаменитых русских актрис, успешных на сцене и в большинстве случаев несчастных в любви. Это Варвара Асенкова, сверкнувшая на сцене, но так и не познавшая семейного счастья, Полина Трепетова, не раз обжегшаяся, принимая волокитства за высокие чувства, и Вера Комиссаржевская, обманутая блеском именитого жениха, очень быстро переметнувшегося к её сестре… Знаменитая Мария Савина, обожаемая юристом А.Ф. Кони и великим Тургеневым, но потратившая свою молодость на недостойных стяжателей, которым от неё нужны были только деньги…

Раневская Ф. Г. Арлекин и скорбный Экклезиаст. Москва, 2017 (Имя. Судьба. Легенда)

Фаина Георгиевна Раневская – великая драматическая актриса со столь же драматической судьбой. Она выделяется в ряду даже самых выдающихся служителей Мельпомены – веселящий публику Арлекин и вместе с тем скорбный, как Экклезиаст, мудрец. Она была уникальной личностью и в искусстве, и в повседневной жизни, занавес над которой приоткрывают фрагменты воспоминаний, представленные в этой книге. Они тоже по-своему незаурядны, благодаря своей афористичности, а также присущей Фаине Георгиевне эмоциональности и тонкому психологизму. Ее дневники и записи позволяют увидеть некоторые тайники души, веселой и печальной одновременно, по-настоящему народной артистки.

В этой книге история жизни великой певицы и актрисы Галины Вишневской рассказана из первых уст. Книга является уникальным свидетельством непростой, удивительной жизни. Девушка, окончившая 7 классов школы, не имеющая специального музыкального образования, становится главной фигурой Большого театра, а потом и мировых оперных сцен. История жизни Галины Вишневской — сказка про Золушку, или же история тяжелой, трудной работы над собой, преодоления себя и трудностей мира. Яркий, неподражаемый стиль книги затягивает с первых страниц. Предельная откровенность и честность автора заставляет сопереживать каждой минуте горя или радости великой певицы…

Вишневская Г.П. Галина. История жизни. Москва. Чимкент, 1992

В этой книге история жизни великой певицы и актрисы Галины Вишневской рассказана из первых уст. Книга является уникальным свидетельством непростой, удивительной жизни. Девушка, окончившая 7 классов школы, не имеющая специального музыкального образования, становится главной фигурой Большого театра, а потом и мировых оперных сцен. История жизни Галины Вишневской — сказка про Золушку, или же история тяжелой, трудной работы над собой, преодоления себя и трудностей мира. Яркий, неподражаемый стиль книги затягивает с первых страниц. Предельная откровенность и честность автора заставляет сопереживать каждой минуте горя или радости великой певицы…

  • Хотя Всемирный день театра не имеет в России официального государственного статуса, но в этот день все работники театров получают поздравления не только от друзей, поклонников и коллег, но и от представителей власти на государственном уровне. В ряде регионов к этому дню приурочено проведение различных праздничных и торжественных мероприятий.

Ответственный: Сенаторова Н. А.