Дорогие друзья!
8 июня исполняется 185 лет со дня рождения
Ивана Николаевича Крамского.
Крамской Иван Николаевич известен нам сегодня как талантливый портретист и исторический живописец.
В честь этой памятной даты предлагаем вам принять участие в
часе искусства «Иван Николаевич Крамской»
Родился живописец 8 июня 1837 года в городке Острогожск Воронежской губернии. Его отец-писарь мечтал, что сын по его примеру станет делопроизводителем и устроится на хорошую должность в государственные органы.
Однако у судьбы были совсем иные планы. Познакомившись с соседским художником-любителем Михаилом Тулиновым, Ваня увлекся рисованием. С тех пор мир искусства прочно вошел в жизнь начинающего автора, и вся его дальнейшая биография была связана с созданием картин.
В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве.
В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Впереди оставался творческий конкурс — те, кто проходил его с успехом, получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.
В возрасте 12 лет Иван потерял отца, поэтому был вынужден устроиться на работу. Сына покойного писаря приняли в городскую Думу, где он оттачивал каллиграфический почерк и занимался вопросами полюбовного межевания. Вскоре молодой человек сменил рутинную работу на более интересную и близкую по духу, став ретушером у местного фотографа. Характер новой работы был разъездной: вместе с мастером ученик побывал во многих городах России.
В 1853-м случилось событие, полностью изменившее жизнь Ивана. В город приехал известный фотограф Яков Данилевский, и шестнадцатилетний парень поступил к нему в подмастерья. Занимаясь ретушью фотографий, Крамской получал не больше 2,5 рублей в месяц, но это было не главное. За три года работы у Данилевского юноша овладел многими секретами мастерства, а позже смог из провинции перебраться в центр российского искусства – Санкт-Петербург.
В городе на берегу Невы он познакомился с фотографом Александровским и начал работать в его мастерской. К тому времени Крамской был уже известным в профессиональных кругах ретушером и имел репутацию большого мастера своего дела. Параллельно с основной деятельностью Иван начал писать портреты, но до славы живописца было еще далеко. Благодаря ретуши талантливого помощника слава о работах Александровского дошла до императорского дворца, и вскоре его пригласили на должность фотографа монаршей семьи. Иван же получил предложение о сотрудничестве от Андрея Деньера, известного владельца фотоателье. Представители высшего петербургского общества записывались в очередь, чтобы получить отретушированные Крамским снимки.
В Северной столице наконец осуществилась давняя мечта провинциала – поступить в Академию художеств. Успешно пройдя вступительные тесты, молодой человек попал на курс к профессору Алексею Маркову. С первых же месяцев обучения Иван стал одним из лучших учеников академии.
Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». Однако в это время в обществе рос интерес к жанровым работам: становились популярными картины, изображающие повседневную жизнь.
После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили — часто вместе с родственниками или друзьями. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Чтобы спасти товарищей от нищеты, Крамской предложил создать совместное предприятие — Артель свободных художников.
Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артели появилось фотоателье.
Объединение свободных художников процветало. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Одним из его учеников был Илья Репин. Он писал о Крамском:
«Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».
В 1865 году живописец начал расписывать купола храма Христа Спасителя в Москве по картонам, которые он создал в годы учебы в Академии.
В конце 1869 года Иван Крамской впервые выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи.
Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов, Василий Перов, Алексей Саврасов и другие художники.
На первой же выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил свою новую работу — «Майскую ночь».
Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя. Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников, и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков.
В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».
За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей.
В 1870-х годах Крамской создал множество портретов — художника Ивана Шишкина, Павла Третьякова и его супруги, писателей Льва Толстого, Тараса Шевченко и Михаила Салтыкова-Щедрина, доктора Сергея Боткина.
В 1880-е годы одной из нашумевших работ художника стала «Неизвестная».
Героиню полотна — красивую даму, одетую по последней моде, — обсуждали и критики, и публика. Интриговала зрителей ее личность, немного высокомерный взгляд и безупречный по моде тех лет наряд. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского, который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду. После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина, ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.
В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.
Художник работал над ним около четырех лет: делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.
За несколько лет до смерти у живописца обнаружили аневризму сердца, в простонародье называемую грудной жабой. Его изматывали сильный сухой кашель и боли, которые снимала только инъекция морфия. Лечил Ивана Николаевича профессор Сергей Боткин, предпочитая скрывать от художника его смертельный диагноз.
Художник умер в своей мастерской, когда писал с натуры доктора Карла Раухфуса. Врач пытался реанимировать его, но безуспешно. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище в Петербурге.
О Иване Николаевиче Крамском и о других русских художниках
вы можете прочитать в следующих изданиях:
Ответственный: Вапельник В.О.