Казаки во славу Отечества

18 октября — День памяти войсковой казачьей славы.

Эта памятная дата, отмечаемая в России ежегодно 18 октября, начиная с 2000 года, по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». В Российской империи эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину.

Сегодня мы проводим патриотический час«Казаки во славу Отечества».

В память битвы под Лейпцигом Николай 1 повелел установить этот день храмовым праздником.

И с тех пор эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину.

Считается, что этот день начали отмечать в честь победы в крупнейшем сражении с армией Наполеона в 1813 году под Лейпцигом, сражении, которое было названо «Битвой народов», и в котором важную роль сыграли казачьи подразделения.

Кто же такие КАЗАКИ?

Изначально слово «казак» означало вольного человека. Казаками называли тех людей, которые, желая быть свободными, бежали на окраины и селились там. В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Происхождение их не известно и до сих пор вызывает массу вопросов.

Но впервые слово казак появляется в 14 веке в значении «охранник». Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям.

В далекие времена, там, где сейчас расположена наша Ростовская область, простирались покрытые высокими травами степи.

Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги и вихри. Это были пустые земли. Изредка здесь проходили кочевники. Вот сюда бежали от неволи и тяжелого труда люди, – которых позднее будут называть донскими казаками.

Время возникновения донского казачества точно не определенно.

Историки до сих пор не пришли к одной точки зрения. Однако официально старшинство Донского казачьего войска было установлено от 25 мая 1579 года, когда царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал их «жаловать».

Донские казаки — это наиболее многочисленные представители казачества. Одни из первых упоминаний о них относятся к 1550 году, когда князь Юсуф писал письмо Ивану Грозному, жалуясь на поведение казаков с Дона. Казаки разрушали поселения, грабили их, творили разные бесчинства.

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей российского государства.

День казачества ежегодно отмечается во многих странах мира, имея статус всемирного праздника, но не имея четко установленной даты.

Отмечается праздник во второй четверг ноября.

Сам праздник появился в 1989 году, инициатором его стала ООН, и отмечать его принято во второй декаде ноября, хотя изначально планировалось делать это во второй ноябрьский четверг.

Казаки – вольнолюбивый и колоритный народ, поэтому празднования проводятся в течение нескольких дней в самых разных уголках России и других стран.

Однако известно, что казаки появилось гораздо раньше этой даты — князю Ивану III ещё в 1502 году поступали доклады о молодых людях, которые повально стали уходить на Дон.

Откуда произошли донские казаки, историки так и не могут понять.

Одни считают, что от хазарских христиан — ясов и касогов, кочевых народов, впоследствии названными казаками.

Другие исследователи склоняются к версии, что донское казачество было образовано беглыми крестьянами и бродягами, которые шли к Дону со всех уголков государства.

И все-таки официальной датой зарождения донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно тогда казаки получили грамоту от самого Ивана Грозного. Царь требовал от донских казаков полного подчинения его указам, а взамен обещал жалованья и награды. Известно, что до этого времени казачьи войска уже несколько раз сотрудничали с правителем:

  • вместе с его войсками они в 1552 году завоевали Казань;
  • в 1556 году воевали за Астрахань.

Фактически этой самой грамотой Иван Грозный признал донское казачество независимым народом.

Когда на престол взошел царь Федор I, ему удалось заслужить доверие донских казаков, и часть из них (около 12000 человек) присягнули служить ему.

После донские казаки присягали и царям из династии Романовых.

Все общение с донскими казаками до начала XVIII века происходило через «Посольский приказ» — это учреждение, созданное для взаимоотношений с иностранными государствами (современное министерство внутренних дел).

Азовское сидение

Такое название получила одна из наиболее продолжительных осад казаков.

Они держали оборону Азова от турков в XVII веке. Казаки не пускали врагов в город долгие пять лет. Если перед нападением турецких войск в Азове проживало около 1000 представителей казачества, то к началу осады там было уже 4500 человек.

Казаки съезжались со всех территорий страны, несмотря на то, что турки делали все возможное, чтобы не допустить помощи казакам.

Но в итоге оборону держали уже 9000 казаков.

Численность турецкой армии была несколько сотен тысяч хорошо вооруженных воинов, но казакам удавалась отбивать все атаки. В итоге турки были вынуждены отступить — они понесли серьезные потери, назревали бунты.

После того, как казаки отстояли Азов, они просили царя Михаила Романова включить город в состав Российской империи.

На что правитель посоветовал им вернуться в свои курни и оставить крепость.

Казаки послушались его совета, и уже через семь месяцев на месте Азовской крепости турки построили свою.

Когда к власти пришли Романовы, многие казаки стали массово возвращаться на Дон, боясь наказания со стороны властей.

Приход к власти Петра I был воспринят казаками двояко.

С одной стороны, участие в военных походах царя было выгодно для них — войска получали щедрое вознаграждение и могущественного союзника в борьбе с турками.

Казаки сражались за Петра I в войне с Швецией, принимали участие в его Азовском походе.

Однако с другой стороны, царь всячески подавлял свободу казаков, ставя им свои условия. Так, в 1700 году он запретил приходить всему войску на войсковой круг, туда допускались только их атаманы. Затем, спустя 8 лет, из-за участия казаков в Булавинском восстании, Пётр I заставил их уничтожить главную ценность всего донского казачества — ту самую грамоту Ивана Грозного.

Послание Ивана Грозного значило для казаков очень много — письмо бережно хранилось в Черкасске, а его копии разошлись по всем казачьим поселениям. Раз в год, на праздник Покрова Богородицы, текст послания торжественно зачитывали перед всеми собравшимися казаками.

Уничтожение грамоты фактически означало лишение донских казаков независимости.

Емельян Пугачев — один из самых известных донских казаков, потерпев поражение под Казанью, долго думал куда ему пойти вместе с оставшимся войском.

В ходе долгих обсуждений было решено пойти на берега Дона, к казакам. Конечно, он не питал иллюзий, что его воспримут со всей теплотой и радушием, но попытался подкупить встретивших его казаков — угостил хлебом, предложил хорошее жалованье.

Такая тактика принесла свои плоды — некоторые казачьи воины стали переходить на его сторону.

Но правительство также делало все возможное, чтобы оставить донское казачество на своей стороне — туда стягивали войска, а Екатерина II посылала казакам еду в двойном объёме.

Итогом пугачевского восстания стала казнь самозванца в 1775 году. Императрица, разозленная тем, что казаки помогали Пугачеву, подписала указ об упразднении казачества.

Вера стала ещё одним камнем преткновения в отношениях казачества и официальной власти.

Конечно, христианство и казаки тесно связаны, но дело в том, что во время Раскола Русской церкви атаман Самойло Лаврентьев поддержал противников реформы патриарха Никона, и уже с 1685 года Дон стал центром старообрядчества.

На всех службах перестали поминать царей. Но это продлилось недолго, спустя три года атаман Осип Михайлов присягнул казаков на верность новой вере.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал:

«Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

И действительно, казаки были постоянными участниками военных походов и обороняли границы государства.

В 1552 году донские казаки участвовали в Казанском походе, поле чего Иван Грозный закрепил за ними территорию Дона. Отсюда и пошло название – донские казаки.

Но это до далеко не единственная их заслуга. Например, в Отечественной войне 1812 г. казаки принимали самое непосредственное участие. Их подвиги в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность.

Главной обязанностью казака всегда была военная служба, на которую они являлись на своих собственных, часто доморощенных, казачьих конях, со своими седлами, в своем обмундировании, со своими шашками и, одно время, со своими ружьями и пиками.

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Казаки несли воинскую повинность все поголовно, без льгот. Они стояли наряду с полками блистательной Российской кавалерии, и войсковое, казачье самолюбие требовало не быть ни в чем ниже их.

В казачьей семье — и отец, и дед, и прадед — и, далеко в века уходя, все были воины; служили и старший, и младший брат, и оттого создавалась традиция службы и уважения к ней.

Везде и всюду казаки показывали чудеса храбрости, уменье вести войну и побеждать.

Эти слова подтверждают заслуги Матвея Платов.

Матвей Платов

Граф Матвей Иванович Платов — самый известный донской войсковой атаман, отличался храбростью и умом сначала в схватках с горцами, а затем в войнах с европейцами.

Главные его заслуги приходятся на период Отечественной войны. Казаки особого корпуса генерала Платова участвовали в знаменитой битве под Лейпцигом. Преследуя неприятеля, взяли в плен более 15 тысяч человек.

 Казакам-гвардейцам были пожалованы 22 серебряные трубы с надписью: «За отличия против неприятеля в минувшую кампанию 1813 года», а также Георгиевский штандарт с Андреевской юбилейной лентой.

За боевые подвиги в массе дел с французами он возведен в графское Российской империи достоинство.

Василий Орлов

Еще один из героев Отечественной войны с французами в 1812 году, донской казак Василий Васильевич Орлов, впоследствии граф Орлов-Денисов.

Сын Войскового Атаман, и будущий герой Дона. Сердца Василий Васильевич был доброго, духом мужественен и весьма решителен. Казаков любил «восторженно» и гордился своим казачьим званием более всего на свете.

Он был командиром казаков лейб-гвардии, фактический охранял императора Александра I.

Он неоднократно проявлял в сражениях не только великую храбрость и отвагу, но и выдающиеся полководческие способности.

В Тарутинском сражении, благодаря его тактическим действиям удалось отбить войска неприятеля.  Победа при Тарутине имела огромное значение: она подняла боевой дух армии и показала Наполеону боеготовность российских войск, что сыграло определенную роль в решении французского императора уйти из Москвы.

Граф Орлов-Денисов за эту победу был награжден орденом святого Георгия 3-й степени

Казаки никогда не оставались в стороне военных действий.

Дон являлся главным очагом в период Гражданской войны:

Ой, да по-над Доном, батюшкой Доном
Небо загоралось алою зарей.
Шли казаки рысью, шли по эскадрону,
Зорко охраняя свой походный строй.

Казаки вступили в борьбу с врагом с первых часов войны, в часы царившего вокруг общего замешательства — уже ранним утром 22 июня 1941 года.

24 июня 1941 года в станице Вешенской состоялись проводы на фронт большого отряда казаков. С напутственным словом к казакам обратился писатель Михаил Шолохов:

«Мы уверены, что вы продолжите славные боевые традиции и будете бить врага, как ваши предки били Наполеона, как ваши отцы были германские кайзеровские войска».

В станицах активно формировались добровольные сотни. Казаки приходили на сборные пункты семьями с собственным обмундированием.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины.

Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено.

В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, о чем вам уже писалось ранее, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость.

Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование.

Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли.

В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило.

После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране.

Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе.

Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории.

Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой.

При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые.

Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно.

Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный).

По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение.

Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе.

Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой.

На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

Велики заслуги казачества перед Отечеством. Россия — это слава казачья.

История сделала казачество участником и творцом Великого государства.

Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,
Кто возвращает память краю.
Я перед ними до земли
В поклоне голову склоняю.

Представляем Вашему вниманию выставку в нашей библиотеке на тему «Казаки во славу Отечества».

Приглашаем Вас за книгами об истории казачества на Дону, о донских атаманах, о традициях и вере казаков.

Ответственный Полынь И.Ю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *