ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

Здравствуйте друзья!

Много нужных на земле профессий,
Но одну создал, конечно, Бог.
Самую прекрасную на свете,
Что звучит так гордо – ПЕДАГОГ!
Нет в мире должности прекрасней,
Труда отважней и милей.
Сегодня здесь великолепный праздник
Прекрасных душ и замечательных людей.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни – сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качества мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодежи, мало кто из задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».

Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель – это тот, кто работает в школе, а преподаватель – в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже, и не имеет точного значения в современном понимании.

Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.

Педагог

Педагог – это образ жизни'

Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Учитель

Что делает учитель математики?

В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический ВУЗ и преподающего определенный предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.

Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.

В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребенка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребенка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это – серьезная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.

Так что, родителям нужно смириться с тем, что учитель – это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объем знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя, как на самых близких ребенку людей. Одновременно с этим, при необходимости родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.

Отметим, что в современном мире у слова «учитель» имеется и еще одно значение – так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не «учитель», а «учителя» – именно так, во множественном числе, принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.

Преподаватель

Какой он – современный преподаватель вуза? - Официальный сайт ВятГУ

В ВУЗах и ССУЗах воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передает знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:

  • разработка учебных программ и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
  • написание учебных пособий;
  • научная и исследовательская работа;
  • подготовка и проведение лекций, семинаров, дискуссий и конференций.

Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.

Подводя итого всего выше сказанного можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера не корректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитание и обучением молодежи, а также развитием педагоги, можно называть педагогами.

Их немало – интересных, творческих, с искрой. Тех, кто по-настоящему любит детей и умеет их заинтересовать в предмете так, что дети сами просят: ну, расскажите, что там дальше-то?!

И никаких вам плачущих чад, которые ленятся, и никаких зубрежек по принципу «лишь бы отчеканить на уроке и потом забыть, как cтpaшный сон».

Почему они умудрялись настолько заинтересовать, или, говоря современным языком, мотивировать? А потому, что это были Учителя с большой буквы.

5 самых известных советских и российских педагогов

Портрет Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1870)

Константин Ушинский (1823–1870)

Константина Дмитриевича признают родоначальником русской научной педагогики.

Он одним из первых стал акцентироваться на нравственном просвещении. Словами простых людей его систему можно было бы очень условно передать так: что естественно, то и важно.

Также он начал учить детей на русском языке, а не на французском, как было принято в то время во многих европейских странах, включая нашу. В результате его ученики умели хорошо говорить на родном языке, в отличие от многих своих соотечественников.

Вспомните хотя бы Татьяну Ларину. При всей своей любви к родине Александр Пушкин описал героиню как типичную женщину тех лет, которой легче было изъясняться по-французски, чем по-русски.

Эту систему можно было бы назвать по заголовку статьи Ушинского: «О необходимости сделать русские школы русскими».

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) - Краевед Оренбуржья

Лев Толстой (1828–1910)

Граф был не только великим Писателем, но и великим Учителем. Он воспитывал и обучал как своих детей (которых у него было немало), так и деревенских ребятишек, организовав им для этого школу в Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде.

Точное число детей Толстого до сих пор неизвестно. Но конкретно в браке с Софьей Андреевной у него было 9 сыновей и 4 дочки, из них 5 детей yмepли в детстве.

Это был замечательный и необычный эксперимент:

  • школа была «самодеятельная»;
  • методика преподавания в ней резко отличалась от общепринятой. Никаких регламентов и требований к дисциплине не было. Ориентация шла на каждого ученика персонально. Школьник и преподаватель считались друзьями-коллегами. Дети рассаживались туда, куда хотели. Учитель им не мешал, он должен был не «наводить порядок», а заинтересовать ребят.

Эксперимент был очень удачным.

Лев Николаевич даже стал издавать специальный журнал – «Ясная Поляна», где писал о своей методике и публиковал интересные рассказики и басни «на языке школьников». Затем он издал «Азбуку», потом «Новую азбуку» и несколько «Русских книг для чтения».Школа в Ясной поляне и «Азбука». Коллаж фото с infourok

Методикой Льва Толстого успешно пользовались другие педагоги, например Станислав Шацкий. Он в 1911 г. организовал экспериментальную школу-колонию с говорящим названием «Бодрая жизнь».

Высказывания великого Макаренко, которые не понравятся современным  родителям | Мамам и малышам | Дзен

Антон Макаренко (1888–1939)

Если уж заговорили о колониях, нельзя не вспомнить самого выдающегося педагога, работавшего с бecпpизopниками, в том числе с малолетними пpaвoнapyшителями.

Антон Семенович считал, что в жизни «нет более жaлкoгo технического состояния, чем в области воспитания», и всеми силами старался это исправить.

Над его подопечными не довлели идеологический контроль и строгие стандарты. Макаренко исходил из презумпции веры каждому, привлекал детей к общему труду для общей же пользы, поощрял самоуправление среди них.Кадр из советского фильма «Республика ШКИД»

В то время его резко критиковали (например, Надежда Крупская) и называли «несоветским». В итоге Макаренко отстранили от дела, и спасло его лишь вмешательство поклонника его таланта – Всеволода Балицкого, наркома украинского НКВД. Антону Семеновичу даже разрешили возглавить новую коммуну, которая сразу после этого начала добиваться успехов.

В 1988 г. организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список преподавателей, задавших направление педагогического мышления в XX в.

Также в этот список вошли Джон Дьюи, Мария Монтессори и Георг Кершенштейнер.

Лев Выготский: культурно-историческая теория

Лев Семенович опередил свое время на несколько десятков лет. Он одним из первых начал педагогику сращивать с психологией. В итоге появилась коррекционная педагогика.

Современные любители простых и образных лайфхаков не найдут в книгах Выготского четких инструкций.

Но вся его система стала символом передового отношения к детям: им нельзя ничего навязывать; воспитание – это не приспособление к среде, а формирование личности, которая умеет выбираться за пределы среды.

Василий Сухомлинский. Жизнь, неотделимая от школы - Православный журнал  «Фома»

Василий Сухомлинский (1918–1970)

Этот Учитель исходил из того, что каждый ребенок – Личность, вот что главное. И воспитание и образование должны отталкиваться от данного факта.

Все такие «маленькие личности» должны дружно и творчески общаться в группе. В помощь им могут идти такие приемы, как сочинение с ними сказок, совместное чтение книжек.

Само же обучение Сухомлинский считал радостным трудом.

Предлагаем Вашему вниманию, обзор книг «Образ учителя в художественной литературе»

Рассказы и повести / Чехов / Серия книг Детская литература 7644309 купить в  интернет-магазине Wildberries

Чехов А. П. Рассказы и повести: Для ст. шк. возраста. М., 2001 (Школьная библиотека)

Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблён в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье ещё не отвыкли считать маленькой» и потому зовут её Маней и Манюсей, а когда в городе побывал цирк, который она усердно посещала, её стали звать Марией Годфруа. Она страстная лошадница, как и отец; часто с сестрой и гостями (в основном офицерами из расположенного в городе полка) она выезжает кататься верхом, подбирая Никитину особую лошадь, так как наездник он неважный. Её сестра Варя, двадцати трёх лет, гораздо красивее Манюси. Она умна, образованна и как бы занимает в доме место покойной матери. Называет себя старой девой — значит, замечает автор, «была уверена, что выйдет замуж». В доме Шелестовых имеют виды на одного из частых гостей, штабс-капитана Полянского, надеясь, что он вскоре сделает Варе предложение. Варя — заядлая спорщица. Никитин раздражает её больше всех.

Александр Пушкин - Дубровский обложка книги

Пушкин А. С. Дубровский. Москва, 2021 (Яркие страницы)

Одним из второстепенных персонажей романа А. С. Пушкина «Дубровский» является Дефорж — молодой француз, прибывший в Россию для работы в качестве гувернёра Саши Троекурова. В дальнейшем его место занимает главный герой, Владимир Дубровский. Характеристика Дефоржа важна для понимания того, насколько несерьёзно многие дворяне подходили к качеству образования своих отпрысков. Дефорж, не имевший никакого отношения к просвещению, был приглашён на должность гувернёра только потому, что был французом, а тогда было модно приглашать на работу иностранцев.

Распутин, В. [автограф] Уроки французского. Повести и рассказы. М.: Худлит,  1987. | Аукционы | Аукционный дом «Литфонд»

Распутин В.Г. Уроки французского: повести и рассказы. Москва, 1987 (Библиотека юношества)

Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) – русский писатель, публицист, общественный деятель.
После окончания начальной школы в своём родном селе Аталанка Иркутской области будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в средней школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, ссоры с местной ребятнёй. Всё, что описывается в рассказе «Уроки французского» (1973), можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл сам Валентин Распутин.

Книга "Учитель фехтования. Черный тюльпан" Дюма А - купить книгу в  интернет-магазине «Москва» ISBN: 978-5-486-01639-4, 382856


Дюма А. Учитель фехтования Черный тюльпан: [романы: перевод с французского]. Москва, 2007 (Классика приключенческого романа)

Роман «Учитель фехтования» — яркий образец ранней прозы классика французской приключенческой литературы Александра Дюма. Главный герой, французский учитель фехтования, приезжает в Россию, чтобы обучить своему мастерству. Поездка приходится на переломный момент в жизни страны — конец царствования Александра I, восшествие на престол Николая I и восстание декабристов. На этом масштабном фоне разворачивается драматическая история любви молодой француженки Луизы Дюпюи и сосланного в Сибирь за участие в заговоре графа Анненкова — и учитель фехтования играет в ней отнюдь не последнюю роль. Быт и нравы Российской империи первой половины XIX века, жизнь в столицах и в провинциальных городках, императорские балы и охота на медведей, — всему этому находится место в путевых заметках французского путешественника. Книга проиллюстрирована художником Петром Любаевым.


Бронте Ш. Учитель: [роман]. Санкт-Петербург [и др.], 2017 (Азбука-классика)

Уильям Кримсворт молод и беден. Он чувствует себя чужим и несчастным на конторской службе, и место учителя в дорогом пансионе для мальчиков в Брюсселе кажется ему счастливой переменой участи. Именно там предстоит ему пройти нелегкий путь взросления и жестокое «воспитание чувств» — от юношеского увлечения яркой женщиной старше себя до глубокого, осознанного чувства к коллеге по работе, начинающей Учительнице Френсис Анри.
Однако невинный «служебный роман» вызывает в ханжеской атмосфере пансиона злобу и враждебность…

Книга: "Королек - птичка певчая" - Решад Гюнтекин. Купить книгу, читать  рецензии | ISBN 978-5-9907441-0-3 | Лабиринт

Гюнтекин Р. Н. Королек, птичка певчая: [роман]. Москва, 2011

Сюжет в общих чертах напоминает «Джен Эйр» Шарлотты Бронте — раннее сиротство главной героини, закрытый пансион, помолвка и разрыв с недостойным любимым, бегство, работа учительницей. Неизвестно, черпал ли Р.Н. Гюнтекин вдохновение у мисс Бронте.

Первоначально автор создал пьесу в четырех действиях под названием «Дочь Стамбула». Однако театр, которому она предназначалась, отказал Р.Н. Гюнтекину. Тогда писатель облёк свою задумку в форму романа, который был издан в 1921 году. В последствие в книгу вносились небольшие изменения — повествование от лица рассказчика сменилось на дневник от первого лица.

Эссе на тему: "Трудно ли быть учителем?"

Ответственный: Сенаторова Н. А.