НАУКА В РОССИИ

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»

Многолетняя традиция отмечать отечественные научные достижения в России прервалась, к сожалению, в начале 90-х годов и была возобновлена только указом президента от 7 июня 1999 года «Об установлении Дня российской науки». Согласно этому указу дата 8 февраля выбрана далеко не случайно.

8 февраля 1724 года  (28 января по старому стилю) Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I  в России была основана Академия наук. В 1991 году она была переименована в Российскую Академию наук.

Почему день науки отмечают 8 февраля?

День российской науки приурочен к дате основания Российской академии наук. 28 января 1724 года, а по старому стилю 8 февраля, по указу императора Петра I была основана Академия наук и художеств. А спустя почти три столетия, к 275-летию со дня основания Академии первым президентом России Б.Н. Ельциным был учреждён праздник «День российской науки».

История Академии наук

Здание Академии наук. Подробная информация: расписание, фото, адрес и т. д.  на официальном сайте Культура.РФ

Российская академия наук существует почти 300 лет и за это время в её стенах выросли сотни учёных, были созданы новые механизмы, доказаны теории, совершились важнейшие научные открытия.

С первых лет своего существования Российская академия наук разительно отличалась от западноевропейских аналогов. Во-первых, Академия была тесно связана с Академическим университетом и гимназией. Академики не только занимались наукой, но активно преподавали, что положило начало её дальнейшей преемственности. Во-вторых, Академия была учреждением государственным и давала возможность за счёт казны учиться всем желающим. За успехи в учёбе и вклад в науку простолюдины могли получать жалованье от государства.

Первым зданием Академии стала Кунсткамера. Торжественное открытие основного здания Академии состоялось 27 декабря 1725 года уже после смерти Петра I.

На протяжении последующих лет академия ни раз меняла свое название:

  • 1724 – Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
  • 1747 – Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
  • 1803 – Императорская академия наук (ИАН)
  • 1836 – Императорская Санкт-Петербургская академия наук
  • 1917 – Российская академия наук (РАН)
  • 1925 – Академия наук СССР (АН СССР)
  • 1991 – Российская академия наук (РАН)
  • Россия богата на таланты, ведь именно Россия дала всему миру великих учёных, без изобретений и открытий которых мы не можем представить нашу сегодняшнюю жизнь, именно наша страна — Родина изобретателей, которые внесли свой значимый вклад не только в российский прогресс, но и в мировой. Предлагаем вам ознакомиться с гениальными плодами наших соотечественников, которыми по праву можно гордиться! 

Первая печатная книга

Презентация на тему "Первая печатная книга на Руси" - презентации по  Истории скачать бесплатно

Иван Фёдоров (около 1520 — 5 декабря 1583) является создателем первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства.

Иван Федоров по традиции называется «первым русским книгопечатником»

В 1563 году по приказу Иоанна IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. В нём был напечатан Апостол (книга, 1564). Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал именно «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник». Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское.

Сам Иван Фёдоров пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание). Эти люди и выгнали Ивана Фёдорова из его родного Отечества, а Ивану пришлось переселиться в другую страну, в которой он никогда не был. В этой стране Ивана, как он сам пишет, любезно принял благочестивый король Сигизмунд II Август вместе со своей радою.

Токарно-винторезный станок

История токарного станка - полезная информация Токарно-винторезные станки  по металлу

Андрей Константинович Нартов (1693—1756) — изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Нартов разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс (1738). Впоследствии это изобретение было забыто и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колес заново изобрел около 1800 г. Генри Модели.

Русский механик и изобретатель

В 1754 году А. Нартов был произведен в генеральский чин статского советника

Работая в Артиллерийском ведомстве, Нартов создал новые станки, оригинальные запалы, предложил новые способы отливки пушек и заделки раковин в канале орудия и др. Им был изобретен оригинальный оптический прицел. Значение изобретений Нартова было столь велико, что 2 мая 1746 года был издан указ о награждении А. К. Нартова за артиллерийские изобретения пятью тысячами рублей. Кроме этого, ему отписали несколько деревень в Новгородском уезде.

                                                        Велосипед

Артамонов Ефим Михеевич (1776 — 1841), был крепостным и работал слесарем на Нижнетагильском заводе Демидовых, где готовили металлические крепления. Там и разжился металлом на свое изобретение. С детства помогая отцу, строившему баржи для сплава чугуна, железа и всякого металла, он многому научился. В свои двадцать пять он построил первый двухколёсный цельнометаллический велосипед. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката.

Фото жизнь - Artyom Mirniy / Артём Мирный - Город Екатеринбург (Россия) - Памятник  изобретателю велосипеда Ефиму Артамонову

Памятник изобретателю велосипеда Ефиму АРТАМОНОВУ в Екатеринбурге

Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса. Позже это назовут велосипедом.

В 1801 г. Артамонов решил поехать на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). На ходу самокат был тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом. Это был первый в мире велопробег. По легенде, в сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом». Из Петербурга выехал он в Москву. Артамонову пожаловали 25 рублей и дали вольную ему и его семье.

К сожалению, дальнейшие следы Ефима Артамонова вместе с его изобретением теряются. Считается, что велосипед придумал немецкий барон Карл Драйз, получивший патент в 1818 году. Хотя он создал просто деревянный самокат, передвигаться на котором нужно было, отталкиваясь ногами от земли. Без всяких педалей!

Подводное судно

Портрет учёного «Российские учёные и их изобретения. Г.К. Чарновский» 2021,  Таловский район — дата и место проведения, программа мероприятия.

Дворянин из Игуменского уезда Минской губернии Казимир Гаврилович Чарновский (1791–27.09.1847), заключенный в Петропавловскую крепость за связь с декабристами, 1 июля 1829 г. подал письмо на высочайшее имя: «В 1825 г. я изобрел подводное судно… Корпус из железа (в то время все суда были деревянными), цилиндрической формы – нос заострен, корма тупая. В верхней части – выдвижная рубка с иллюминаторами. Система погружения – из 28 кожаных мехов, в которые поступает забортная вода; при всплытии вода выдавливается из мехов особыми рычагами. На лодке – огнестрельное оружие и самовоспламеняющаяся мина, которую можно подводить под днище вражеского корабля…». 19 июля это письмо было прочитано и признано документом государственной важности. Изобретение тогда не было реализовано, поскольку давший положительное заключение на него талантливый инженер генерал Базен, узнав, что изобретатель – государственный преступник, не рискнул продолжить работы по внедрению. До сих пор не установлено, как без сложных инструментов, книг и справочников Черновский смог за три недели создать объёмное и вполне научно аргументированное описание первого в Российской империи проекта подводной лодки. Он предусмотрел практически всё — и систему перемещения под водой, и баллоны с кислородом, и специальные мины с химическим запалом для вооружения подлодки, и амортизатор для донных погружений, и даже скафандр. Впервые в мировой практике Казимир Черновский обосновал необходимость использования для строительства подлодки металла и придания кораблю обтекаемой цилиндрической формы.

Черновский одним из первых предложил построить корабль цилиндрической формы, с металлическим корпусом, снабжённым подвижным перископом. Существует мнение, что русский генерал Карл Андреевич Шильдер, который построил в 1834 году первую металлическую подводную лодку, был знаком с проектом Черновского и позаимствовал из него некоторые технические идеи. По проектам Шильдера были построены первые в мире цельнометаллическая подводная лодка, с которой под его командованием был выполнен первый в мире запуск ракет из подводного положения, и вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца.

Паровоз

Наш паровоз |
Братья Черепановы

Братья Черепановы (на самом деле отец и сын) в 1833—1834 гг. создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный.

В 1834 г., на Выйском заводе, который входил в состав Нижнетагильских заводов Демидова, русский механик Мирон Ефимович Черепанов с помощью своего отца Ефима Алексеевича построили целиком из отечественных материалов первый в России паровоз. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом». Сегодня модель первого русского паровоза типа 1−1−0, построенного Черепановыми, хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Первый паровоз имел массу в рабочем состоянии 2,4 т. Его опытные поездки начались в августе 1834 г. Изготовление второго паровоза закончили в марте 1835 г. Второй паровоз мог перевозить грузы уже массой 1000 пудов (16,4 т) со скоростью до 16 км/ч.

Черепановым было отказано в патенте на паровоз, потому что он «зело вонюч»

К сожалению, в отличие от стационарных паровых двигателей, востребованных в то время российской промышленностью, первой русской железной дороге Черепановых не было уделено того внимания, которого она заслуживала. Разысканные ныне чертежи и документы, характеризующие деятельность Черепановых, свидетельствуют, что это были истинные новаторы и высокоодаренные мастера техники. Они создали не только Нижнетагильскую железную дорогу и ее подвижной состав, но и сконструировали много паровых машин, металлообрабатывающих станков, построили паровую турбину.

Электромобиль

В последней трети XIX века мир охватила форменная электрическая лихорадка. Поэтому и электромобили делали все, кому не лень. Это был «золотой век» электрических автомобилей. Одним из энтузиастов был инженер Ипполит Владимирович Романов. В 1899 году в Санкт-Петербурге с участием Романова и по его проектам был построен первый отечественный электрический автомобиль, предназначенный для перевозки двух человек и получивший известность под названием «кукушка». Его масса составляла 750 кг, из которых 370 кг занимал аккумулятор, которого хватало на 60 км при скорости движения 35 вёрст в час (около 39 км/ч). Также была создана машина омнибус, перевозящая 17 человек со скоростью 20 км/ч на расстояние в те же 60 км.

Тупиковая история отечественных электромобилей - КОЛЕСА.ру – автомобильный  журнал

Первый электрический омнибус Ипполита Романова в Гатчине

Романов разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Правда, под свой личный коммерческий страх и риск. Найти нужную сумму изобретатель не смог, к большой радости конкурентов – владельцев конок и многочисленных извозчиков. Однако работающий электроомнибус вызвал большой интерес у других изобретателей и остался в истории техники как изобретение, убитое муниципальной бюрократией.

Самолет Можайского

Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825-1890 гг.) первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. В 1876-м он разработал модель самолета, пролетевшую приличное расстояние в помещении с офицерским кортиком в качестве груза. На исследования Можайскому отчаянно не хватало денег: военное ведомство не считало нужным тратиться на сомнительные, по их мнению, проекты. Но, несмотря ни на что, в 1885 году построенный на его собственные средства самолет разогнался и чуть оторвался от земли. Но потоки воздуха откинули самолет в сторону, в результате чего он наклонился, задел крылом поверхность земли, крыло обломилось и самолет упал. Самолет пролетел около 100 саженей (213 метров).

Александр Можайский. День рождения.: all_collector — LiveJournal

Самолёт Можайского — иллюстрация в книге «Воздухоплавание за 100 лет» (1884 год)

Конструируя самолет, Можайский изначально рассчитывал установить одни из первый образцов двигателей внутреннего сгорания, но они показали себя несостоятельными, из-за слишком большой массы и малой мощности, поэтому в конструкции использовалась облегченная модель парового двигателя мощностью 21 л.с. Весовые характеристики паросилового агрегата самолёта Можайского был чрезвычайно высокими для своего времени. Несмотря на неудачный полет факт создания первого самолета в мире остается фактом: тяжелую машину с человеком на борту поднял в воздух русский инженер, а не братья Райт. Александр Федорович Можайский умер в нищете, потратив все сбережения на усовершенствование своего детища, так и не увидев его второго полета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. К сожалению, сохранившиеся документальные материалы не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

Аэродинамика

Жуковский, Николай Егорович — Википедия

Николай Егорович Жуковский

Николай Егорович Жуковский разработал теоретические основы авиации и способы расчета самолетов — и это в те времена, когда строители первых самолетов утверждали, что «самолет – не машина, его рассчитать нельзя», и больше всего надеялись на опыт, практику и свою интуицию. В 1904 году Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

Электрический трамвай

В Петербурге 22 августа 1880 г. испытан первый в мире электрический трамвай. Первый трамвай создал артиллерийский офицер и инженер Федор Аполлонович Пироцкий (17.02.1845, Лохвицкий у. Полтавской губ. – 28.02.1898, Алешки), родившийся в семье военных врачей из казаков. Обычный двухъярусный вагон конки Пироцкий двигал с помощью электричества, подаваемого по рельсам. Петербургские газеты сообщали, что впервые в России «двинут вагон электрической тягой» и что публика с восторгом встретила необычное новшество.

Где появился первый в мире трамвай - Парламентская газета

Первый электрический трамвай

Из-за сопротивления хозяев «конки» регулярное трамвайное движение началось почти 30 лет спустя (29 сентября 1907 г.). Поскольку для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств, его идеи были подхвачены за рубежом и в России другими. Так, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задал ему множество вопросов; через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах» (с 1881 г. их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого). Это не единственное изобретение Пироцкого. Он проложил первый подземный электрический кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской школе в 1881 г. Он же был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей. Когда отставной полковник умер, у него не было денег: чтобы оплатить похороны, была заложена его мебель.

Гусеничный трактор

Старообрядец Федор Блинов – изобретатель первого трактора на Руси |  STAROVE.RU - Сайт для думающих и ищущих

Федор Блинов

Русский крестьянин Федор Блинов (25.07.1831 (32), с. Никольское Вольского уезда Саратовской губ. – 24.06.1902) был бурлаком, кочегаром, машинистом на пароходе. 27 марта 1878 г. подал заявку на получение патента на изобретенный им «вагон с бесконечными рельсами» – прототип гусеничного трактора. Привилегию (патент) № 2245 получил осенью 1879 г. Первый в мире гусеничный трактор (на паровом ходу) был им сделан в конце 1880-х гг. В 1889 и 1896 гг. как изобретатель трактора награжден медалями Саратовской и Нижегородской выставок. Немцам, просившим Блинова продать «самоход» для организации серийного производства, он отказал, а в своей стране его не поддержали. Газета «Волгарь» писала про историю с самоходом Блинова: «Вся беда в том, что русские изобретатели – русские. У нас нет доверия к собственным творческим силам».

Периодическая таблица химических элементов

Дмитрий Менделеев: «Какой я химик, я - политико-эконом…» - Вольная экономика
Дмитрий Менделеев

Периодическая система химических элементов (таблица Менделеева) — классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И. Менделеевым в 1869 году. Её первоначальный вариант был разработан Д. И. Менделеевым в 1869—1871 годах и устанавливал зависимость свойств элементов от их атомного веса (по-современному, от атомной массы).

Вопреки сложившейся легенде, ученый не изобретал водку, она была изобретена до него. Миф возник из-за того, что в 1865 году он защитил докторскую диссертацию по исследованию химических эффектов соединения спирта с водой.

Так случается: открытие словно витает в воздухе. Но все же Дмитрий Менделеев (1834 — 1907) упорядочил известные на тот момент химические элементы по росту атомных масс и опубликовал таблицу раньше Лотара Мейера. Этот факт подстегнул немца, и через несколько месяцев он тиснул свой вариант в германском журнале «Liebigs Annalen». Дмитрий Иванович ответил: в декабре 1869-го представил научной общественности обновленную таблицу, описав вероятные свойства трех, не известных еще элементов. Один из них, галлий, был открыт через пять с лишним лет, скандий и германий — еще позже.

«Я готов признать, что не обладаю подобной смелостью для прогнозов. Совпадению их с реальностью никто не радовался сильнее меня», — уверял Лотар Мейер. Но свое право на авторство периодической таблицы отстаивал рьяно. Дабы прекратить споры, в 1882 году Лондонское королевское общество выдало обоим по золотой медали Дэви «за чрезвычайно важные открытия в любой области химии». Но в Германии наше первенство, конечно, никогда не признают.

Радио

160 лет со дня рождения изобретателя радио Александра Степановича Попова -  Российское историческое общество

Александр Степанович Попов

Великий русский физик-электротехник Александр Степанович Попов (04.03.1859, пос. Турьинские Рудники Пермской губернии – 31.12.1905, Петербург) на заседании Русского физико-химического общества 7 мая 1895 г. сделал доклад об изобретенной им системе связи без проводов – радио – и продемонстрировал ее работу. Свое сообщение Попов закончил следующими словами: «В заключение могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применен к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающих достаточной энергией».

В мировой науке считается, что 7 мая 1895 года — день рождения радио

Деятельность А. С. Попова, предшествовавшая открытию радио — это исследования в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн. К сожалению, открытие не было запатентовано.

24 марта 1896 г. Попов передал первую в мире радиограмму на расстояние в 250 м., а в 1899 г. он сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Это дало возможность упростить схему приема и увеличить дальность радиосвязи.

На следующее свое крупное изобретение – детекторный приемник с наушниками – Попов получил российскую привилегию (патент России) №6066 в ноябре 1901 г. Детекторный приемник с наушниками был долгое время самым распространенным благодаря простоте и дешевизне; под названием «телефонный приемник депеш» устройство получило большую золотую медаль международной выставки 1900 г. в Париже. Приемники Попова широко применялись в России и Франции. В 1897 г. Попов открыл явление радиолокации, внедрил радио на флоте.

Первая радиограмма, переданная А. С. Поповым на остров Гогланд 6 февраля 1900 г., содержала приказание ледоколу «Ермак» выйти на помощь рыбакам, унесенным на льдине в море. Ледокол выполнил приказ, и 27 рыбаков были спасены. Попов осуществил первую в мире линию радиосвязи на море, создал первые походные армейские и гражданские радиостанции и успешно провел работы, доказавшие возможность применения радио в сухопутных войсках и в воздухоплавании. В 1900 г. приборы радиосвязи были успешно применены при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», терпящего бедствие у о. Гогланд. После спасения броненосца адмирал С. О. Макаров телеграфировал Попову: «От имени всех кронштадтских моряков приветствую Вас с блестящим успехом». Через год, 2 июня 1896 г. в Англии Г. Маркони подал заявку на изобретение аппаратуры для связи без проводов с помощью электромагнитных волн. Ему было отказано со ссылкой на публикации А. С. Попова.

За два дня до смерти А. С. Попова избрали председателем физического отделения Русского физико-химического общества. Этим избранием русские ученые подчеркнули огромные заслуги А. С. Попова перед отечественной наукой.

Телефон

В то самое время, когда в Мюнхене телефону Белла вынесли категорический вердикт «для дальней связи непригоден, предел – 10 км», в России проводит испытания аналогичной конструкции Павел Голубицкий, известный изобретатель, пионер отечественной телефонии. Расстояние, которое покрыл разработанный им аппарат, – 353 км!

Голубицкий П. М (Александр Захваткин) / Проза.ру

Павел Михайлович Голубицкий родился 16 (28) марта 1845 года в Тверской губернии. Окончил физико-математический факультет Московского университета в 1870 году. В своем имении Почуево Голубицкий создал первую в России телефонную мастерскую, у которой был даже фирменный бланк. Был у изобретателя и личный бланк: «Павел Михайлович Голубицкий – изобретатель телефонов».

В мастерской работали четыре человека, которые за несколько лет изготовили более 100 аппаратов. Именно командой Голубицкого была разработана конструкция микрофона с угольным порошком – этот микрофон до сих пор жив в некоторых аппаратах. Трудно поверить, но благодаря Голубицкому мы можем держать телефон в одной руке – в виде трубки, а не в двух, как раньше, прикладывая два механизма к уху и рту. Рычаг переключения телефона с режима вызова в режим разговора, коммутатор, который дает возможность попарно соединять несколько телефонных линий, внедрение телефонной сети на железной дороге – все это изобретения Павла Михайловича.

У Голубицкого неоднократно пытались перекупить документацию и даже целую мастерскую, но он, не получая никакого дохода от увлечения всей своей жизни, тем не менее неизменно отвечал отказом. В 1892 году мастерская, вероятно, в результате поджога, сгорела дотла. В это же время как сквозь землю провалился старший мастер Василий Блинов – вместе с чертежами. Уцелело лишь несколько готовых телефонных аппаратов, а также техническая документация по патентам и новым разработкам.

Телевизор

«Информационный ящик», от которого современный человек порой не может оторваться, изобрёл советский физик Владимир Зворыкин. Владимир родился в купеческой семье города Мурома. Мальчик имел возможность с детства много читать и ставить всякие опыты — эту страсть к науке отец всемерно поощрял. Начав учиться в Петербурге, он узнал об электронно-лучевых трубках и пришел к выводу, что именно за электронными схемами будущее телевидения. Зворыкину повезло, он вовремя уехал из России в 1919 году. Много лет работал и в 1931 году ученый анонсировал свою работу. В начале 30-х годов запатентовал передающую телевизионную трубку — иконоскоп. Еще раньше он сконструировал один из вариантов принимающей трубки — кинескоп. Через год в Ленинграде выпустили первую двадцатку советских телевизоров. Чуть позже появилось телевещание, а «информационные ящики» стали выпускать тысячами.  А потом, уже в 1940-е годы, он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и получил цветное ТВ. Примечательно, что до 1967 года советский народ довольствовался лишь черно-белым вещанием, хотя Зворыкин предлагал идею цветного телевидения 35-ю годами ранее. В память о великом советском изобретателе возле столичного телецентра Останкино был воздвигнут памятник Владимиру Зворыкину и его изобретению – первому телевизору.

Кроме этого, Зворыкин разработал прибор ночного видения, электронный микроскоп и еще много всяких интересных вещей. Он изобретал всю свою долгую жизнь и даже на пенсии продолжал удивлять своими новыми решениями.

Первый человек в космосе

Королев Сергей Павлович - Научный Деятель - Биография

Над созданием одноместных космических кораблей советский конструктор Сергей Павлович Королев работал с 1958 по 1963 год. Созданный под его руководством космический корабль «Восток» стал первым проектом во всей истории, позволивший запустить человека в космическое пространство.

25 марта 1961 года произошел испытательный запуск корабля «Восток» с собакой Звездочкой на борту, а также манекеном космонавта, которому дали прозвище «Иван Иванович». Испытания были успешными, агрегат благополучно приземлился.

12 апреля 1961 г. русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин осуществил первый в мире полет человека в космос на корабле «Восток» с помощью ракеты Р-7 (первый старт ракеты – 21 августа 1957 г.). Весь мир облетело крылатое гагаринское: «Поехали!» в момент старта с Земли. Гагарин совершил на корабле оборот вокруг Земли за 1 ч. 48 мин. Все радио- и телевизионные станции мира передавали подробности полета. Весь мир узнал позывные Гагарина – «Кедр» и руководившего полетом С. П. Королева – «Заря». Вернувшись на Землю, Гагарин объездил половину стран земного шара, и везде его встречали как своего – цветами, улыбками и ликующими возгласами. Но, как ни беспредельна была его слава, он оставался скромным человеком: через шесть лет в 1967 г. при запуске 9-го русского пилотируемого космического корабля с В. М. Комаровым Гагарин исполнял функцию дублера. В 1968 г. родной город Гагарина Гжатск в Смоленской области переименован в г. Гагарин.

На фоне этой всемирной славы русского человека шок испытали американцы. После эпохального прорыва в космос русских, запустивших первый искусственный спутник Земли (4 октября 1957 г.), они поставили цель вывести первого человека в космос. Им пришлось опять догонять. Почти через месяц (5 мая 1961 г.) после русских они запустили в космос первого американца. Вторым человеком в космосе после Гагарина стал А. Шепард, совершивший суборбитальный 15-минутный полет. По сути, это был не полет, а «подскок» в космос без вывода корабля на орбиту спутника Земли. Настоящий орбитальный космический полет первым американцем (Дж. Гленном) был совершен лишь на следующий год – 20 февраля 1962 г. Американцы, гордые достижением Шепарда, переименовали родной город космонавта в Спэйстаун (Космоград). У нас, к сожалению, Космоград так на карте и не появился, хотя поводов для этого было больше, чем у американцев. С 1962 г. 12 апреля стал государственным праздником СССР – Днем космонавтики. С 1968 г. отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. В 2011 г. по решению ООН 12 апреля объявили Международным днем полета человека в космос.

Первый искусственный спутник земли

Спутник-1 первый искусственный спутник Земли - Про космос

В 1955 году конструктор Сергей Павлович Королев обратился в ЦК КПСС с инициативой вывести в космическое пространство искусственный спутник Земли. Спутник был выведен на околоземную орбиту 4 октября 1957 года. Космический аппарат, названный простейшим спутником-1 (ПС-1), выглядел как шар, достигающий в диаметре 58 сантиметров. Его вес составлял 83,6 килограмма. Конструкция дополнялась четырьмя антеннами (2,9 и 2,4 метра), которые были необходимы для передачи сигналов, функционирование их осуществлялось от батареек передатчиков. Спустя 295 секунд от момента запуска, искусственный спутник Земли, совместно с основным ракетным блоком, весившим 7,5 тонны, оказался на орбите, высота которой в перигее составляла 288 километров, а в апогее — 947 километров. На 315 секунде произошло отделение спутника от ракеты, и тут же его позывные смог услышать весь мир.

3 факта об изобретении:

• Спутник летал на протяжении 92 дней, вплоть до 4 января 1958 года. Ему удалось совершить 1440 оборотов вокруг нашей планеты.

• Дата запуска отмечается в Российской Федерации как день Космических войск.

• США удалось реализовать успешный запуск собственного спутника только спустя полтора года от аналогичного запуска в России.

Тетрис

Как советский инженер придумал Тетрис - одну из самых популярных игр на  Планете
Алексей Пажитнов

Давным-давно, 30 лет назад, в СССР была популярна головоломка «Пентамино»: нужно было укладывать на разлинованное в клеточку поле различные фигуры, состоящие из пяти квадратиков. Выпускались даже сборники задач, и шло обсуждение результатов.
С математической точки зрения такая головоломка была отличным тестом для компьютера. И вот научный сотрудник Вычислительного центра АН СССР Алексей Пажитнов написал такую программу для своего компьютера «Электроника 60». Но мощности не хватало, и Алексей убрал один кубик из фигурок, то есть сделал «тетрамино». Ну а потом пришла идея, чтобы фигурки падали в «стакан». Так появился тетрис.
Это была первая компьютерная игра из-за железного занавеса, а для очень многих вообще первая компьютерная игра. И хотя уже появилось много новых игрушек, тетрис по-прежнему привлекает своей кажущейся простотой и реальной сложностью.

Наркоз

С древнейших времен человечество мечтало избавиться от боли. Особенно это касалось лечения, которое порой было болезненнее самого недуга. Травы, крепкие напитки лишь притупляли симптомы, но не позволяли совершать серьезных действий, сопровождаемых серьезными болевыми ощущениями. Это существенно тормозило развитие медицины. Николай Иванович Пирогов – великий русский хирург, которому мир обязан многими важнейшими открытиями, внес огромный вклад в анестезиологию. В 1847 году он обобщил свои эксперименты в монографии по наркозу, которая была издана во всем мире. Тремя годами позднее он впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом. Также Николай Иванович является автором топографической анатомии, которая не имеет аналогов в мире.

Микрохирургия глаза

Миллионы врачей, получив диплом, горят желанием помогать людям, мечтают о будущих свершениях. Но большинство из них постепенно теряют прежний запал: никаких стремлений, одно и то же из года в год. У Святослава Николаевича Федорова энтузиазм и интерес к профессии год от года лишь рос. Спустя всего шесть лет после института он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1960 году в Чебоксарах, где он тогда работал, провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. Подобные операции проводились за рубежом и ранее, однако в СССР считались чистым шарлатанством, и Федорова уволили с работы. После этого он стал заведующим кафедрой глазных болезней в Архангельском мединституте.

С.Н. Фёдоров- основатель МНТК

Святослав Николаевич Федоров

Именно здесь в его биографии началась «империя Федорова»: вокруг неуемного хирурга собрался коллектив единомышленников, готовый к революционным изменениям в микрохирургии глаза. В Архангельск потянулись люди со всей страны с надеждой снова обрести утраченное зрение, – и они действительно прозревали. Инновационного хирурга оценили и «официально» — вместе со своей командой он перебрался в Москву. И начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза.

Советских изобретателей можно уверенно назвать одними из лучших в мире. И это вполне закономерно: развитие и поддержка научной школы в СССР было одним из важнейших стратегических приоритетов советского государства. Нам же, жителям бывшего СССР, остаётся только гордиться нашими учёными, открытия которых позволили вывести мировую цивилизацию на качественно новый уровень. Разумеется, в одной статье невозможно рассказать о всех советских учёных, изобретателях, конструкторах, чьи научные открытия изменили мир.

Российские исследователи продолжают славные традиции прошлого в науке. В РФ действует порядка четырех тысяч различных научных организаций и обществ, большинство государственных, которые занимаются научными исследованиями. Самых значительных успехов российские ученые добились в физике, биологии и химии, в то же время по гуманитарным и общественным наукам есть некоторое отставание, которое надеются сократить в самое ближайшее время. Вообще, в современной России особенное внимание уделяют знаниям в сфере безопасности, освоения космоса, военных вооружений, ядерной энергетики, телекоммуникационных систем и прочим.

Предлагаем вашему вниманию, книги о науке и научных изобретениях русских и зарубежных ученых.

Ответственный: Сенаторова Н. А.