Всемирный день защиты прав потребителей

В Начале марта в преддверии Всемирного Дня защиты прав потребителей в нашей библиотеке была подготовлена книжная выставка и издана печатная продукция для посетителей виде буклета.

День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США 15 марта 1962 года.

На высшем уровне было дано понятие потребитель. Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей:

  • Право на информацию
  • Право на безопасность
  • Право на выбор
  • Право быть услышанным

Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.

1960 год  —  основана некоммерческая компания Consumers International (CI) — Международная организация потребителей. Организация объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти развитых демократических государств. Принципы Consumers International:

    Право на информацию

    Право на безопасность

    Право на выбор

    Право быть услышанным

    Право на возмещение ущерба

    Право на здоровую окружающую среду

    Право на потребительское образование

    Право на удовлетворение базовых потребностей

Consumers International защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывает образовательную и правовую помощь.

День прав потребителей учрежден ООН с 1983 г.

9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.

В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.

1992 год — Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно.

Российской особенностью ВДПП является то, что каждый год он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2023 года: «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».

Заданная тема согласуется с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года. Подобная практика позволяет правозащитным организациям РФ концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав.

По статистике Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», всё большее и большее количество граждан решаются защищать свои потребительские права, в том числе и в судебном порядке.

В фонде нашей библиотеки собраны книги и брошюры, с помощью которых  Вы сможете защитить свои права как потребителя, так и предпринимателя. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.

Закон о защите прав потребителей. Комментарий к Закону и практике его применения. О.Н. Зименкова,     Т.Л. Левшина, В.И. Тобис, А.Е. Шерстобитов. ЗАО «МЦФЭР», 2004.

Комментарий предназначается для судей, прокуроров, адвокатов, работников государственных органов и общественных организаций по защите прав потребителей, студентов, аспирантов преподавателей высших юридических учебных заведений, а также граждан, интересующихся правилами защиты своих прав как потребителей.

Вопросы защиты прав потребителей (в помощь предпринимателю): [справочно-информационный материал № 5. Ростов-на-Дону, 2013

Гусятникова Д. Е. Все формы документов по защите прав потребителей: [разъяснения и рекомендации по составлению и заполнению]. Москва, 2010 (Советы опытных людей)

Каждый день мы с вами платим за некачественные товары и услуги, каждый раз испытываем трудности при замене вещи, если она не подошла, а уж если нам просто разонравилась наша покупка — оставляем ее себе на память…

Эта книга окажет незаменимую помощь всем потребителям. Она даст краткие инструкции, как себя вести в той или иной ситуации и что делать, если ваши права нарушены.

Гущина К. О. Права потребителя при покупке товаров и оказании услуг: практическое пособие. Москва, 2014

Законодательные нормы сопровождаются подробным комментарием. Отдельное внимание автор уделяет действиям потребителя в случаях нарушения его прав и законных интересов. Для широкого круга читателей.

Павленко В. В. Защити себя сам: имея автомобиль, покупая товары и услуги, пользуясь услугами ЖКХ. Ростов-на-Дону, 2011 (Закон и общество)

Пособие содержит рекомендации о порядке составления и отправки претензий и подаче исковых заявлений в суд в случае приобретения некачественного товара, предоставления услуг/работ ненадлежащего качества. В издание включены образцы претензий и исков по разделам. 

Пластинина Н. В. Дистанционные покупки: порядок приобретения товаров и юридическая защита потребителей. Москва, 2012

Книга написана в соответствии с новыми правилами продажи товаров дистанционным способом, Законом РФ » О защите прав потребителей» и Гражданским кодеком РФ.

Образцы претензий к хозяйствующим субъектам по вопросам защиты прав потребителей: [справочно-информационный материал № 3. Ростов-на-Дону, 2013

Более подробно с литературой на данную тему пользователи библиотеки смогли ознакомиться в нашей библиотеке, где была организована выставка и подготовлены буклеты.

До скорой встречи!

Ответственный:

 Кислякова С.И.