Проспер Мериме известен миру как писатель и один из первых авторов во Франции, кто начал творить в жанре новеллы. Его книги переведены на множество языков, а по их мотивам написаны оперы и сняты кинокартины. Мериме был также историком, этнографом, археологом и переводчиком.
В качестве главного инспектора исторических монументов заведовал составлением реестра исторических памятников (т. н. база Мериме). Член Французской академии, сенатор Второй империи. Много сделал для популяризации во Франции русской литературы.
Если читатель хочет погрузиться в прошлое, описанное подробно, до мельчайших деталей, то труды французского писателя — это способ совершить увлекательное путешествие во времени.
Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 года в Париже. Его отец был ученым, а мать художницей. Будущий писатель отучился на юриста, после чего устроился секретарем к одному из министров французского правительства. Позднее он занял должность в инспекции по сохранению памятников культуры и истории, а в 1853 году стал сенатором.
Несмотря на успешную политическую карьеру, Мериме всерьез увлекся литературным творчеством. Небольшие рассказы он начал сочинять, будучи студентом, а вскоре представил публике дебютное серьезное произведение под названием «Кромвель». Работа была одобрена Стендалем, но автор отказался ее печатать.
Первый сборник пьес Мериме опубликовал от лица вымышленного автора – писательницы Клары Гасуль. Еще одной мистификацией начинающего сочинителя стал сборник сербского фольклора «Гузла», который он якобы собрал в Далмации. Однако вскоре выяснилось, что «народные» песни для книги сочинил сам Мериме, что поразило даже таких искушенных литераторов, как Пушкин и Мицкевич.
Позже вышла историческая книга «Жакерия», сюжет которой был посвящен средневековому крестьянскому мятежу. Драма без прикрас описывает все неприглядные подробности восстания, явившегося следствием авторитарной политики государства. Так же детально Проспер разобрал борьбу за власть, развернувшуюся между феодалами и клерикалами во время правления Карла IX. Безусловно, эти два произведения стали истинными шедеврами мировой литературы, но широкую известность Мериме принесли его новеллы.
Самым популярным произведением автора стала новелла «Кармен», повествующая о вольных испанских цыганах. Сочинение неоднократно становилось основой для театральных постановок, а в 20 веке его сюжетом несколько раз вдохновлялись кинематографисты. Трогательная и печальная история любви цыганской девушки и испанца по сей день отзывается в сердцах зрителей и читателей.
Проспер Мериме много путешествовал, и в каждой стране черпал идеи для очередных книг. У писателя был уникальный талант тонко подмечать особенности каждого народа, что впоследствии пригождалось ему при создании тех или иных образов. Героями новелл «Коломба» и «Маттео Фальконе» стали темпераментные корсиканцы, а в «Венере Илльской» создатель раскрыл черты характеров родных ему французов. Последнее произведение было написано в духе мистицизма, а сам Проспер называл его своим лучшим творением.
Серьезные проблемы со здоровьем автор новелл начал испытывать в 1860-х, когда один за другим у него происходили астматические приступы. Давало о себе знать и сердце.
В 1867 году Мериме сменил климат, перебравшись в Канны. Здесь 23 сентября 1870 года он скончался, изможденный прогрессирующей болезнью.
Это был период войны с Пруссией, и задолго до смерти писателя не покидало ощущение приближающейся катастрофы. В столице у новеллиста остались библиотека и архив, которые позже сгорели во время военных действий. Личные вещи и многие ценности достались прислуге, но писателю было уже не до того.
Знаменитого мастера похоронили на кладбище Гран-Жас в окрестностях Канн. Уже после кончины литератора был опубликован его сборник «Последние новеллы», а также письма к друзьям и возлюбленным.
Ответственный: Вапельник В.О.