10 февраля 1938 г. родился советский писатель Георгий Александрович Вайнер.
К этой дате мы подготовили литературный час «В плену детектива»
к 85летию со дня рождения Г. А. Вайнера.
Георгий Александрович Вайнер — советский писатель в жанре детектива, сценарист, редактор и журналист. Работал в соавторстве с братом Аркадием Вайнером.
Георгий Вайнер родился 10 февраля 1938 года в городе Москва.
Георгий и Аркадий выросли на Сухаревке, в одном из самых криминальных районов Москвы в послевоенное время. Георгий, в отличие от старшего брата, плохо учился в школе, часто хулиганил, много дрался. Нередко Аркадию, занимавшемуся вольной борьбой, приходилось вступаться за Георгия в дворовых конфликтах.
Когда его старший брат стал милиционером, то ему не раз приходилось задерживать Георгия за хулиганство. Знакомые даже шутили, что карьерный рост Аркадию обеспечивал Георгий.
Георгий Вайнер долго искал себя в жизни. Под влиянием старшего брата в 1960 году заочно окончил Московский юридический институт. После ВУЗа Георгий работал электромехаником, техником, инженером, затем пришел в многотиражную газету в качестве журналиста. Через некоторое время стал корреспондентом ТАСС.
Старший брат Георгия, Аркадий Вайнер, проработал в милиции более двадцати лет и прошел путь от рядового инспектора до следователя по особо важным делам. Накопленный за годы работы огромный опыт позже был использован в процессе создания романов.
Писать вместе Вайнеры начали в 1965 году.
Первая их повесть — «Часы для мистера Келли» — была опубликована в журнале «Смена». Уже в первом романе проявилась главная особенность их последующих произведений — безупречно выстроенный сюжет и фактическая точность. Читатель продолжает оставаться в напряжении до самого конца действия.
В 1969 году вышел первый детектив братьев Вайнеров — «Ощупью в полдень». В 1971 году они написали свой первый сценарий — к криминальному детективу «Я, следователь…». В нем главную роль сыграл грузинский певец В. Кикабидзе.
«Ощупью в полдень»
На заснеженной дороге обнаружен труп молодой женщины. Почему орудие убийства найдено у мальчишки-подростка, если все свидетели указывают, что видели на месте преступления мужчину? Так начинается одно из ранних дел Стаса Тихонова…
Одинокая интеллектуалка, похоже, нашла мужчину своей мечты. Однако вскоре история романтическая превращается в историю криминальную…
И вот следователь Тихонов расследует смерть молодой журналистки, которая была убита на заснеженном пустыре в спальном районе на глазах у свидетелей. Для разгадки придется просчитать маршруты и вахты множества людей, работающих в округе, сторожить автомобильные рейсы и прочесывать гостиницы.
Аркадий Вайнер ушел из милиции только после выхода этого романа, а Георгий в то время еще продолжал работать корреспондентом ТАСС.
С начала семидесятых годов в творчестве Вайнеров четко определяются две линии. Одна из них — это чисто детективные романы, лучшим из которых считается «Эра милосердия» (1976). Почти сразу после выхода этого произведения братья написали на его основе киносценарий, и через несколько лет по нему был снят известный многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя». В главных ролях снялись Владимир Высоцкий и В. Конкин.
«Эра милосердия»
Роман об оперативных сотрудниках Московского уголовного розыска (МУР), об их трудной и опасной работе по борьбе с преступностью. События разворачиваются в первом послевоенном, 1945 году. Офицер Шарапов, бывший полковой разведчик, поступает на работу в МУР, чтобы оберегать и охранять то, что народ отстоял в годы войны. В составе оперативной группы, которую возглавляет капитан Жеглов, он участвует в разоблачении и обезвреживании опасной бандитской шайки «Черная кошка».
Экранизация культовой книги получила широчайшую известность под названием «Место встречи изменить нельзя».
Второе направление в творчестве писателей — это создание многоплановых произведений, в которых детективный сюжет сочетается с исторически конкретным образом. Первым таким опытом стал их роман «Визит к Минотавру», по которому тоже был снят многосерийный фильм.
«Визит к Минотавру»
…У известного музыканта, народного артиста СССР Полякова похищена бесценная скрипка работы Страдивари. Такова завязка бестселлера классиков российской литературы братьев Вайнеров – романа «Визит к Минотавру» (1971). Толчком к написанию книги послужила реальная история ограбления квартиры выдающегося советского скрипача Давида Ойстраха, творчески переработанная писателями (так как в действительности воры как раз не тронули ни одного музыкального инструмента).
Классический детектив со стремительно развивающимся сюжетом? Не только. Роман захватывает и держит в напряжении, как и положено детективу, но вместе с тем многослоен и объединяет два временных пласта. Параллельно с рассказом о расследовании, которое ведет знаменитый герой братьев Вайнеров старший инспектор Тихонов, мы узнаем о судьбе и тайнах творчества великого мастера Страдивари и его учителя Амати, создававших свои уникальные инструменты в XVII–XVIII вв. в Кремоне. История раскрытия громкого преступления становится поводом для размышлений о «сальерианстве», природе таланта, человеческих пороках и страстях, о Минотавре, живущем в каждом из нас.
Умело выстроенная композиция, яркие жанровые зарисовки, живые диалоги, динамичная смена эпизодов и общая кинематографичность… Недаром роман лег в основу популярного телевизионного фильма (1987).
Вместе братья Вайнеры написали более 150 книг и 22 сценария к фильмам. Два своих последних романа («Умножающий печаль» и «Райский сад дьявола») Георгий Вайнер писал один.
В 1990 году уехал в США, работал там журналистом, в 1992-2001 годах был главным редактором газеты «Новое русское слово» (в конце 1980-х годов возглавлял московское отделение редакции, которое размещалось в его квартире, затем, окончательно переехав в Нью-Йорк на постоянное место жительства, работал в основном нью-йоркском помещении).
Был членом редколлегии русскоязычной газеты «Русский Базар» и журнала «Чайка». В последние годы жил в Нью-Йорке.
Скончался 11 июня 2009 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похороны Георгия Вайнера прошли 12 июня на кладбище Маунт-Мориа в Фэйрвью (Нью-Джерси).
В интервью он говорил о себе и о своем творчестве:
«Человек чрезвычайно сложная конструкция. Иногда спрашивают — что образует литературный материал книги — детектив ли это, или роман о врачах или о пахарях? Думаю, что таких книг не бывает, бывают книги только о себе. И если ты способен затронуть какие-то важные для людей вопросы и сам по себе достаточно интересный человек, то герои твои — полицейские ли или уголовники, насильники или добрые люди — это всегда интересно. И я с удивлением думаю о том, что эти все разнообразные люди — умные, дураки, злодеи — они суть мое воплощение»
Вайнеры в нашей библиотеке:
Вайнер А.А., Вайнер Г.А. Визит к Минотавру; Гонки по вертикали. — М.: Эксмо, 1994
В романах братьев Вайнеров «Визит к Минотавру» и «Гонки по вертикали» читатель вновь встретится с инспектором МУРа Станиславом Тихоновым. Похищена уникальная скрипка Страдивари — такова завязка событий в романе «Визит к Минотавру». В поисках похитителей инспектор столкнулся с преступлениями, совершенными более 20 лет назад. Найденный в украденном чемодане старинный орден позволяет разоблачить международную группу преступников — такова детективная фабула романа «Гонки по вертикали». На фоне расследования автором блестяще показано столкновение двух мировоззрений — уголовника «Батона» и инспектора Тихонова.
Вайнер Г. А. Дивизион: [романы]. Москва, 2012
Золотой фонд отечественного детектива! Такие книги раньше давали почитать на ночь. Вот уже несколько поколений читателей и телезрителей увлеченно следили за приключениями Глеба Жеглова и Володи Шарапова, за расследованиями инспектора Стаса Тихонова, советского комиссара Мегрэ. Но их времена, увы, прошли. Настали лихие 90-е — черед группы «Дивизион»! Они — «Дивизион». Секретная оперативная группа по борьбе с организованной преступностью. Люди, чья профессия — расследывать самые сложные, самые невозможные дела. Однако на этот раз распугивать приходится не просто убийство при загадочных обстоятельствах, но — смерть одного из своих…
Вайнер Г. А. Райский сад дьявола: [роман]. Москва, 2013
Они — «Дивизион». Секретная оперативная группа по борьбе с организованной преступностью.
Профессия этих людей — расследовать самые сложные, самые невозможные дела. Однако на этот раз распутывать приходится на просто убийство при загадочных обстоятельствах, но — смерть одного из своих.
Знаменитый роман Георгия Вайнера, одна из знаковых книг «нулевых» годов!
Вайнер Г. А. След черной рыбы: [роман]. Москва, 2013
Георгий Вайнер — не только один из культовых братьев Вайнеров и не только автор собственных замечательных детективов. Романы, написанные им в соавторстве с Леонидом Словиным, также отличаются захватывающим сюжетом и яркой индивидуальностью.
…В маленьком спокойном южном городке однажды произошел пожар. Несчастный случай? Или — тщательно продуманное преступление? И — так ли уж безмятежен этот маленький городок, как кажется поначалу?..
Ответственный: Вапельник В.О.