Творчество Серафимовича уходит глубокими корнями в народную жизнь. Борьба народа за свое освобождение питала его творчество, сам народ — рабочие, крестьяне, солдаты — был активнейшим действующим лицом в его произведениях.
Материалом для ранних произведений Серафимовича стала жизнь простых тружеников. И уже в начале своего творческого пути о его книгах весьма одобрительно отзывались такие писатели, как В. Короленко, Г. Успенский.
В 90-е годы главной темой в произведениях Серафимовича была жизнь представителей рабочего класса. Шахтеры, железнодорожные служащие, доменщики, и крестьяне стали героями его книг. В своих произведениях Александр Серафимович стремился показать не только их быт, но и внутренний мир.
В первую очередь писателя интересовало то, о чем думает простой труженик. Но специфической особенностью литературной идеи Серафимовича являлось убеждение, что тяжелые работы не столько утомляют человека физические, сколько убивают в нем общественную активность.А потому, он видел не только причины каторжного труда, но и его последствия.
При этом в ранних произведениях этого писателя присутствует вера в силу народа. Он не считал неизменным и непреложным равнодушие рабочих к собственной судьбе.
Александр Серафимович написал много книг для детей и юношества:
«Маленький шахтёр»
Отец-шахтёр отправляет своего 12-летнего сына работать на шахту на выходные рождественские дни. Мальчик «упрямо и слезливо» пытается сопротивляться, но бесполезно. «Мальчик тоже был чёрен, как эфиоп, оборван и тоже мелькал босыми ногами в продранных башмаках».
Три рождественских дня предстояло провести мальчику Сеньке в шахте за работой. «Тоска и отчаяние щемили сердце. Губы дрожали, он щурился, хмурил брови, стараясь побороть себя и глотая неудержимо подступавшие детские слезы». На водокачку вместе с Сенькой отправлен пьяница Егорк Финогенов. Егорка был зол с похмелья и от предстоящей работы в праздники, когда остальные пьянствуют и гуляют (но другого выхода у него нет, так как все средства к существованию Егорка уже пропил). Реклама: MEDIASNIPER
Когда Егор и Сенька остались одни в тёмной шахте у водокачки, Финогенов улёгся спать, а мальчик должен быть работать в темноте. Сенька уже не думал о праздниках и веселье. «Сенькой овладело состояние, подобное тому, какое испытывает привычный к дальним дорогам конь, когда он вляжет в хомут и тронется, помахивая слегка головой, зная, что долго придётся идти этой мерной, неспешной поступью».
У него появилось ощущение одиночества и нараставший страх. Сенька ощущал присутствие чего-то страшного и пока скрываемого. Он устал и больше не мог качать. Вода стала прибывать. От безысходности мальчик начал кричать и плакать. Наконец Егор сменил Сеньку.
«Сенька достал из-за пазухи кусок слипшегося от сырости чёрного хлеба и стал есть». Мальчик заснул. Ему снилось веселье, праздник, баня. Тут его больно ткнули в бок. Это Егор пришёл будить его, чтобы Сенька сменил его. Опять вокруг стала тишина. Все было неподвижно, угрюмо, безнадёжно.
«Три друга»
Семилетний Ванятка помогает матери: гоняет по двору свиней, бьёт их хворостиной. Затем Ванятка бежит в конюшню к отцу, смотрит, как тот смазывает колеса телеги. «Ванятке хотелось все делать, что делают взрослые, а силёнки не хватало». Мальчик решил сам нацепить на коня хомут, но он сам зацепился шлеёй и повис под лошадиной шеей. Отец дал ему шлепка. Ванятка погнал телят на гору пастись.
Пришло время покоса. Мать оставляет Ванятку приглядывать за двухлетней сестрёнкой Нюркой. Мальчик, оставив сестру, убежал на покос, но, немного подумав, не стал там показываться на глаза взрослым, так как знал, что его накажут за оставленную без присмотра сестрёнку. Он побежал обратно мимо трёх курганов. Тут он увидел, как зайчишка отбивается от коршуна. Ванятка спасает зайчика с выклеванным глазом.
«Ванятка, осторожно держа, понёс его назад:
— Ах ты сердяга!.. Лапушка моя… бедненький… Ишь, проклятый, как он тебя!..»
Зайчишка стал жить под амбаром в норе. Во время страшной грозы Ванятка испугался и выбежал на улицу. Там он нашёл брошенного щенка. «Сразу прошёл страх, ощущение заброшенности, одиночества».
Щенок и заяц подружились, стали вместе играть, вместе спали в кошёлке.
Однажды ночью во двор прокрались воры. Щенок завизжал, а заяц забарабанил лапами в окно. Отец Ванятки проснулся и схватил ружье: воров и след простыл.
Так зверей полюбили и взрослые. Дали клички: щенку — Забияка, зайцу — Одноглазый.
Ванятка не расставался с ними. «Куда бы он ни шёл, впереди трусил лохматый, дымчатый Забияка, а сзади Одноглазый сделает два-три скачка, станет столбиком и поводит ушами…»
Осенью Ванятка захотел в училище пойти, как и все его товарищи, но отец сказал, что ему ещё рано. Реклама: Реклама
Мальчик сам в дождь побежал в школу. Надел отцовские сапоги, накинул мешок от дождя. Так как сапоги были велики ему и утопали в грязи, то Ванятке приходилось тянуть их за голенище и руками переставлять ноги.
Забияка и Одноглазый пошли за ним. Ванятка стал гнать их домой (он кричал «Пошли!.. Убью»).
Когда Ванятка сидел уже на уроке, все заметили, что в окно смотрят заяц и собака. Учитель сказал, что это не годится.
По возвращении Забияка и Одноглазый встречали Ванятку на дороге.
Весной заяц убежал в лес, Забияка стал сторожить двор.
Ванятка летом работал во дворе не покладая рук, а зимой бегал в школу в отцовских валенках.
«Воробьиная ночь»
На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася . Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попросили переправу.
Кирилл отправил мальчика.
Подводчиков было двое. Один из них показался мальчику разбойником, потому что у него «не закрывались губы, старческий пустой рот чернел, и сбоку из-под клочковатых седых усов выглядывал желтый клык». Перевозили птицу.
Когда доплыли до берега, мальчик облегченно вздохнул и погнал тяжелый паром назад. Начался рабочий день: Кирилл гонял паром, а мальчик чинил лодку. Вечером Кирилл куда-то ушел, а Васе сказал оставаться дома.
Поднялся бешеный ветер, река сердита зашумела, а с другого берега послышалось: «Па-ро-му-у!..». Мальчику было страшно в такую погоду гнать паром. Но он боялся, что дядя Кирилл будет его бить и плача, дрожащими руками стал развязывать веревку». Вася изо всех сил работал веслами, но понял, что бесполезно бьется среди этой темноты.
Лодку прибило к берегу, и мальчик оказался в 50 шагах от своего домика. Лодку унесло. Мальчик поплыл на пароме.
На другом берегу ждали две подводы и два человека.
«Молчаливая ночь+молния чаще и чаще разгоняла тьму, и видно было, как стали летать воробьи». Мальчик увидел ухватившиеся за край парома руки. Он очень испугался и потерял сознание. Когда проснулся, паром не качало.
Его отнесли в дом. Это были те люди, которых Вася перевозил утром. И не разбойники, продавцы птицей.
«Черный треух»
Рассказ «Черный треух» написан Серафимовичем в 1914 году, когда Россия вступила в захватническую и несправедливую империалистическую войну. Герой Серафимовича — десятилетний ребенок, которому приходится добывать себе пропитание на улице. Сын солдата вынужден вести жизнь беспризорника. Он рано повзрослел, расстался с детством. Он рано научился уважать труд, узнал, как нелегко дается каждая трудовая копейка.
С судьбой мальчугана из рассказа «Черный треух» сходна судьба Пахомки, героя рассказа «Степь и море».
«Степь и море»
У него тоже отца призвали в армию, ему тоже пришлось рано начать зарабатывать на хлеб. Но Пахомка во всем стремится подражать своему отцу. Он унаследовал от него настойчивость в борьбе, силу воли. И все-таки как трудно мальчонке, когда он единственный мужчина в доме! Вот ночью в море его застигает буря. Раньше он спокойно чувствовал себя в лодке, потому что на корме сидел сильный и смелый человек — его отец. А теперь, без отца, Пахомка испугался бури, стал звать на помощь…
Тяжелое, трудное детство у героев Серафимовича. И дети и взрослые одинаково страдают. Но рассказы писателя не только проникнуты сочувствием к жертвам капитализма. Художник создал и образы борцов за свободу, за счастье народа.
Ответственный: Вапельник В.О.