Уважаемые читатели!
Сегодня 14 августа 155- летие со дня рождения известного английского классика, прозаика, драматурга, автора знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреата Нобелевской премии по литературе.
Давайте вместе с вами вспомним , кто такой Голсуорси, какие книги у него получили широкую известность, и что вы можете прочитать в нашей библиотеке об известном писателе и его творчестве.
Джон Голсуорси (Galsworthy) (1867-1933) — английский писатель.
Первый президент Пен-клуба (1921), международной ассоциации литераторов.
Пен-клуб-это международная правозащитная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных литературных жанрах.
5 октября 1921 года в Лондоне была учреждена литературная организация, получившая название ПЕН-клуба или просто ПЕН.
Название клуба — ПЕН — аббревиатура от английских слов poet (поэт), essayist (эссеист), novelist (романист), складывающаяся в слово PEN — перо/ручка.
Целью организации является содействие творческому сотрудничеству писателей всего мира и их объединению для поддержки «людей слова», которые подвергаются гонениям и преследованиям.
Организация поддерживает писателей, находящихся в тюремном заключении, испытывающих материальные трудности либо замалчиваемых политическими режимами, которые участники клуба определяют как репрессивные.
ПЕН-клуб объединил активную часть литературного мира (писателей, поэтов, журналистов) с целью оказывать помощь и содействие всем представителям литературного сообщества, пострадавшим за свои убеждения или оказавшимся по каким-то причинам в трудном жизненном положении.
Члены организации взяли на себя обязанность защищать свободу слова и прессы всеми доступными законными средствами, а также бороться с произвольной цензурой в отношении литературных произведений и журналистских публикаций.
Кроме всего прочего, ПЕН-клуб является противником использования литературных произведений и журналистики с целью фальсификации фактов для достижения определённых политических или личных целей.
Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932). Социально-бытовые романы «Остров фарисеев» (1904), «Петриций» (1911), «Фриленды» (1915) и другие.
В трилогиях о судьбах одной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-1921) и «Современная комедия» (1924-1928) дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца 19 — 1-й трети 20 века в трилогии «Конец главы» (1931-1933) проявились консервативные тенденции. Драмы.
В литературной публицистике отстаивал принципы реализма.
Родился 14 августа 1867 в семье богатого юриста. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете.
Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.
Тяга к чтению и путешествиям перевесила солидность и престиж службы, и увлечение литературой стало делом жизни. …
Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой.
Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал.
Во время своих путешествий в 1890 году Джон на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими
Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»), состоялся в 1897 году, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon», 1901), в котором впервые появился один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя.
Рассказы сборника «Под четырьмя ветрами» (1897), возникшие в результате его кругосветного путешествия, он считал экстравагантными по тематике, лишенными глубины чувства, философской мысли, темперамента.
В процессе работы над романом «Джослин» (1898) он, по его словам, стал постигать то, что называют «ощущением характера», но, говорит он, роман был плох, нельзя было сказать, что он «написан».
Вскоре после выхода этих вещей, не имевших успеха, Голсуорси начал читать Тургенева и Мопассана.
«Это, — отмечал он, — были первые писатели, которые сразу же возбудили во мне подлинное эстетическое волнение и открыли мне глаза на то, что значит чувство пропорций в трактовке темы и экономия слов. Вдохновленный ими, я начал второй роман — «Виллу Рубейн».
Он больше приближался к подлинному роману, в нем чувствовалась атмосфера и были соблюдены пропорции, но и он все же не был «написан».
Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни.
Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.
Среди ранних произведений Джона выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод — 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон — John Sinjohn).
В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900 году, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод — 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, — сюжет также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906 году, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», русский перевод — 1925).
Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер.
Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным.
Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.
Объективность Голсуорси в сочетании с тонкостью психологической нюансировки и богатством стилистики помогли ему воплотить в своей главной книге «долгую борьбу чувств, долгое унижение духа, долгую, трудную страсть и долгие усилия приучить себя к отупению и равнодушию», запечатлеть «жизнь со своим жаром, и холодом, и горечью».
В последние годы писатель создал третью трилогию «Конец главы» («End of the Chapter», 1934), включающую романы «Девушка ждет» («Maid in Waiting», 1931), «Цветущая пустыня» («Flowering Wilderness», 1932) и «Через реку» («Over the River», 1933). Будущее страны связывается в ней с другим более старым типом семьи, с «большим чувством традиции и долга, чем Форсайты».
«Сага о Форсайтах» включает 5 романов, написанных с 1906 по 1921 год. Однако автор пока не спешил расставаться со своим героем Сомсом Форсайтом, поэтому с 1924 по 1928 год вышли еще 3 романа и 2 интерлюдии под общим названием «Современная комедия». История Сомса, Ирэн и их детей была завершена.
В первом романе саги — «Собственнике» — писатель рассказал об опыте семейной жизни своей любимой женщины — Ады Немезиды Пирсон. Она была женой его двоюродного брата майора Артура Голсуорси.
Обедневшими наследниками дворянского рода Чэреллов, дальних родственников Форсайтов, движет не инстинкт собственности, а «инстинкт служения» — атрибут сознания традиционного.
Героиня трилогии с чисто английским чувством юмора, с прямым, но сдержанным характером приносит любовь в жертву долгу перед семьей, ради возрождения традиционного, укорененного в земле уклада жизни.
Они познакомились на одном из семейных обедов – Ада вышла замуж в 1891. А судьбоносным моментом была встреча на Северном вокзале в Париже в 1895 году, где он провожал Аду и ее мать.
Ада заметила его склонность к писательству и спросила: «Почему вы не пишете? Вы же для этого созданы». Вот так она определила судьбу Голсуорси и изменила свою – он влюбился, а она не смогла противостоять чувствам. Ее брак был очень неудачным: она не разделяла интересов мужа и ей была противна физическая близость с ним.
Ее родила Анна Юлия Пирсон, а отца у нее не было вовсе. Она считалась незаконнорожденной, что отразилось на ее имени – мать назвала ее Адой Немезидой, видимо, считая девочку наказанием за свои грехи. Жаль, что она не могла ее просто любить.
Когда Аде было 2 года, ее усыновил странный доктор Купер, но его дочерью «по крови» она не была, что он указал в завещании.
Ее мать стала гражданской женой доктора (любовницей), но в одном доме они никогда не жили.
Он умер, когда девочке исполнилось 14 лет, и все последующие годы мать только и думала о том, как выдать ее замуж.
Что и произошло в 1891 году. Как оказалось, брак был лишь попыткой убежать от вздорной матери, но оказался разочарованием.
Брак без любви характерен для викторианской эпохи, но было безумством решиться на связь на стороне или, не дай Боже, на развод.
Джон Голсуорси — кузен Артура — познакомился с Адой на их свадьбе. К этому времени он окончил курс юриспруденции в Оксфорде.
Джон был очень серьезным юношей.
Прекрасно воспитан, богат, хорош собой. Адвокатура не привлекала его. Он мечтал стать писателем, но ему не хватало уверенности в себе.
И начался десятилетний роман Ады и Джона Голсуорси.
Отец Джона, которого тот горячо любил, пришел в отчаяние. Самого Джона перестали принимать в знатных домах. А в закрытом престижном клубе приятели не подавали ему больше руки…
Но, несмотря на все это, Джон не собирался отказываться от своего счастья. Он был богат, а потому независим.
Тайная связь закончилась после смерти отца Джона в 1904 году.
Сразу же Ада смогла начать бракоразводный процесс, после которого в 1905 году писатель женился на ней.
Ада была и ангелом и демоном Голсуорси. Она подтолкнула его к писательству, верила в него: ей он посвятил «Сагу о Форсайтах», упомянув, что без ее «воодушевления, сочувствия и критики я не смог бы стать даже таким писателем, какой я есть».
Но она и манипулировала им, она играла его добротой и чувством долга и часто притворялась больной и требовала заботы.
В какой-то момент, через несколько лет после брака в писателя влюбилась молодая девушка, но он не смог ответить на ее чувства: «Ни вы, ни я не сможем построить счастье на чужих страданиях и болезни.. Забудьте и простите меня».
Детей у них не было, но супруги нисколько от этого не страдали. Джон считал, что у Ады слишком хрупкое здоровье. А ей было хорошо и так.
Но любовь к Аде все-таки не заслоняла писательства. Когда первая часть романа — «Ирэн и Сомс» была закончена, родные, прочитав ее, пришли в ужас: настолько узнаваем был клан Голсуорси.
«Сагу о Форсайтах» Голсуорси критики называли самым выдающимся произведением английской литературы XX века. Сам же писатель считал роман своим паспортом к берегам вечности.
Впрочем, это был паспорт не только для него, но и для его обожаемой жены Ады, которой он посвятил это произведение.
И противоречить ей он не мог. Их несходство проявлялось все явственнее.
Он — самоуглубленный, нуждающийся в покое, одиночестве.
Она — немного легкомысленная, с неутомимым стремлением к благополучию и блеску в обществе. «Меня просто угнетает любовь Джона к отдыху в глуши», — жаловалась она родным.
И он, боясь причинить ей боль, шел наперекор своим желаниям. Приучил себя работать под грохот музыки и смех гостей. Главное — Ада любила его!
Так появился роман «Собственник», в котором описан один неудачный брак, да еще и отягощенный историей изнасилования, которое произошло в действительности.
«Собственник» — первый роман трилогии «Сага о Форсайтах» рассказывает о веке, когда родовой инстинкт был главной движущей силой.
Но никакие семейные устои, домашний очаг и собственность не могут противостоять хаосу, который вносит в жизнь человека Красота и Страсть.
Голсуорси (1867 — 1933) — эпопея о судьбах английской буржуазной семьи, представляющей собой реалистическую картину нравов викторианской эпохи.
«Собственник», первый роман цикла, рассказывает о веке, когда родовой инстинкт был главной движущей силой.
Подводя итог своему творческому пути, Голсуорси в лекции, которую готовился произнести при получении Нобелевской премии, задавался вопросом: «Я создал в книгах своего рода мир, но похож ли он на мир, в котором мы живем?»
«Сага о Форсайтах» принесла Голсуорси мировую славу, но он не производил впечатления счастливого человека. У Джона всегда было отменное здоровье, он никогда не обращался к врачам.
И вдруг в 1932 году потерял речь. Врачи предположили опухоль мозга.
Симптомы становились все явственнее.
Джон даже не смог поехать в Стокгольм за Нобелевской премией…
Два последних месяца были ужасны. Но Ада не разрешала делать уколы морфия — Джон после них мог не прийти в сознание. Наконец и она поняла, что муж умирает. Для нее это было самым страшным его предательством — как он мог оставить ее!
Первым чувством было не горе, а гнев. Когда 31 января 1933 года Джона не стало, Ада, находясь в крайне подавленном состоянии, пыталась уничтожить все, что было ему дорого, даже застрелить его любимых лошадей…
Джон Голсуорси скончался 31 января 1933 года, в Гроув-Лодж, Хэмпстед.
…По завещанию Джона Голсуорси, его прах был развеян над холмами, близ деревенского дома писателя.
Не верьте и надписи на могиле Джона Голсуорси.
Его пепел, согласно завещанию, раззвеян над полями Сассекса, а здесь, на том самом кладбище, где хоронили Форсайтов, от писателя остались лишь буквы, вырезанные в граните.
Ада пережила мужа на 23 года. Одинокая, ослепшая, почти всеми забытая, она умерла в 1956 году, в возрасте девяноста с лишним лет…
Голсуорси вошел в литературу в начале XX века, в период, когда ширилась в стране оппозиция политике империализма, посредством которой Англия пыталась разрешить внутренние противоречия, рос протест рабочего класса против своего положения «другой нации».
Истинную суть британской внешней политики раскрыла Джону Голсуорси позорная для Англии война с бурами 1899-1902 годов, вызвавшая в нем возмущение.
Война заставила его также яснее увидеть несправедливость господствующего в Англии правопорядка. Чувство ответственности перед обществом становится основным качеством Голсуорси-писателя.
Этим он близок к Герберту Уэллсу, почти ровеснику его, несколько ранее вошедшему в литературу, и к их старшему современнику Бернарду Шоу.
Как и эти писатели, Голсуорси содействовал становлению критического реализма XX века, стремился поднять роль литературы, призванной, по его убеждению, быть средством глубокого осмысления жизни и критики социальных институтов своего времени, носительницей гуманных идей.
Заслуга Голсуорси, выдвинувшего такое понимание задач литературы, станет тем более очевидной, если вспомнить, что он отнюдь не был подготовлен к этому своим воспитанием, средой, в которой он вырос. В ответ на запрос издателя одного журнала о том, как он стал писателем, Голсуорси сообщал, что до 28-летнего возраста, когда он начал пробовать свои силы в литературе, он «не воспринимал литературу всерьез», что, будучи «воспитан в английской закрытой школе и университете, питал склонность к спорту и путешествиям, имел небольшой самостоятельный доход и был непрактикующим адвокатом».
Из других высказываний писателя и из его произведений мы знаем, что в английской привилегированной школе и привилегированном университете, в данном случае Оксфордском, готовили «джентльменов», которые должны были смотреть на жизнь сквозь призму своего положения в обществе, мыслить стандартно и подавлять в себе все эмоции связанные с восприятием подлинного искусства, ибо они объявлены «сентиментальностью».
Ответственный Полынь И.Ю.