Уважаемые читатели!
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериальных культурных ценностей.
А что мы знаем о народных промыслах?
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».
Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.
В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад.
Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения.
Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.
Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
До революции в России любую временную работу крестьян вне места жительства называли отхожим промыслом.
Также промыслом, или, чаще, промыслами, называют промышленные предприятия (или сеть предприятий) добывающего типа.
Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно.
Что относится к народному промыслу?
Народные промыслы
- Гусевской хрусталь
- Тобольская резьба по кости
- Уэленская резьба по кости
- Дымковская игрушка
- Абашевская игрушка
- Скопинская керамика
- Палехская миниатюра
- Федоскинская миниатюра
- Табасаранские ковры
- Тульский пряник
- Хохломская посуда
- Жостовские подносы
- Павловопосадские платки
- Малахитовые изделия
Еще очень много промыслов на Руси, помимо тех, которые здесь перечислены.
Но а теперь хочется подробно познакомить вас, читатели, с каждым из промыслов подробнее.
Гусевский хрусталь
Родина гусевского хрусталя, по праву считающегося одной из визитных карточек нашей страны, — город Гусь Хрустальный во Владимирской области. Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска.
Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день
История промысла – это история семьи, поскольку основателем мальцовского стекольного района является Аким Мальцов, построивший первый завод.
После уже его дети и внуки продолжили строительство, создавая новые заводы и фабрики, каждая со своей специализацией.
Внук Акима – Иван Мальцов специально уезжал за границу, чтобы там изучить тонкости европейских технологий выпуска хрусталя самого высокого класса.
Полученные знания он внедрил на своих заводах, которые вскоре стали лучшими в стране. Подтверждением тому стала «большая золотая медаль», завоеванная продукцией на выставке в Санкт-Петербурге в 1833 г., а в 1835 году гусевский хрусталь стал известен всему миру.
В то время лидерство на мировой арене по выпуску цветного стекла и изделий из хрусталя оставалось за чешскими мануфактурами, славившимися богемским стеклом. Когда Николай I, в эскорте которого состоял Иван Мальцов, побывал в Чехии с монаршим визитом, промышленник не упустил возможности купить рецепт изготовления богемского стекла, немедленно внедренный на заводах в Гусе Хрустальном.
Дальнейшая история поселка – это история успеха, не прервавшаяся и в советские годы.
Население теперь уже города росло, а продукция пользовалась успехом.
Так продолжалось до 1996 года, когда завоевав свою последнюю награду – престижный международный кубок «Золотой Меркурий» за сбережение историко-архитектурного наследия города, заводские цеха прекратили свою работу.
На тот момент в городе проживало уже 76 тыс. человек и каждый 10-ый горожанин работал на хрустальном заводе.
Из-за непростой экономической обстановки с 90-х голдов в Гусе Хрустальном, завод так и не был полностью запущен.
В декабре 2013 года удалось запустить только один – 4-ый цех, который работает и сейчас, выпуская художественные произведения стекольного искусства.
Изобрели хрусталь в Англии. Там возникла идея улучшить качество стекла, введя в состав расплава окислы свинца. Этот прием дал хрустальным произведениям их звучный «голос», необыкновенную прозрачность и непередаваемую игру граней. Каждая фабрика использует свои «секретные составы», где процентное содержание добавок определяет блеск, голос и красоту хрусталя.
Гусевский хрусталь содержит 24% оксида свинца, дающие изумительные оптические свойства готовым изделиям и плотность. Помимо окислов свинца в расплав входят соединения мышьяка и сурьмы, борная кислота. Цвет зависит от других добавок: синий – кобальт, красный – кадмий, розовый – кремний, зеленый – окись меди, фиолетовый – окислы марганца.
При Мальцевых окрашивание хрусталя выполнялось коллоидным золотом и урановыми окислами. Стоили такие произведения очень дорого, но обладали уникальной красотой. Украшения весьма многообразны: это и гравированные рисунки, нанесение алмазных граней, резьба, шлифование. Отшлифованные грани резного хрусталя создают те самые узнаваемые радужные отблески, так хорошо знакомые нам с детства. В советские годы в доме непременно должны были быть рюмочки или бокалы их гусевского хрусталя, вазы и блюда, и другие изделия, без которых не могло обойтись праздничное застолье.
Тобольская резьба по кости
Тобольская резьба по кости сформировалась благодаря огромному количеству бивня мамонта в Сибири в 70-х годах ХIХ в.
Также формированию косторезного промысла в этих окрестностях послужили традиции народов населявших северные районы Обского побережья Западной Сибири, вырезающих предметы быта из кости и дерева.
Из кости выполнялись скульптуры местных жителей в традиционных одеяниях на санях, с собаками, медведями и северными оленями. Ханты — так прозвали обывателей западной Сибири.
Скульптуры как правило изготавливались из бивня мамонта.
Также в композициях изображали жилища — чумы, и нарты — специальные сани для передвижений на северных оленях или собаках.
Каждая фигура изготавливалась в отдельности и крепилась с помощью металлических шпеньков к подставке.
Выполнялись миниатюрные композиции, выполненные из скульптур расставленных хаотично в пространстве, изображающих бытовые картины местных жителей.
Тобольская резьба по кости славилась изготовлением прямоугольных коробочек строгих форм, украшенных скульптурными группами, к примеру изображающими выезд в санях на оленях, или собаках. Стенки коробочек часто украшались рельефными изображениями животных.
Самые излюбленные изображения тобольских резчиков — это собаки, или олени в движении. Часто на срезе бивня мамонта располагалась затейливая композиция из отдельных фигур. Резчики хорошо передавали пластику животных в движении, также мимику энергичного ездока, управляющего животными.
Резьба по кости в Тобольске отличалась тем, что небольшие скульптурки мастеров были проникнуты человеческой душой и теплом. Мастера максимально выделяли структуру материала.
История Тобольской резьбы имеет отпечаток связанный с нехваткой материала в советское время, изделия стали изготавливать из зуба кашалота, который по структуре был схож с бивнем мамонта.
Скульптуры изображали людей занятых бытом.
Первоначально композиции состояли из одной фигуры, позже мастера стали выполнять многофигурные композиции из нескольких комбинаций, например где рыбаки пытаются вытащить крупную рыбу. Появились попытки сочетания кости с деревом.
Также стали изготавливаться настенные панно, где за основу брали дерево, а центральная часть сюжета выполнялась из кости.
Позже помимо скульптур Тобольские резчики стали изготавливать множество других изделий, например ножи для бумаги, брелоки, украшения для костюмов. Также частым изображением из кости стала местная достопримечательность — древний Тобольский Кремль. После того, как запасы сырья стремительно сократились промысел перешел на создание изделий из простой животной кости. Тобольские мастера много экспериментировали над созданием изделий из простой животной кости, и научились находить срезы, с помощью которых удавалось выполнять искусные композиционные решения в создании скульптур. Не смотря на то, что использование простой животной кости значительно сложнее для скульптурных изделий, мастера продолжали повторять древние традиции своего промысла. Сегодня тобольская резная кость продолжает славиться традиционными скульптурными композициями из кости.
Уэленская резьба по кости
Уэленская резьба по кости – традиционный промысел чукчей и эскимосов, возникший более трех тысяч лет назад. Жители Чукотки не только прекрасные оленеводы и охотники, но и талантливые мастера, которые из моржовых клыков, используя нож и бормашину, вырезают фигурки животных, а также многофигурные композиции.
В конце XIX века на восточном побережье Чукотки возникли кустарные объединения по производству на продажу изделий из моржовой кости. Тогда основными покупателями были моряки с торговых кораблей.
Мастерская, созданная в 1931 году, объединила чукотских и эскимосских мастеров-косторезов. До недавнего времени она носила имя талантливого художника Вуквола, который прославился тем, что создал на клыке «Чукотскую легенду о Ленине». Сейчас в Центре развития промыслов «Уэленская косторезная мастерская» работают мастера — ученики и потомки Сейутегина, Туккая, Емрыкаина, Тымнетагина, Гемаугье, Хувата, Хухутана и 269 косторезов и гравёров.
В здании косторезной мастерской расположился отдел по музейной работе Центра культуры Чукотского муниципального района, больше известный, как музей Уэлена. В витринах собраны работы великих гравёров, которые представляли искусство Чукотки на российских и международных выставках. Произведения современных художников пользуются высоким спросом у любителей и коллекционеров, и изделия из косторезной мастерской Уэлена считаются визитной карточкой округа. В двух залах музея не только изделия из кости, здесь представлены макеты байдар, меховые изделия — всё то, что поведает гостям об истории Уэлена и Чукотки.
Основной материал для резьбы по кости — клык моржа, зубы моржа, и, в последнее время, челюсть кита. В наши дни резьба выполняется бормашиной, а узоры гравируют старинным инструментом, который называется «коготок». Рисунок раскрашивается мягкими цветными карандашами. Чукотско-эскимосской гравировке свойственен повествовательный характер: художники изображают сюжеты народных сказок, этапы охоты, сцены национального быта. Типичной чертой скульптуры является её анималистический характер. Основные герои, животные, передаются резчиками с большой убедительностью. Отличное знание анатомии позволяет мастерам создавать удивительно правдивые образы. Кроме одиночных фигур, создаются целые композиции, изображающие борьбу зверей и сцены охоты. В подобных скульптурных группах изображается человек, бесстрашно вступающий в единоборство с могучим зверем.
Дымковская игрушка
Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Дымковская, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично.
В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
Абашевская игрушка
Абашевская игрушка – глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей.
Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных.
По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие.
Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России.
На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода.
Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей.
На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами.
Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки.
В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.
Скопинская керамика
Скопинский керамический промысел развивался, как и многие другие промыслы в мире, производя гончарную посуду для быта, а также строительные материалы — печные трубы, кирпич и черепицу. Это были такие же, как и везде — достаточно грубые предметы крестьянской утвари без глазури
Но во второй половине XIX века в Скопине, по примеру московских мастеров, стали применять глазурь. Тогда и появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами Рязанского края.
Скопинские керамисты тех лет отличались фантазией и поэтому появилось большое количество не совсем утилитарных предметов — с лепниной, сложными орнаментами и подглазурной росписью.
«Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов», — так писал о скопинских мастерах Александр Борисович Салтыков — крупнейший искусствовед и знаток русской художественной керамики XIX-XX века, восстанавливавший после войны гжельский промысел.
Это было оценено по всей России, поэтому спрос на керамические изделия из Скопина все время рос и промысел приобрел необычайную популярность. Сложные, почти скульптурные керамические изделия возили на праздничные ярмарки в крупнейшие города — в Москву, Рязань и Липецк. Не забывали города юга России и даже Украину.
Скопинскую керамику очень охотно покупали любители народного искусства, коллекционеры и иностранцы. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России.
Скопинские художники всегда славились богатством воображения, смелостью пластических решений и оригинальными конструкциями своих керамических изделий.
Одновременно с простыми гончарными формами делались керамические кувшины с богатой лепниной и изображением различных сюжетов: здесь и сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, былинные персонажи, фольклорные и исторические образы.
Орнаменты были рельефными и наносились штампиками и стеками по сырой глине. Виды орнаментов разнообразны, но преобладали геометрические, имеющие греческие и византийские корни.
Керамика покрывалась цветными глазурями различных оттенков, а также ангобами — серо-зелеными, коричневыми и охристыми.
Благодаря энтузиазму мастеров и таланту художников Скопинский промысел не только сохранился до наших дней, но и получил развитие. Сегодня керамика скопинских мастеров участвует во многих выставках и часто получает призовые места в различных конкурсах.
Виды и формы керамики, выпускаемой на Скопинском заводе разнообразны, как и в старину. Самые интересные и уникальные произведения, со сложной лепниной и росписью делаются художниками вручную на гончарной основе.
Палехская миниатюра
Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на самом деле этой художественной традиции несколько веков.
Палех стал центром иконописного промысла еще в XVII веке; палехская икона до революции была не менее знаменита, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после революции, палехские потомственные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древнерусскую художественную традицию в новой, атеистической культуре.
Мастера Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Маркичев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и перенесли иконописные стили в лаковые миниатюры . Разумеется, советская власть не называла палехских художников наследниками многовековой традиции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — крестьянами. Навязанная идеологией «народность» диктовала сюжеты и их восприятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсоветской мифологии многообразное искусство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской символикой и тематикой.
А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на вечные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поцелуя» и отправлялись на экспорт.
Запад, впервые увидевший палехское искусство на выставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов.
Революционная же тематика произведений была в основном ситуативной: шкатулки создавались к всесоюзным выставкам или как эксклюзивные подарки партийному руководству.
Например, одна из самых интересных композиций с советской тематикой — пластина Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.
Федоскинская миниатюра
Федоскинская миниатюра — русский промысел, который возник в конце XVIII века. Это вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше — особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея.
Промысел получил свое название от подмосковного села Федоскино. Там располагались самые известные предприятия, где делали и расписывали табакерки, шкатулки и бисерницы.
В 1795 году в селе Данилково (сейчас оно входит в состав Федоскино) московский купец Петр Коробов основал небольшую фабрику, на которой создавали лакированные армейские козырьки. А вскоре там стали изготавливать предметы из папье-маше. С этой техникой Коробов познакомился, когда путешествовал по Германии. Он посетил фабрику Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, известную своими лакироваными табакерками, мебелью, предметами декора. Нескольких мастеров Коробов пригласил на свое производство. Там же, в Германии, он купил необходимые краски и лаки.
После смерти Коробова фабрика перешла к московским купцам Лукутиным, которые владели ей более 80 лет. Именно они перенесли предприятие из Данилкова в соседнее Федоскино. В XIX веке на производстве появились новые изделия — шкатулки, чайницы, альбомы для фотографий и рисунков, пасхальные яйца. Украшали федоскинские миниатюры ручной росписью. Известными сюжетами были «тройка», «чаепитие», сцены из жизни крестьян, а также копии известных картин.
В середине XIX века фабрика Лукутина стала поставщиком Императорского двора. На ее изделиях ставили печать в виде двуглавого орла. На производстве в то время работало около 40 человек — специально обученные живописцы, бывшие иконописцы из мастерских Сергиева Посада.
Лукутинская фабрика закрылась в 1904 году — к тому времени она стала убыточной. Но производство федоскинских миниатюр не остановилось. Их делали на фабрике Вишнякова в соседнем селе Осташково. А в 1910 году при помощи купца Саввы Морозова была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».
В советское время на производствах в Федоскине и Осташкове стали изготавливать агитлак — миниатюры из папье-маше на революционные сюжеты. Сказочных героев и крестьян на предметах заменили красноармейцы.
В 1930-х годах в Федоскине появилась школа кустарного ученичества, где художников обучали росписи изделий из папье-маше. Производство миниатюр продолжается там и сейчас. В селе работает Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, множество небольших артелей и частных производств.
Табасаранские ковры
Среди табасаранских ковров отличаются относительно высокой плотностью (от 1444 до 1764 узлов) при довольно высоком ворсе (6 мм) ковры типа «хив», которые вырабатываются в табасаранских аулах Хивского района (Кандик, Ляхля и др.). Ниже плотность (от 900 до 1600 узлов) в коврах типа «табасаран» (аулы Хучни, Халаг и др.
Почти каждый табасаранский аул славится неповторимыми по красоте и рисунку коврами ручной работы. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. Ковроделие в Дагестане является самым распространённым видом кустарного промысла. Она получила благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей.
Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок эксплуатации ковров — около 250-300 лет), возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров. Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение для украшения интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью, придают помещению обжитой вид. Основу узора дагестанских ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружаюшей природы и быта.
В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер, изготавливаются безворсовые ковры и ковры с рельефными изображениями. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность.
Тульский пряник
В 17 веке жизнь в Туле была тяжелой, народ жил в бедности и нужде, поэтому каждый по возможности занимался любым ремеслом и торговлей, среди изделий, которые выставляли на продажу были и пряники. Возможно тяжелые условия и послужили стимулом для развития пряничного дела в Туле.
Древний город Тула известен во многих уголках мира. Сказ о мастере Левше, который подковал блоху, вызывает гордость и восхищение мастерством тульских оружейников. Не менее известны и другие атрибуты города — самовар, гармонь и пряник.
Туляки гордятся своим восьмым чудом света, как называют они печатный пряник. Первое упоминание о знаменитом лакомстве можно найти в писцовой книге за 1685 год.
Древний город Тула известен во многих уголках мира. Сказ о мастере Левше, который подковал блоху, вызывает гордость и восхищение мастерством тульских оружейников. Не менее известны и другие атрибуты города — самовар, гармонь и пряник.
Туляки гордятся своим восьмым чудом света, как называют они печатный пряник. Первое упоминание о знаменитом лакомстве можно найти в писцовой книге за 1685 год.
сследователи возникновения и развития народных ремесел «города мастеров» утверждают, что пряники в Туле стали выпекать гораздо раньше, чем делать самовары и ружья. Конечно, точно сказать, так это или нет, за давностью лет невозможно, но зато можно утверждать, что тульский пряник имеет древнюю и богатую историю.
Письменные источники четко определяют, что на Руси тульский пряник известен более 300 лет.
В книге доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Н. Ашурова «Город мастеров» можно прочесть сведения о том, что жители «кропали портное, делали крашенины, ножички, занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками».
А в книге «Старинные производства Тульского края» автор, Полегаева В. П., пишет, что «в Туле пекли и продавали мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами».
Пряничное дело в Туле, в ХVIII – ХIХ веках, развивалось очень активно. У каждого владельца пряничной мануфактуры был свой секрет теста для выпечки и своя традиция украшения кулинарного лакомства.
Только хозяин и два-три мастера знали нюансы и тонкости технологии изготовления своего пряника. В целях сохранения тайны кулинары даже использовали для взвешивания отдельных ингредиентов импровизированные гири. Мало того, эти булыжники или железные предметы прятали под замок.
Конечно, в мануфактуре всегда были ученики и подмастерья, но обучение длилось до нескольких лет, мастера неохотно делились знаниями, а рецепт передавался только в пределах семьи.
В записной книжке знаменитого тульского кондитера П.И. Козлова был найден вот такой, например, рецепт тульских пряников:
«Пряники тульские: 2 фунта муки крупитчатой, 2 фунта муки мягкой, один фунт меду, 2 фунта сахарного песка, полфунта масла сливочного (можно растительного), 2 яйца. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Подмазав деревянную форму (пряничную) растительным маслом «печатать»,складывая отпечатанное на доску и после отпекать в очень жаркой печке, часто переворачивая».
Как на Руси называли тульский пряник?Их как бы отпечатывали на поверхности пряничного теста, поэтому и пряники называли печатными. В Музее пряника, в Туле, выставлены доски – формы: «Пряник кушать добрым людям во здравие и честь», «Милости просим нашей хлеба-соли», «От милого подарок дороже золота»
Хохломская посуда
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону
Какие виды узоров есть в хохломской росписи?На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево. Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет.
Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок».
Что символизирует хохлома?В хохломской цветовой палитре символически отражена борьба света и тьмы. На стороне света — красный цвет, который в народном понимании означает жизнь, красоту, служит для выражения понятий блага, счастья, плодородия. На стороне тьмы — черный, который означает мрак, болезни, неурожаи.
Жо́стовская ро́спись
Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г.»
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
Павловопосадские платки
Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.
История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и
именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во
всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от
русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности
обладают также широчайшим практическим применением.
Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с
авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие
подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином —
Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный
бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное
Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.
Малахитовые изделия
Народный промысел это отражение богатства русской души. Украшения из малахита открывают мистическую потаенную сторону ее проявления. Ведь таинственные разводы оттенков зеленого имеют самую огромную связь с легендами и поверьями с древности. Люди верили, что он проводит на Землю Вселенские силы, может помочь уберечь младенца от злых духов. Поговаривали, что камень даже может претворить человека в неведимку, а так же исполнить любое желание, поддержать в различных делах.
Самородки не большого размера находились людьми до 18-х веков. Но когда Россия начала разработку залежей малахита в Уральском регионе, то популярность его резко возросла.
Нашими добытчиками были найдены минералы с весом несколько сот тонн.
Минерал самого большого размера, который весил целых 250 тысяч килограмм, был найден в 35 году 19 века. Первое крупное малахитовое месторождение, открытое в 1740-х годах послужило стартом для истории промысла: умельцы начали активно создавать украшения из малахита: бусы, сережки, подвески, колечки. Тогда его часто комбинировали с ценными камнями.
Открытие Медноруднянского месторождения подтолкнуло мастеров на зарождение нового и по сей день редкого стиля производства изделий из малахита «русская мозаика». 1726-й год стал временем открытия первого обрабатывающего зеленый минерал производства.
После этой мастерской через почти сорок лет была открыта Екатеринбургская гранильная фабрика. Где камень добывали, обрабатывали, резали, а так же обучали мастеров.
Европейская и русская знать украшали этим камнем свои дома. Им облицована целая комната Зимнего дворца, названная Малахитовой гостиной, колонны в Исаакиевском соборе.
Эти памятники архитектуры раскрываются великолепие и шедевральность данного вида зодчества. Ведь рисунок составлен настолько искусно, что стыковочных швов между плитами совершенно не видно.
Из минерала делали: вазы, часы, табакерки, шкатулки, канделябры, камины, столешницы, пуговицы, подносы, чарки и чернильницы. Самой знаменитой является техника, прозванная «Русской мозайкой». Суть техники: камнерез распиливает малахит на тоненькие пластинки, далее узоры тщательно подбираются, наклеиваются на основу. Главное искусство идеальное соединение без стыков, чтобы выглядело монолитно и едино. Малахит часто использовали вместе с металлами (чаще всего с позолоченной бронзой) и россыпями полудрагоценных камней-самоцветов.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Если задавать иностранцам вопрос о том, с чем у них ассоциируется Россия, то многие тут же назовут балалайку, русскую водку и матрёшку.
Кто-то вспомнит и другие неофициальные, но самые узнаваемые символы нашей страны.
Не все россияне знают о том, что у многих предметов, ассоциирующихся у зарубежных граждан с Россией, на самом деле иностранное происхождение.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия.
Всех промыслов очень много и не перечесть и в этом материале, дорогие читатели, мы выбрали самые яркие и известные из них.
Представляем Вашему вниманию книжную выставку под названием «Богатство народных промыслов» в нашей библиотеке, посвященную теме «Мир народных промыслов»
Ответственный Полынь И.Ю.
,