Писатель Серафимович

Уважаемые читатели!

Нашему известному земляку , писателю А.С.Серафимовичу 19 января 162 года со дня рождения.

Его имя носит наша библиотека, и поэтому сегодня мы продолжаем знакомство с нашим великим земляком Александром  Серафимовичем, человеком большой души и страстным обожателем нашей донской земли.

Жители Дона гордились и гордятся своим знаменитым земляком, поэтому в каждой донской станице, городе есть улица, переулок, названный в честь Александра Серафимовича.  

Михаил Шолохов, выдающийся наш писатель был уверен, что творчество Александра Серафимовича не забудут не только в нашей стране, но и за рубежом и что оно станет культурным достоянием грядущих поколений.

Но, к сожалению, сегодня творчество Серафимовича незаслуженно забыто….

О творчестве Александра можно писать очень много, но я хочу рассказать о начале его творчества и о расцвете его литературной деятельности.

Первым литературным произведением его была листовка.

Совместно с группой товарищей 25-летний Саша (тогда ещё Попов), студент Петербургского университета, пишет воззвание, объясняющее причины и смысл неудавшегося покушения на государя-императора. Того самого покушения, которое готовил в 1887 году старший брат Ульянова-Ленина — Александр Ильич Ульянов.

Такое творчество властям не понравилось. Сашу сослали в Архангельскую губернию.

Именно там, под тяжёлым и низким небом, среди снегов, у Ледовитого океана, рождается его первый рассказ — «На льдине».

Побережье Белого моря, конец 19 века. Промысловики собрались на берегу в ожидании прихода льдов с морским зверем.

Среди них был Сорока, который пошёл в покрутчики к богатому промысловику Вороне и должен был отдать ему половину добычи.

Сорока — промысловик, мужчина средних лет, бедный, трудолюбивый, выносливый, с семьёй и детьми, борется за выживание в суровых условиях Севера.

Когда льды подошли к берегу, Сорока одним из первых бросился на них. Он добрался до лежбища тюленей и убил несколько зверей. Сняв с них шкуры и сало, он собрал добычу в тяжёлый юрок и потащил его к берегу.

Однако Сорока не рассчитал время и опоздал к отливу. Льдину с промысловиком начало относить в море.

Но Сорока не бросил добычу и продолжил тащить тяжёлый юрок. Его унесло в открытое море на одинокой льдине.

Промысловик боролся с холодом и усталостью, пытаясь грести багром к берегу. Он вспоминал свою семью, детей и прошлую жизнь. Сорока понимал, что шансов выжить почти нет, но продолжал бороться.

Постепенно силы покидали его. Сорока присел на льдину, его начала одолевать дремота. В полузабытьи ему чудились странные видения.

Последним, что он увидел, была прекрасная полярная ночь над застывшим морем.

Своё главное произведение — «Железный поток» Серафимович начнет писать в 1921 году, в возрасте пятидесяти восьми лет и закончит в 1924‑м.

В книге описывается поход Таманской армии под командованием Епифана Иовича Ковтюха (в романе автор назовет его Кожух) летом 1918 года, вдоль Черноморского побережья.

И здесь не так важно, о чём написана книга, важно совершенно другое — как она написана и какова главная  идея.

Участники того похода, прочитав её, были изумлены: до мельчайшей детали всё похоже, до самого маленького ущелья, до травинки! А мы как похоже даны! Несомненно, писатель был с нами!

А ведь он, оказывается, не был.

Оказывается, задолго до Гражданской войны Серафимович побывал в тех местах со старшим сыном Анатолием. Путешествуя, отец и сын проследовали чуть ли не тем же маршрутом, что и Ковтюх со своей армией десятилетие спустя.

На помощь пришли известия о Таманском походе.

Серафимович отыскивает одного участника за другим, со временем знакомится и с самим Ковтюхом, беседует, делает необходимые записи, находит новых свидетелей, устраивает «перекрестные допросы», однако собранными сведениями не ограничивается.

Писатель  понимает, что его задача — не просто описать поход, как таковой, но дать «обобщённую и синтетическую правду», показать перерождение «защитников революции» из разбойничающей народной массы в сознательных и героических бойцов Красной армии.

Природа в «Железном потоке» не просто создаёт картинку, но и вдохновляет действие.

Герои — как живые. Идут, воюют, шутят, любят, сквернословят. Книга прогремела.

Настоящая эпопея, не уступающая по силе «Тарасу Бульбе», она издавалась и переиздавалась в СССР десятки раз, выходила в Европе.

Вот такой он наш любимый писатель А.Серафимович.

Умер Серафимович в Москве 19 января в свой день рождения 1949 года.

Похоронен он на Новодевичьем кладбище. В 1943 году Серафимович, один из признанных писателей советской литературы, получил Государственную премию СССР.

Подготовлено библиотекарем Полынь И.Ю.