Сегодня в нашей библиотеке прошёл Час доброты «Волшебные точки». Тем из вас, кто не смог посетить наше мероприятие в библиотеке, предлагаю ознакомиться с информацией в блоге.
Азбука Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых. Шрифт был разработан в 1829 году французским тифлопедагогом Луи Брайлем.
Брайль родился 4 января 1809 года в небольшом городке Кувре во Франции в семье шорника, изготавливавшего упряжь и седла для лошадей. В три года Луи Брайль ослеп в результате несчастного случая. Феноменальная память дала ему возможность обучаться в местной школе, в 1819 году он продолжил образование в парижском Королевском институте для слепых детей.
Обучаясь в институте, Луи Брайль овладевал основами французской грамматики и других наук при помощи рельефно-линейной системы Валентина Гаюи, разработанной в конце XVIII века на основе французского алфавита. Его шрифт представлял собой выпуклые буквы шрифта для зрячих упрощенной формы.
В 1828 году Луи Брайль, окончив институт, стал работать в нем в должности младшего репетитора для преподавания математики и музыки. Одновременно он завершил работу над собственной системой рельефно-точечного письма. В 1829 году его труд «Способ написания слов, музыки и песнопений при помощи точек» был издан в Париже отдельной брошюрой.
В азбуке Брайля каждая буква и каждый знак представлены в виде определенного набора выпуклых точек, которые слепые во время чтения нащупывают кончиками пальцев. Брайль принял порядок букв латинского алфавита.
Различные комбинации шеститочия дают возможность обозначать также цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки.
В 1829 году Луи Брайль сконструировал прибор для одностороннего письма рельефно-точечным шрифтом с грифелем, в 1834 году – прибор для двустороннего межстрочечного письма рельефно-точечным шрифтом.
В 1832 году на состоявшейся в Париже Международной выставке систем рельефного письма для слепых шрифт Брайля был признан лучшим из 22 представленных проектов европейских стран.
В 1850 году система Брайля официально введена в программу обучения грамоте учащихся Парижского института для слепых детей. В 1878 году она получила официальное признание во Франции на Международном конгрессе.
В России рельефно-точечный алфавит по системе Брайля на русском языке в 1861 году составил князь Денис Оболенский, но дальнейшего распространения этот алфавит не получил.
В 1881 году русский алфавит на основе рельефного шеститочия был разработан в Санкт-Петербурге Екатериной Трумберг. Она преподавала в Александро-Мариинском училище для слепых детей. Этим алфавитом до сих пор пользуются незрячие люди в России. В 1918 году в связи с упразднением некоторых букв русского языка он претерпел небольшие изменения.
Первая книга на русском языке по системе Брайля была издана в 1885 году Анной Адлер на личные средства в собственной типографии. Она называлась «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». Книга явилась, по сути, первой азбукой для слепых детей. Она содержала русский алфавит, цифры и знаки препинания брайлевской системы. Также в ней были стихи и рассказы русских писателей для детей, биография Луи Брайля.
С момента возникновения системы Брайля до наших дней незрячие располагали различными тифлотехническими средствами письма и чтения – от прибора для письма и грифеля до современных компьютеров, оснащенных синтезаторами речи. Но несмотря на повсеместную компьютеризацию шрифт Брайля остается основой грамотности незрячих людей.
Азбука Брайля является средством общения слепых и имеет большое значение в контексте образования, осуществления права на свободу выражения мнения и убеждений, доступа к информации и общения в письменном формате, а также в контексте социальной интеграции.
В ноябре 2018 года Генеральная Ассамблея ООН постановила провозгласить 4 января Всемирным днем азбуки Брайля. С 2019 года эта памятная дата отмечается ежегодно в день рождения Луи Брайля в целях повышения осведомленности о значении этого рельефно-точечного шрифта как одного из средств общения для полной реализации прав человека слепых и слабовидящих людей.
Зрячим людям трудно представить себе жизнь слепого, те ежедневные сложности, с которыми он сталкивается в быту, – трудно самому налить воды, приготовить еду, сходить в магазин. Тем более восхищает опыт тех, кого полная слепота или совсем небольшой процент зрения не только не сломила, но сделала сильными и успешными.
Хочется рассказать о людях, чьи физические особенности не стали препятствием для поиска себя, борьбы за те человеческие ценности, которыми мы по праву гордимся.
Святую Матрону Московскую называют всегда ласково: «Матронушка», «матушка», как очень близкого и родного человека. И жила она не так давно, была рядом в самые тяжелые годы истории нашей страны прошлого столетия. Незрячая от рождения Матронушка никогда не видела мир, в котором жила, так, как мы привыкли его видеть. Но Господь открывал ей гораздо больше, чем людям зрячим.
Гомер – самый известный слепец древности. Автор «Одиссеи» и «Илиады» жил примерно в VIII веке до Р.Х. в Древней Греции. Считается, что в образе незрячего певца Демодока в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя. Именно по произведениям Гомера древние греки учились в школе, более половины найденных литературных папирусов принадлежат этому поэту-сказителю.
Луи Брайль – человек, без которого невозможно представить жизнь нынешних незрячих людей. Луи Брайль – создатель рельефно-точечного шрифта, благодаря которому незрячие люди всего мира могут читать и писать, работать на компьютере и играть на музыкальных инструментах по нотам. Луи Брайль ослеп в раннем детстве, а свой шрифт создал в возрасте 15 лет, в 1824 году.
Джозеф Пулитцер – репортер и издатель, чьим именем названа самая престижная премия в области журналистики также был слепым, хотя и не от рождения.
Галилео Галилей — итальянский физик, механик, философ, математик и астроном был не тотально слепым, а слабовидящим, когда впервые посмотрел на планеты и звезды в созданный им телескоп и сказал, что Земля вращается вокруг Солнца. В конце жизни он, ослепший окончательно из-за каракты, был заключен под домашний арест. Но все равно его научная деятельность продолжалась, в этом ему помогали ученики. Сам же великий ученый в письме говорил: «Я не прекращаю даже в охватившей меня темноте строить рассуждения по поводу то одного, то другого явления природы, и я не смог бы дать своему беспокойному уму отдыха, даже если бы пожелал того».
Николая Лобачевского, известного русского ученого, математика, родившегося в конце ХVIII века называют «Коперником геометрии». В конце жизни Лобачевский ослеп, но это не помешало ему за год до смерти надиктовать свой последний научный труд «Пангеометрия» ученикам.
Диана Гурцкая, наша современница, российская певица грузинского происхождения активно помогает, поддерживает и участвует в жизни незрячих людей. Диана с рождения была незрячей, она училась в интернате для слепых в Тбилиси, и в музыкальной школе. Закончила гнесинское училище, в 2008 году представляла Грузию на конкурсе «Евровидение». В 2014 стала олимпийским послом в Сочи, создала фонд помощи слепым и слабовидящим детям «По зову сердца» и организовала фестиваль «Белая трость».
Андреа Бочелли – известный итальянский певец (лирический тенор) с детства испытывал проблемы со зрением. Он перенес 12 операций и в 12 лет окончательно ослеп. Бочелли, став популярен, выступал даже перед Папой Римским. С середины 1990-х Андреа Бочелли гастролирует по всему миру, он поет не только оперную музыку, но и эстрадную. Знаменитый певец не раз выступал и в Москве.
Стиви Уандер – знаменитый американский музыкант и композитор родился абсолютно слепым. С детства он был необыкновенно музыкален. Уже в возрасте 8 лет мальчик преподавал и играл на фортепиано, органе, ударных и губной гармошке.
Что полезно знать зрячим при общении с незрячими:
- Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.
- Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше, чем зрячие.
- Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.
- Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие – люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас увидел и узнал.
Будьте добры и внимательны по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями.
Спасибо за внимание!
Ответственный: ведущий библиотекарь
Кислякова С.И.