3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанского уезда Рязанской губернии
в крестьянской семье родился будущий поэт Сергей Александрович Есенин.
В преддверии этой даты предлагаем вам принять участие в
поэтическом вернисаже «Знакомый ваш Сергей Есенин»
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
21 сентября (3 октября н. ст.) 1895 года в селе Константинове в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Отец служил в Москве в мясной лавке, дома бывал только наездами. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. По воспоминаниям поэта, детство было беззаботным: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет»; «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».
По настоянию деда читать Сергей начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, а свои первые стихи написал уже в 8 лет. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр и забав.
У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.”
В 1904 году мать Сергея вернулась в Константиново, а отец, по-прежнему, работал в Москве приказчиком, но несколько раз в год приезжал проведать семью. Сергей вновь стал жить с матерью в доме Есениных; после вынужденной почти пятилетней разлуки с сыном Татьяна Федоровна стала относиться к нему с еще большей заботой и любовью. Живя почти все время одна с детьми, она старалась их не баловать, держать в строгости, не любила их ласкать и нежить на людях. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром.
Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта. «Есенин любил пение матери. Уже в зрелые годы он с большой радостью слушал её в Константинове, где она постоянно жила, и в Москве, куда изредка наведывалась. Споёт она, — вспоминала писательница Софья Виноградская, — а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня”». Не только дома слышал народные напевы будущий поэт: «Сгребая сено на покосах, поют мне песню косари».
И стихи свои Есенин сравнивает с песнями — по мелодичности, богатству, гибкости ритма они близки к народной песне («засосал меня песенный плен», «в первый раз я запел про любовь», «пел и я когда-то далеко», «моё степное пенье»). Музыка помогает полнее передать чувства и мысли, звуковая организация произведений гармонична, идёт от врождённого чувства родного языка. «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их», — писал Есенин. Поэт знал много частушек, сам их сочинял, с охотой исполнял. Современник так описывал его исполнение: «Пел он по-простецки, с деревенским однообразием, как поёт у околицы любой парень. Но иногда, дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, уже как поэт». Одну из своих первых книг Сергей Александрович хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания».
В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское земское четырёхклассное училище, затем — в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики. К этому времени относятся первые сохранившиеся стихи Есенина: «Звёзды», «Воспоминания», «Моя жизнь». Тогда же он составил два рукописных сборника своих стихов. Канинкулы Есенин проводил в Константинове, бывал в доме священника Ивана Попова, пользовался хорошей библиотекой хозяина. Учился Есенин хорошо, был очень любознательным и, по словам одноклассников, никогда не расставался с книгами: «Сергей был заядлым книголюбом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга»
В 1912 году Есенин окончил учительскую школу и получил диплом «учителя школы грамоты». Как считал А.В. Луначарский, «Есенин пришёл из деревни не крестьянином, а в некотором роде деревенским интеллигентом». В тот же год он переехал в Москву.
ЕСЕНИН В МОСКВЕ
Здесь сначала служил в мясной лавке, затем — в конторе книготоргового товарищества «Культура» и в типографии И.Д. Сытина. В типографии он работал корректором, много читал. При великолепной памяти, которую отмечали у Есенина его современники, эта работа значительно пополняла образование. Там же Есенин познакомился с А. Р. Изрядновой, которая вскоре стала его гражданской женой, но брак оказался недолгим.
В письмах этого времени отразились напряжённые духовные искания поэта: «Хочу писать “Пророка”, в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу. <…> Отныне даю тебе клятву. Буду следовать своему “Поэту”. Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки», — пишет он в письме другу-земляку Г.А. Панфилову. Усиливаются его религиозные чувства. «…В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство», — сообщал он Панфилову в другом письме. Есенин сближается с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка; учится на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского; помещает свои стихи в московских журналах.
Стихи Есенина были впервые опубликованы в детском журнале «Мирок» уже после переезда в Москву. В 1915 году в Петрограде он познакомился с известными русскими поэтами — Блоком и Городецким. В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина, который назывался «Радуница», это издание сделало поэта по-настоящему знаменитым. Радуницей называют день поминовения усопших, а также народные песни, что отражает настроение, которым была проникнуто лирика поэта в те годы.
Одной из близких тем для поэта была тема уходящей юности, молодости — это щемящее и грустное чувство. Такие стихи Есенин начал писать с 21 года.
ПУТЕШЕСТВИЯ
Поэт часто путешествовал. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.
После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».
Сергей Есенин (в центре) на Кавказе. В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе.
Осенью 1921 года писатель познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая впоследствии стала его женой. Вместе они путешествуют по странам Европы, посещают США и Канаду.
В период с 1924 по 1925 год писатель несколько раз навещает Грузию и Азербайджан, где работает над «Балладой о двадцати шести», циклом «Персидские мотивы» и поэмой «Анна Снегина».
В последнее годы жизни писатель часто страдал от психоневрологических состояний и 28 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер» жизнь поэта трагически оборвалась. Ему было всего 30 лет.
Подробнее о жизни и творчестве Есенина вы сможете узнать из книг:
Эта книга принципиально отличается от всех ранее изданных книг о Есенине, поскольку ее созданию не мешали никакие идеологические догмы. В процессе работы авторам удалось познакомиться с громадным количеством архивных документов, ранее недоступных. В книге прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе: Есенин и Троцкий, Есенин и Сталин, Есенин и семья Романовых. По-новому освещены взаимоотношения поэта с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и другими спутницами жизни, роль Есенина в становлении русского национализма 1920-х годов. С использованием многих неизвестных ранее документов написаны главы о пребывании Есенина за границей и, конечно, о его трагической гибели.
8-е издание.
Великий русский поэт Сергей Есенин прожил жизнь столь же короткую, сколь и насыщенную. Поэтический успех, женитьба на американской танцовщице, заграничные вояжи. Но вместе с тем исконная русская тоска, пьяные загулы и отчаянье. Постоянно окруженный знакомыми и поклонниками поэт оставался одиноким. Кажется, что по-настоящему любил он только Россию, которую знал не понаслышке.
На этих страницах о поэте говорят коллеги по писательскому цеху, близко знавшие его женщины, друзья и враги, а также совсем случайные люди, столкнувшиеся с Есениным лишь однажды. Несмотря на то, что Есенину посвящен уже не один десяток книг, именно в воспоминаниях современников возникает живой образ поэта, сложный и противоречивый.
В книге представлена широкая панорама мнений и оценок, связанных с жизнью и творчеством великого русского поэта Сергея Есенина. Среди участников этого обстоятельного разговора современные исследователи, ученые, литераторы. Все вместе они размышляют над причудливыми изломами есенинской биографии; над истоками его поэзии; над непростым временем, в котором суждено было существовать гению Есенина. Читатель станет свидетелем споров, которые продолжают вести есениноведы по сей день, и, возможно, сделает для себя вывод — кем был этот человек, сказавший о России так, как больше никому сказать не суждено. Поскольку книга основана на живых интервью, взятых у участников издания, большинство мнений можно прочитать только здесь
Есенин. Поэт — «хулиган»?! Поэт — «самородок»?! На Западе его называли то «русским соловьем», то безумцем. Его творчество вызывало восторженную истерию. Его личная жизнь была бурной, яркой и скандальной. Его любили друзья и обожали женщины. В его судьбе было множество загадок и тайн, многие из которых открывает великолепный роман Александра Андреева!
Книга Бориса Грибанова рассказывает о женщинах, судьбы которых переплелись с судьбой великого русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925). Их образы рассыпаны в незабвенной лирике поэта, но у каждой была своя жизнь, полная драматических событий.
Ответственный: Вапельник В.О.