СУДЬБА КАЗАЧЕСТВА

Уважаемые читатели!

День памяти войсковой казачьей славы — значимая дата, отмечаемая в России ежегодно 18 октября, начиная с 2000 года, по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское».

В Российской империи этот день, традиционно, отмечался казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину.

Сегодня мы поговорим с вами о казаках, о зарождении казачества и предлагаем обзор литературы к прочтению, что находится в стенах нашей библиотеки.

Казачество — это часть культуры нашей Родины.

Образ казака прочно закрепился в русской литературе.

Это патриот своего края, всегда готовый к защите Отечества.

Он свободно пользуется землей, самодостаточный, с высоким статусом и с православной ментальностью. Ответственность перед Богом и обществом –это идеал казачьей культуры.

Многие выдающиеся русские писатели обращались к этой теме. Лев Толстой писал:

«Будущность России –казачество…».

Зарождение казачества на Кавказе началось еще в 18 веке.

После восстания декабристов император Николай I понял, что даже на дворянство он уже опереться не может и начал создавать новые опоры – казачье воинское сословие.

Казаки в Российской империи были отдельным сословием со своими традициями и укладом. Они несли воинскую службу, ходили в походы и даже участвовали в исследовательских экспедициях.

от турецко-татарского «каз» — гусь; из монгольского языка, где «ко» — броня, защита; «зах» — граница; таким образом, «козак» — защитник границы.

И был создан «гвардейский горский полуэскадрон» вдоль берегов Терека.

   Художественные книги про казаков открывают нам мир вольного народа с его самобытными традициями и впечатляющей историей.

Существует несколько теорий о происхождении казачества. Первая, самая романтическая, возникла в XVIII веке, по всей видимости, в среде казацкой старшины. Она гласит, что казаки — прямые потомки хазар, создавших некогда могущественный Хазарский каганат

Образ казака находит отражение во многих произведениях литературы и искусства. Это народные казачьи песни, думы, сказки и легенды…

Откуда взялись казаки?

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. В целом, в 14—15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства.

Это разные группы казаков, которые появились в исторических источниках примерно в одно время — в XV-XVI веках.

Они имели похожий уклад и жили неподалеку друг от друга.

Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили: шаровары, бешмет, чекмень, бурка, башлык, папаха, кубанка или фуражка.

Обязательная часть одежды — шаровары. Подвязывались тонким ремешком — гашником. Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи.

«Здорово дневали!» — приветствуют казаки друг друга и отвечают: «Слава богу!».

Приветствие изменяется в зависимости от времени суток (дневали/почивали/вечеряли), а ответ остается всегда неизменным.

А казачье «Любо!» схоже с нашим «Ура!».

Многие русские и советские писатели посвящали свои произведения казачеству.

Нравы и обычаи казаков были запечатлены во многих литературных произведениях.

Литература о казаках и казачестве своими корнями уходит в древнерусские предания и былины, с их красочными и героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите нашего Отечества.

Жизнь казаков, образ героя-казака и традиции казачьего народа отображались во многих произведениях литературы.

В современной России это граждане, которые относят себя к казачеству и потомкам казаков.

В читательском мире утвердилось мнение, что основоположником художественной литературы о казаках является Николай Васильевич Гоголь с его знаменитой повестью «Тарас Бульба» и Михаил Александрович Шолохов с «Донскими рассказами» и романами «Поднятая целина и «Тихий Дон».

С казачьим миром был знаком и А.С. Пушкин. Поэт блестяще показал развитие казачества: от вольницы до благородного воинства, на которое выпала великая миссия охраны российских рубежей. Пушкин был восхищен удалью и мужеством казаков, их смелостью и выносливостью. Тема о вольном казачестве — одна их любимых тем Пушкина. С какой симпатией он описал в «Капитанской дочке» образ казака Емельяна Пугачева, показав его народные черты –природную смекалку, ум, выносливость, удаль, жажду справедливости, щедрость души и одновременно беспощадность! Писатели изобразили разные подвиды казачества (малороссийское — Гоголь, донское и терское — Толстой, донское — Шолохов) в различные исторические периоды. В жизни терского казачества в повести «Казаки» Толстой показал обе ее стороны — воинский стан и бытовую повседневность.

С казачьим миром был знаком и А.С. Пушкин. Поэт блестяще показал развитие казачества: от вольницы до благородного воинства, на которое выпала великая миссия охраны российских рубежей.

Пушкин был восхищен удалью и мужеством казаков, их смелостью и выносливостью. Тема о вольном казачестве — одна их любимых тем Пушкина.

С какой симпатией он описал в «Капитанской дочке» образ казака Емельяна Пугачева, показав его народные черты –природную смекалку, ум, выносливость, удаль, жажду справедливости, щедрость души и одновременно беспощадность!

Писатели изобразили разные подвиды казачества (малороссийское — Гоголь, донское и терское — Толстой, донское — Шолохов) в различные исторические периоды.

В жизни терского казачества в повести «Казаки» Толстой показал обе ее стороны — воинский стан и бытовую повседневность

С одной стороны, — лихость, отвага, товарищество казаков; с другой, — жестокость, стихийность, бесшабашность. Казаки оказываются и спасителями, и жертвами, и конвоирами, и охранниками.

Главное, что сближает Гоголя, Толстого и Шолохова в изображении казачества, — это нравственное мировоззрение казака: кодекс чести, братство, независимость, чувство долга и ответственность.

Тема казачества отображалась и в литературных произведениях «Новочеркасск» Геннадия Семенихина, «Железный поток» Александра Серафимовича,«Конармия» Исаака Бабеля, «Я, Богдан» (о Богдане Хмельницком) Павла Загребельного.

Слово о казаках стало ещё громче звучать в произведениях писателей Ивана Шухова – «Горькая линия» и «Ненависть», Василия Балябина – «Забайкальцы», Анатолия Иванова – «Ермак», Андрея Губина – «Молоко волчицы», Анатолия Знаменского – «Красные дни», Аркадия Первенцева – «Кочубей» и многих других авторов.

Это говорит о том, что казачество всегда было, есть и будет одной из важных частей российской истории и общества. Новая страница истории казачества пишется сейчас, каждый из нас может стать её летописцем!

В наше время во всех уголках России живет много талантливых авторов, которые пишут по велению сердца, не забывая предков и их великие дела во благо Отечества!

Только проникшись духом казачьего народа, узнав его традиции и образ жизни, его культуру и любовь к своей земле, можно понять, кто есть казаки и казачество.

Уважаемые читатели!

Если вам интересна судьба казачества России, тогда приходите , ждем вас в нашей библиотеке за книгами.

Ответственный Полынь И.Ю.