МУЗЕИ РОССИИ

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня предлагаем вам принять участие в часе информации , посвященному Международному дню музеев, который празднуется ежегодно 18 мая…

В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы, новые экспонаты, рассказывают, просвещают и работают в духе девиза «Музеи — это важное средство культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира разных

Международный день музеев празднуется во всём мире с 1977 года, когда 11 генеральная конференция ICOM, проходила в Москве и Ленинграде. В 1977 году музейному сообществу захотелось создать особенное событие, которым и стал Международный день музеев.

Музеи имеют огромное значение в развитии мировой культуры, сохранении историко-культурного наследия и шедевров искусства и передаче его народу.

Они играют посредническую роль в передаче разного рода информации в сфере изучения истории, культуры, отношений и т. д. Музеи являются памятью истории.

Музеи — один из главных социальных институтов сохранения, формирования и воспроизведения культурных ценностей.

При создании музея любого профиля важно иметь чёткие представления о целях и задачах его деятельности, которые не должны сводиться к простому хранению и выставочно-экспозиционному использованию предметов.

В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции — показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.

Являясь научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, содействуют повышению культурно-образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью Российской Федерации.

А какие же музеи в России самые известные и знаменитые?

Первым русским музеем считают Кунтскамеру. Ее основал Петр Первый в 1714 году. С немецкого это слово переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей».

Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века. Их создавали представители знати, ученые, писатели. В коллекции входили предметы искусства, древности, редкие минералы.

А «кабинетами» такие собрания называли из-за места, где их первоначально хранили — специальных шкафов-кабинетов с большим количеством ящиков и полок.

Со временем владельцы кабинетов стали показывать свои коллекции публике.

Собственные небольшие музеи содержали эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант.

Чтобы побывать в таком музее, нужно было либо получить письменное разрешение от владельца, либо купить билет.

Старинные вещи собирали и в России. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Древности еще в XIV веке искал и покупал московский князь Симеон Гордый.

Уже в XVI веке в Оружейной палате и Арсенале в Москве хранилось большое собрание предметов искусства и антиквариата. Однако посещать такие коллекции было запрещено.

Петр I побывал в нескольких подобных «кабинетах редкостей», которые были открыты для посетителей, во время путешествия в Европу в 1697–1698 годах.

Когда он вернулся в Россию, то решил обустроить такой музей

«для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Несколько лет для «государева Кабинета» собирали экспонаты — минералы, старинные книги, инструменты и оружие.

По приказу императора по всей стране искали

«каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди».

В 1701 году Петр I основал в Москве Цейхгауз, или «оружейный дом», где хранили редкие виды оружия и военные трофеи. Через несколько лет при Адмиралтействе в Петербурге создали Модель-камору — хранилище чертежей, схем и моделей кораблей. Позднее на основе этих учреждений возникли Артиллерийский и Военно-морской музеи .

А уже в 1714 году для посетителей открыли Кунсткамеру.

В музее создали три отдела. В Мюнц-кабинете показывали монеты и медали, в библиотеке хранили старинные книги и рукописи, а в Натур-кабинете собирали гербарии, чучела животных, образцы древесины.

В 1716 году специально для Кунсткамеры Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа. В нее входили минералы, раковины, растения.

Кунсткамера была не только музеем, но и одним из первых в России научных центров.

Поэтому там хранились химические реактивы, анатомические пособия и образцы. При музее существовала лаборатория, сотрудники которой должны были

«прилежно исполнять… надлежащую химическую работу».

Изначально музей разместили в Летнем дворце Петра ПервогоI в Петербурге.

Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук , Библиотеки и Кунсткамеры. Там же музей располагается и сейчас.

По указу Петра I посещать Кунсткамеру можно было бесплатно.

В музее гостям предлагали кофе , вино и закуски.

Посетителей сопровождали специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями.

Иногда экскурсии по музею проводил и сам Петр I.

Вскоре в России стали появляться и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею.

Эту коллекцию живописи позже пополнила Екатерина Вторая .

В 1764 году она основала Эрмитаж— собрание картин императорской семьи.

В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств.

Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.

Иван Шувалов

Ива́н Ива́нович Шува́лов — русский государственный деятель и меценат, фаворит императрицы Елизаветы Петровны; друг и покровитель учёного-энциклопедиста М. В. Ломоносова, вместе с ним — инициатор учреждения Московского университета и Академии художеств. Генерал-адъютант, обер-камергер, действительный тайный советник.

Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763 г.).

21 сентября 1757 года был произведён в генерал-поручики. Шувалова называли «министром новорожденного русского просвещения».

В XIX веке музеи стали открывать еще чаще. Уже существовавшие к тому моменту собрания начали систематизировать, составлять каталоги коллекций.

В 1824 году на базе Кунсткамеры появились отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие.

А вскоре коллекции стали показывать посетителям не только в Москве и Петербурге — музеи создали в Архангельске, Владимире, Ярославле и других городах.

Небольшие «кабинеты редкостей» открывались даже в гимназиях и училищах. Появились в России и частные музеи. Свои собрания предметов искусства показывали посетителям меценаты Николай Румянцев, Павел Третьяков, Алексей Бахрушин.

Всего к 1917 году в России существовало около 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось. Появились музеи нового типа — историко-революционные и бытовые. А краеведческие собрания открывались даже в отдаленных регионах и маленьких городах.

Музей Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)

Кунсткамера или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого появился еще в начале 18 века. С тех пор его коллекция значительно увеличилась, но некоторые из первых экземпляров хранятся до сих пор.

Зачастую Кунсткамера привлекает туристов своим анатомическим отделом, представляющим заспиртованных «уродцев в банках». Однако это лишь малая часть коллекции. Основную часть занимают предметы, повествующие о культуре и быте народов из различных уголков земного шара.

Muzei Kunstkamera

История здания

Согласно легенде, выбор места для строительства здания Кунсткамеры был определен Петром Великим. Увидев две необычные сосны, вросшие друг в друга ветками, он принял решение срубить их. На их месте было заложено здание Музея, а часть тех сосен по сей день являются частью его экспозиции.

Строительство началось в 1718 году по проекту архитектора Г.И. Маттарнови. Не успев закончить работы, он скончался. Его дело продолжил Н.Ф. Гербель, который внес существенные изменения в возводимое здание. Он добавил кирпичную кладку в оконных проемах, а также увеличил несущий остов на один этаж, сделав его трехэтажным.

После Н.Ф. Гербеля работами стал руководить Г. Киавери, который обнаружил дефекты в кладке башни и создал специальную комиссию. В ее состав входили Д. Трезини, М. Земцов и другие известные зодчие того времени. Результатом ее работы стала ликвидация башни, которая была покрыта угрожающими трещинами, а Киавери разработал новый проект. По нему увеличились высота нижнего яруса башни и ее цилиндрической части, которая стала венчаться астрономической сферой. Вышка башни была завершена уже под руководством М. Земцова в 1734 году, в то время как музей был открыт в 1728 году. В 1735 году были установлены 12 скульптур в нишах фасадов, которые воплощали различные науки. Созданы они были мастером Кохом, возможно по рисункам архитектора.

В 1747 году произошел пожар, в результате которого строение значительно пострадало. Его реконструкцией занимался архитектор С.И. Чевакинский, но восстановление прошло без верхнего яруса башни. Он вернулся только в 1948 году благодаря проекту Р.И. Каплан-Ингеля. Капитальный ремонт не осуществлялся с середины 18 века, а реконструкция была произведена лишь в 1998 году.

Кунсткамера построена в стиле петровского барокко. Музей представляет собой два однотипных трехэтажных корпуса, соединенных многоярусной башней.

Кунсткамера — это старейший государственный музей России, созданный по указу Петра I. Годом ее основания считается 1714-ый, когда личная коллекция «редкостей» и различных раритетов Петра I была перевезена из Москвы в Петербург и размещена в там в Летнем дворце. Для коллекции выделили специальное помещение, которое назвали на европейский манер «кабинетом редкостей» — Куншткамерой. Для присмотра за экспонатами потребовался целый штат.

Экспонаты в «кабинет редкостей» стекались со всей России. По велению Петра туда свозили все, что «зело старо и необыкновенно» — необычные кости, камни, старинную посуду и оружие, различные анатомические редкости вроде овцы с двумя языками, и прочие диковинные вещи.

Экспонаты

Во время Великого посольства Петр I приобретал вещи, которые в Голландии и Англии составляли «кабинеты редкостей». Это были приборы, инструменты, книги, оружие, природные диковинки. По возвращении он организовал из них «государев Кабинет», которые разместил в Летнем дворце. Он стал носить название Куншткамера, что на немецкий манер означало «кабинет редкостей».

Что касается анатомического собрания музея, то большинство препаратов принадлежало Ф. Рюйшу, который собрал целую коллекцию по эмбриологии и анатомии. В 1717 году Петр I выкупил 937 их ее экспонатов.

Коллекция музея пополнялась за счет экспедиций начала 18 века, а также приобретений из Европы, которые осуществлялись по приказу государя. Кроме того, по указу Петра Великого различные диковинные предметы стали поступать со всех уголков нашей страны, а также привозиться из-за границы.

В первой половине 18 века Кунсткамера была представлена четырьмя залами:

  • натюр-камера, содержащая предметы, относящиеся к естественным наукам;
  • мюнцкамера, демонстрирующая древние монеты;
  • кунсткамера, представляющая предметы быта и искусства;
  • «государев Кабинет», хранящий личные вещи Петра I.

В результате пожара 1747 года коллекция сильно пострадала, ее восстановление было закончено только в 1766 году. С 19 века она начала пополняться за счет экспедиций, например, Кука в Полинезию, Миклухо-Маклая в Новую Гвинею, а также исследований Сибири, Камчатки, Антарктики.

В 1836 году создаются зоологический, ботанический, этнографический, минералогический, египетский, азиатский музеи на основе экспонатов Кунсткамеры. Расположены они были в двух зданиях. В 1878 году их опять объединили в одном строении, а в 1903 году музей получил свое современное название.

В настоящее время Кунсткамера хранит множество экземпляров, отражающих быт и культуру различных народов Китая, Монголии, Японии, Австралии, Северной Америки, Индии, Индонезии, Океании и т.д.

Отдельный музей посвящен М. Ломоносову. В нем представлены его личные вещи, инструменты, с которыми он работал, а также книги, скульптура, живопись, мебель.

На пятом этаже музея расположен Готторпский глобус. В 1726 году он был привезен Петром Великим как дар от правителя готторпского герцогства. Его диаметр составлял около 3 метров. Внутри находилось звездное небо, а снаружи – карта. Во время пожара он был сильно поврежден, но в 1750 году была создана удачная копия.

Среди наиболее примечательных предметов коллекции выделяются – скелет слуги Петра I, живые экспонаты, флейта из бедренной кости, препараты Рюйша, детский скелет с двумя головами, ладья небесная, палеолитическая Венера, бюст Андрея Боголюбского, астролябия Арсениуса, гейша О-Мацу, индонезийский кинжал крис и многое другое.

Кунсткамера петровского времени совсем не была похожа на настоящую. Любопытным взглядам первых посетителей открывалось множество невиданных вещей — искусно препарированные головки детей, заспиртованные и бальзамированные части человеческого тела, препараты из коллекции голландского анатома Рюйша в стеклянных сосудах, различных мелких животных и птиц, гербарии, ящики с бабочками и красивыми раковинами и многое другое.

Самыми занятными экспонатами в Кунсткамере петровского времени были «монстры» — живые люди, отличающиеся от прочих различными странными анатомическими особенностями. Их показывали посетителям Кунсткамеры, как и все прочие экспонаты, они жили при музее.

Лучшие музеи России

  • Эрмитаж Эрмитаж Государственный Эрмитаж …
  • Третьяковская галерея
  • Оружейная палата Оружейная палата …
  • Русский музей
  • Алмазный фонд ..
  • Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина…
  • Еврейский музей Еврейский музей и др.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я — российский государственный художественный музей в Москве, созданный на основе исторических коллекций купцов братьев Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых; одно из крупнейших в мире собраний русского изобразительного искусства

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

В самом сердце Санкт-Петербурга, на берегу Невы, находится один из известнейших музеев мира Эрмитаж. Поток желающих посетить его, чтобы полюбоваться произведениями искусства, собранными здесь, не ослабевает ни летом, ни зимой. 

История создания музея

Коллекция Эрмитажа берёт своё начало от собрания картин Екатерины Великой. Самое первое, что было ею приобретено, это 225 картин западных мастеров. Она разместила эти работы в личных апартаментах дворца. Помещение это она назвала Эрмитаж, что в переводе с французского языка означает «моё уединение». Эта коллекция и явилась основанием музея.

Екатерина была заядлым коллекционером. Новых картин появлялось всё больше. В коллекции появились античные скульптуры, фарфоровая посуда, изделия из драгоценных камней. Скоро экспонатам стало тесно в старом помещении. В результате было принято решение о строительстве нового здания, оно получило название Большой Эрмитаж. Но и его площадей вскоре становится мало для растущей коллекции. Для её размещения возвели ещё одно здание – Новый Эрмитаж.

Музей с его уникальными экспонатами становится известным в Европе. Поэтому все Российские императоры уделяли большое внимание его коллекции. Александр I дополнил её работами английских и испанских художников. Николай I тоже внёс свою лепту в обогащение коллекции. Любитель батальных сцен, он пополнил её картинами на военную тему. В 1852 году он принял решение открыть Эрмитаж для посещения.

С этого времени любоваться удивительными экспонатами могут все желающие.

Сегодня экспозиция Эрмитажа занимает семь зданий. Главное из них – Зимний дворец. Современный Эрмитаж – это уникальный музей. Здесь можно изучать экспонаты, одновременно любуясь интерьерами дворцовых залов. Они поражают своей красотой.

Коллекция Эрмитажа огромна.

Здесь можно найти экспонаты начиная от орудий труда человека каменного века и заканчивая сегодняшним днём. В музее посетители могут увидеть картины известных средневековых западных художников. Среди них «Мадонна Лита», написанная в XV веке и приписываемая Леонардо Да Винчи, «Апостолы Пётр и Павел», написанная Эль Греко в XVI веке.

Трудно здесь перечислить даже малую часть экспонатов музея. Описывать красоту и величие его занятие бессмысленное. Лучше всё увидеть своими глазами. Поэтому оказавшись в Санкт-Петербурге, надо обязательно посетить один из величайших музеев мира – Эрмитаж.

Павильонный зал поражает сочетанием белого и золотого цветов, чем напоминает восточные интерьеры. Туристов сюда привлекают часы с павлином, подаренные Потёмкиным императрице. Их заводят по расписанию, и тогда все фигуры часов приходят в движение.

Георгиевский или Большой тронный зал выполнен в классическом стиле. Он был предназначен для проведения приёмов. Главный его экспонат – царский трон.

Гербовый зал создан для проведения торжественных мероприятий, это один из самых просторных залов.

Александровский зал назван в честь Александра I. В его оформлении сочетаются элементы готики и классицизма.

Малахитовая гостиная декорирована уральским малахитом. В её оформлении были использованы и драгоценные камни. Благодаря этому, гостиная считается самым ценным помещением в здании.

• В Концертном зале находится серебряная рака покровителя С-Петербурга Александра Невского, целиком изготовленная из серебра.

Белый зал был предназначен для проведения свадьбы Александра II, его цвет и оформление соответствует этому событию.

Рыцарский зал. Главное украшение его – фигуры рыцарей в доспехах на конях. Этот зал очень любят дети.

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Здесь хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра Первого .

Среди 4 000 экспонатов — единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы — оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства.

К примеру, ружье Екатерины Второй в стиле рококо.

Оружейная палата — музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.

Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

АЛМАЗНЫЙ ФОНД

Выставка Алмазного фонда, расположена на территории Московского Кремля в здании Оружейной палаты и находится в ведомстве ГОХРАНа.

Здесь собраны предметы ювелирного искусства, драгоценные камни, самородки и коронационные регалии, которые имеют особенную ценность для истории России.

Учет и хранение ценностей велся в России еще со времен Петра I. В особый фонд драгоценных металлов и камней попадали коронационные регалии, украшения царственных особ и самые разные ювелирные изделия из редких камней, бриллиантов, золота и серебра, уникальные самородки. 

В 1920 году большевики создали Государственное хранилище ценностей (Гохран России), куда, помимо царской сокровищницы, попали и национализированные ювелирные шедевры дворян и помещиков. Гохран существует до сих пор и регулярно пополняет коллекции ювелирного и камнерезного искусства и современными работами. Главные шедевры собрания сегодня выставлены в Алмазном фонде в Кремле. Вот самые впечатляющие работы.

Постоянная выставка в Оружейной палате Московского Кремля. Алмазный фонд называют ни много ни мало сокровищницей России. Это наидорогущий музей страны, в котором веками хранятся царские регалии, природные алмазы и самородки драгоценных металлов.

Корона Екатерины Второй

Говорят, в 1925 году в коллекции фонда было 773 изделия, а вот к 2017-му, когда пересчитали все, что есть, осталось всего 114 по-настоящему исторических экземпляров.

Куда делись? Оказывается, начиная с 1925 года, советское правительство активно продавало царские сокровища: надо было на что-то кормить голодающую постреволюционную страну.

С молотка ушло несколько венчальных корон российских императриц, диадемы, браслеты и другие украшения с драгоценными камнями.

И хотя в 1926-м правительство даже придумало специальную комиссию, которая выносила решения о важности той или иной реликвии, сокровища продолжали продавать вплоть до 1936 года.

РУССКИЙ МУЗЕЙ

.Русский музей — крупнейшее в мире собрание российского искусства, от старинных икон до работ современных художников. Он был основан в 1895 году по указу Николая II и в то время назывался Русским музеем императора Александра III.

Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал».

Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки.

К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г. До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III».

Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ.

Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов — это были картины, предметы искусства, ковры…

Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.

Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.

Белый зал Михайловского дворца Русского музея

Здание Михайловского дворца построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I.

Михайловский дворец Русского музея

Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен.

Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Архитектором Михайловского дворца был Карл Росси. Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:

  1. Летний дворец Петра I
  2. Мраморный дворец
  3. Инженерный (Михайловский) замок
  4. Строгановский дворец
  5. Домик Петра I

Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Летний дворец

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором .Андреасом Шлютером.

Мраморный дворец

Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А. Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются. Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра  Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др.

Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма. Главный фасад Мраморного дворца обращен  к Марсову полю. Его украшают колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера. Известный скульптор Ф.И. Шубин выполнил две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов. В сотрудничестве с М.И. Козловским он участвовал в создании внутреннего скульптурно-декоративного убранства дворца.

До нашего времени сохранилась отделка парадной лестницы и первый ярус стен Мраморного зала. Изящная ограда из копий и столбов с вазами и трофеями ограждает обширный парадный двор. Позже с восточной части около Мраморного дворца построили служебный корпус. Барельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П.К. Клодта украшает западный фасад корпуса. В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.

МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА

Самый европейский в России — Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал — то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом.

Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город.

Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2%.

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

Свою историю Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ведет с 17 (29) августа 1898 года, когда в Москве, неподалеку от храма Христа Спасителя, на Волхонке, был заложен Музей изящных искусств им. императора Александра III. Идея создания в Москве художественно-образовательного общественного музея витала в просвещенных аристократических кругах еще с середины XIX столетия. Но воплотить ее в жизнь удалось лишь в конце века, благодаря подвижничеству государственного деятеля, ученого-историка, искусствоведа, Ивана Владимировича Цветаева. Его дочь, поэтесса Марина Цветаева, в своих автобиографических эссе живо описала, какое значение имело создание музея в жизни всей семьи Цветаевых.

Возведение здания Музея изящных наук было поручено молодому московскому архитектору Роману Ивановичу Клейну, выигравшему конкурс, условия для которого разработал Цветаев. На период сооружения музейного здания при Московском университете был учрежден Комитет по его будущему обустройству. Председателем Комитета стал великий князь Сергей Александрович, стараниями которого на возведение музея из казны государства выделили 200 тысяч рублей. Заместителем председателя выбрали Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, промышленника, миллионера и мецената, потратившего на строительные работы и создание музейных фондов около 2 млн рублей. Работу секретаря комитета и фактически организатора всех работ выполнял Иван Цветаев.

Коллекционный фонд будущего Пушкинского музея формировался на базе Кабинета изящных наук и древностей, находящегося в ведении Московского университета и располагавшего небольшим собранием гипсовых оттисков с античных скульптур. С 1889 года, когда Кабинет возглавил Цветаев, его фонды начали прирастать новыми поступлениями – копиями греческих, римских, египетских изваяний, которые создавались в крупнейших мастерских Европы по снятым с оригинальных творений слепкам. Для будущего музея искусные специалисты создавали копии и целых скульптурных композиций виртуозных творцов Средних веков, эпохи Ренессанса, отображавшие оригиналы в их истинном масштабе.

Собрание скульптур пополняли и подлинные шедевры, которые жертвовали царственные особы, аристократы, промышленники и представители интеллигенции. К своему открытию музей располагал коллекцией древнеегипетских памятников, работами итальянских живописцев XII-XIV веков, подлинными итальянскими скульптурами XVI-XVII веков.

В мае 1912 года, спустя 14 лет с момента закладки, состоялось церемониальное открытие Музея изящных искусств. Это событие сопровождало выступление оркестра, исполнившего помпезную кантату, написанную специально для этого действа. Должность директора музея занял Иван Цветаев. В 1923 году, после реорганизации музейной сети страны, музей приобрел статус Государственного. В его стенах разместилось собрание живописи западных мастеров, ранее принадлежавшее ликвидированному Румянцевскому музею. Вскоре оно пополнилось картинами из коллекций С. М. Третьякова, Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, князей Юсуповых. Бесценные произведения живописи поступили из Государственного Эрмитажа.

В Пушкинском музее разместилась одна из лучших в России коллекций зарубежной живописи.

Наиболее ранние ее экспонаты представлены византийской мозаикой и иконами. Начальный этап развития западноевропейского изобразительного искусства отражен в работах итальянских примитивистов, а его расцвет демонстрируют полотна гениев эпох Возрождения и Просвещения.

Музей знаменит и своей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов.

Музейная коллекция включает в себя также египетские древности, памятники культуры Востока, графические картины западноевропейских и русских мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики и археологические экспонаты.

В Пушкинском музее периодически «гостят» уникальные экспонаты из собраний других музеев, в том числе всемирно известных.

Постоянно действующая экспозиция музея разместилась в нескольких зданиях, три из которых находятся на Волхонке: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки, Отдел личных коллекций.

В структуру музейного комплекса входят Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева на улице Чаянова, Центр эстетического воспитания, разместившийся в Колымажном переулке, мемориальная квартира Святослава Рихтера на Большой Бронной улице.

В 1932 году Музей изящных искусств переименовали в Музей изобразительных искусств, а спустя пять лет ему присвоили имя А. С. Пушкина. Крупными поступлениями ознаменовался 1948 год: картинная галерея Пушкинского музея пополнилась почти тремя сотнями работ известнейших художников-импрессионистов.

В 1985 г. рядом с Главным музейным зданием в специально отреставрированном особняке открылся Музей частных коллекций. В 2005 году он был перенесен в близлежащее здание, а на его месте разместилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности — крупнейшая в мире экспозиция, рассказывающая о культуре, религиозных традициях и истории жизни еврейского народа.

Еврейский музей и центр толерантности — музей, посвящённый еврейской культуре и религиозной традиции, истории жизни и расселения евреев, истории евреев в России.

Располагается в здании бывшего Бахметьевского гаража, в Марьиной Роще, на северо-востоке Москвы.

Музей — один из самых технологичных в России. Практически вся информация — в интерактивном виде: документы, фотографии и письма, повествующие о жизни евреев в России с начала XIX века до наших дней. Само здание музея — бывший Бахметьевский гараж.

Памятник советского конструктивизма — творение инженера Шухова и архитектора Мельникова.

Не удивительно, что именно в этом здании, помимо музея, библиотеки и детского центра, расположился Центр авангарда. Эта культурная площадка отдана искусству и культуре 1910-1930-х годов.

В России музеев огромное количество…

Но вот самый большой музей в России Эрмита́ж.

Какой самый старый музей в России?

Кунсткамера

Ровно 288 лет назад, 6 декабря 1728 года в Санкт-Петербурге была открыта Кунсткамера — первый музей России и колыбель российской науки.

Уважаемые друзья!

Посещайте музеи , находите свободное время для путешествий всей семьей..Ведь во многих городах нашей необъятной России есть музеи, которые обязательно привлекут вас своими необыкновенными экспонатами и атмосферой!!!

Музеи в целом очень развивают кругозор. Человек посещающий время от времени различные экспозиции, как правило, интересный собеседник. Просвещаясь человек, становится частью искусства, улучшает свое восприятие внешнего мира и других людей.

Музеи имеют огромное значение в развитии мировой культуры, сохранении историко-культурного наследия и шедевров искусства и передаче его народу.

Они играют посредническую роль в передаче разного рода информации в сфере изучения истории, культуры, отношений и т. д. Музеи являются памятью истории.

.Приводите своих детей в музеи. Ведь Музей — это волшебное место, где ребенок приобретает и развивает навыки, которые позже помогут ему в школе.

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский.

Во время посещения музея дети видят реальные предметы, которые они не могут встретить в повседневной жизни.

Музеи помогают понять, что такое хорошо и красиво. Кроме того, они открывают доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках, либо рассмотреть их на картинке.

Музеи дарят интеллектуальную и духовную просвещённость. Здесь действительно можно увлекательно провести время.

Ответственный Полынь И.Ю.