Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя.
Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат».
Оказывается, русская благотворительность имеет вполне конкретную дату начала своего появления – 988 год, год крещения Руси, период окончания язычества и становления христианских традиций. С той поры благотворительная деятельность становится синонимом помощи другим за счет собственных денежных или временных ресурсов, и помощь эта осуществляется в рамках закона.
Князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру.
Особенную роль в благотворительности XVIII-XIX вв, играли знатные дамы, организующие благотворительные кружки, помогающие больным, раненным в войнах, нищим. И только в XX веке благотворительная деятельность перестала быть чем-то вроде частного хобби, стала более профессиональной и масштабной.
До событий октября 1917 г.благотворительность была в России одной из культурных норм не только аристократии и промышленной буржуазии, но и зажиточных слоёв рядового населения как в столице, так и в провинции: купечества, мещанства, состоятельного крестьянства. Пожертвования на храмы, подаяние нищим, гостинцы сиротам и тюремным узникам — неотъемлемая часть поведения «благочестивого россиянина» XVIII — начала XX вв., неоднократно описанного в художественной литературе и этнографических трудах.
В христианстве и других религиях провозглашалась необходимость ежегодной передачи богатыми десятой части нажитого. Милостыня, сострадание к несчастным становилось воплощением религиозного чувства. Попечение о бедных возлагалось на духовенство. В трактате «Правило о церковных людях» были перечислены благотворительные дела: нищих кормление, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, обидным заступление, пленным…
При монастырях строились странноприемницы с церковью, где принимали и кормили нищих, создавались богадельни «для прокаженных и престарившихся», «избы для нищих», «вдовьи дворы».
В царствование Петра I велась борьба с нищенством. Неспособных к работе отсылали в монастыри и богадельни, а тунеядцев наказывали. В этот период создавались госпитали и детские заведения, светские заведения общественного призрения, которые содержались от подаяния зажиточных людей.
В современной России проблема благотворительности стоит особенно остро.
Как вы думаете, нужна ли благотворительность и благотворительная деятельность?
В наше время распространены благотворительные концерты, денежные пожертвования на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. Благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты эстрады, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов.
До событий октября 1917 г.благотворительность была в России одной из культурных норм не только аристократии и промышленной буржуазии, но и зажиточных слоёв рядового населения как в столице, так и в провинции: купечества, мещанства, состоятельного крестьянства. Пожертвования на храмы, подаяние нищим, гостинцы сиротам и тюремным узникам — неотъемлемая часть поведения «благочестивого россиянина» XVIII — начала XX вв., неоднократно описанного в художественной литературе и этнографических трудах.
В нашей истории было много русских меценатов, создававших новые рабочие места, вкладывавшихся в развитие русской культуры, поддерживавших провинциальные таланты.
Савва Иванович Мамонтов
(1841-1918)
Савва Иванович Мамонтов — «московский Медичи», меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием.
Главная предпринимательская деятельность Саввы Морозова заключалась в строительстве железных дорог. Искусство же было его страстью.
Ни родственники, ни директоры железной дороги, ни инженеры не понимали его меценатства и не поддерживали его в этих странных для рационального предпринимателя начинаниях.
Интересен тот факт, что свое поместье в Абрамцево он превратил в художественную школу. Здесь подолгу жили и работали русские художники И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также певец Ф. И. Шаляпин, режиссер К. С. Станиславский, композиторы С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков и другие. Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку.
Савва Иванович Мамонтов — это пример удивительного человека, который сделал для России очень многое, но к концу жизни испытал горе и бедность. Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог отдать. Его посадили в тюрьму на несколько месяцев, при этом все его имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей. Мамонтов умер после длительной болезни в скромном доме у Бутырской заставы в Москве. Казалось бы, о нем никогда больше не будут вспоминать, на могилу Мамонтова принесли лишь четыре венка. Но к концу 20-го века его заслуги как мецената были по достоинству оценены, а имя почтительно произносят искусствоведы во всем мире.
Савва Тимофеевич Морозов
(1862-1905)
Савва Тимофеевич Морозов — известный русский меценат и крупнейший предприниматель своего времени. Занимался культурной и социальной благотворительностью. На своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета. Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».
Морозов был чрезвычайно образованным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с российским ученым-энциклопедистом, знаменитым химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
Третьяковы
Павел Михайлович (1832-1898)
и Сергей Михайлович (1834-1892)
Состояние братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых составляло более восьми миллионов рублей, три из которых они пожертвовали на искусство. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактурой. При этом Павел Михайлович вел дела на самих фабриках, а Сергей Михайлович общался с зарубежными партнерами. Такое разделение было обусловлено разницей в характере братьев. Если старший брат был замкнутым и нелюдимым, то младший обожал светские рауты и общение в публичных кругах. Оба Третьякова собирали картины. При этом Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей — иностранную, главным образом современную французскую. Когда он оставил пост московского городского главы, то даже обрадовался, что исчезла необходимость проводить официальные приемы. Ведь это давало возможность тратить больше на картины. Всего Сергей Третьяков потратил на живопись около миллиона франков или в пересчете на рубли — 400 тысяч.
Уже в юном возрасте у братьев появилось желание сделать дар своему родному городу. В 28 лет Павел решил завещать всё свое состояние на создание галереи русского искусства. К счастью, жизнь его оказалась довольно долгой, и в результате предприниматель смог потратить на приобретение картин более миллиона рублей. Галерея Павла Третьякова стоимостью в два миллиона, да еще и недвижимость (дом младшего брата Сергея Михайловича Третьякова) были переданы в дар городу Москве.
Коллекция Сергея Третьякова была не так велика: всего 84 картины. Однако оценивалась она в полмиллиона рублей. Свое собрание он завещал именно старшему брату, а не жене. Сергей Михайлович опасался, что его супруга не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве был подарен художественный музей с собранием картин, его назвали Городской галереей братьев Павла и Сергея Третьяковых. Интересно, что после посещения собрания Александром III, тот предложил старшему брату Третьякову дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Сергей Михайлович, ставший действительным статским советником, это предложение, скорее всего, принял бы. Помимо своей галереи Третьяковы содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в Москве. С тех пор название Третьяковская сохранилось в названии и самой галереи, и созданного купцами проезда.
В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и организаций. Распространенным явлением была совместная деятельность частных лиц с государством, с церковью, органами местного самоуправления. Многие благотворительные заведения создавались и финансировались за счет частных пожертвований. Государи и представители императорских фамилий покровительствовали благотворительным обществам и заведениям, привлекая к ним внимание общества, формируя традицию и моду в этой сфере.
В христианстве и других религиях провозглашалась необходимость ежегодной передачи богатыми десятой части нажитого. Милостыня, сострадание к несчастным становилось воплощением религиозного чувства. Попечение о бедных возлагалось на духовенство. В трактате «Правило о церковных людях» были перечислены благотворительные дела: нищих кормление, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, обидным заступление, пленным искупление…
При монастырях строились странноприемницы с церковью, где принимали и кормили нищих, создавались богадельни «для прокаженных и престарившихся», «избы для нищих», «вдовьи дворы». В царствование Петра I велась борьба с нищенством. Неспособных к работе отсылали в монастыри и богадельни, а тунеядцев наказывали. В этот период создавались госпитали и детские заведения, светские заведения общественного призрения, которые содержались от подаяния зажиточных людей.
Мы сделали краткий исторический экскурс в развитие благотворительной деятельности в России.
Как вы думаете, нужна ли благотворительность и благотворительная деятельность?
Конечно нужна и даже необходима, так как в любом обществе есть люди бедные, не могущие работать, есть многодетные семьи и низким достатком, есть инвалиды и больные. Все они нуждаются в доброй и бескорыстной помощи. Любому человеку важна и приятна помощь в трудные минуты жизни.
В наше время распространены благотворительные концерты, денежные пожертвования на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. Благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты эстрады, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов.
- Существуют анонимные пожертвования, массовый сбор денег и вещей в помощь бедным и малоимущим — подписки, благотворительные лекции, лотереи, концерты, базары, кружечные сборы.
- Образованы Детский фонд (1987 г), Фонд культуры (1986г), Фонд милосердия и здоровья (1989г), денежные средства которых используются в благотворительных целях.
Подробнее с историей благотворительности в России
вы сможете познакомиться в следующих изданиях:
Благотворительность в России. [2002]: СПб., 2003
Книга П.В. Власова знакомит читателя с практически неизвестными страницами истории нашего Отечества и показывает, как на протяжении веков государственная, производственная, духовная деятельность наших соотечественников была неразрывно связана с благотворительностью, попечительством, заботой о бедных и убогих. Книга актуальна для нашего времени, когда появление класса новых русских капиталистов, увы, не сопровождается соответствующим ростом их духовной зрелости и способностью к жертвенности. Автор книги Павел Васильевич Власов — доктор медицинских наук, профессор, один из ведущих рентгенологов нашей страны, автор около 400 научных трудов, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Уже много лет он занимается изучением истории благотворительности в России и стал признанным знатоком этой области.
Благотворительность и милосердие: Рубеж XIX-XX вв.. СПб., 2000
Предлагаемое издание во многом уникально. Это — первая попытка наглядно в фотографиях и документах, рассказать еще об одной забытой странице отечественной истории, связанной с благотворительной деятельностью и попечением о нуждающихся. На протяжении многих десятилетий само понятие «благотворительность» в исторической литературе имело своеобразный оттенок осуждения: «буржуазная благотворительность — порождение лицемерия правящих классов», утверждали советские идеологи.
Данная книга-альбом ставит своей целью взглянуть на это сложное и неоднозначное явление другими глазами, показать его таким, каким видели его современники, россияне начала века. Конечно, создание настоящей истории российской благотворительности ещё впереди, но мы надеемся, что и это издание будет интересно сегодняшнему читателю.
Бахревский В. А. Савва Мамонтов. Москва, 2000
(Жизнь замечательных людей)
Книга известного писателя и публициста В. А. Бахревского представляет биографию одного из ярких деятелей отечественной истории. Савва Мамонтов — потомственный купец, предприниматель, меценат, деятель культуры. Строитель железных дорог в России, он стал создателем знаменитого абрамцевского кружка-товарищества, сыгравшего огромную роль в судьбе художников — Репина. Поленова. Серова, Врубеля, братьев Васнецовых, Коровина, Нестерова.
Мамонтов создал Частную оперу, которая открыла талант Шаляпина, дала широкую дорогу русской опере — произведениям Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Даргомыжского, Верстовского, заложила основы русской вокальной школы и национального оперного театра.
Бусленко Н. И. Ростовское купечество: историко-экономические очерки в документах, фактах, цифрах, с авторскими комментариями и художественно-публицистическими отступлениями. Ростов-на-Дону, 1994
Книга воссоздает историю торгово-промышленного предпринимательства, становление рыночных отношений на Дону, трудности их развития, вызванные как общей социально-экономической ситуацией послереформенной (1861) России, так и местными особенностями военного и хозяйственного уклада Области Войска Донского в целом и Ростова-на-Дону в частности. Исследование осуществлено на основе архивных материалов, ранее закрытых для широкого читателя, и, несомненно представляющих не только научный, но и познавательный интерес.
Ответственный: Вапельник В.О.