День казачества ежегодно отмечается во многих странах мира, имея статус всемирного праздника, но не имея четко установленной даты. Отмечается праздник во второй четверг ноября.
Сам праздник появился в 1989 году, инициатором его стала ООН, и отмечать его принято во второй декаде ноября, хотя изначально планировалось делать это во второй ноябрьский четверг. Казаки – вольнолюбивый и колоритный народ, поэтому празднования проводятся в течение нескольких дней в самых разных уголках России и других стран.
К этой праздничной дате мы подготовили для вас
час истории
«Казачья доблесть, дух и слава»
Донские казаки — это наиболее многочисленные представители казачества. Одни из первых упоминаний о них относятся к 1550 году, когда князь Юсуф писал письмо Ивану Грозному, жалуясь на поведение казаков с Дона. Казаки разрушали поселения, грабили их, творили разные бесчинства.
Однако известно, что казаки появилось гораздо раньше этой даты — князю Ивану III ещё в 1502 году поступали доклады о молодых людях, которые повально стали уходить на Дон.
Откуда произошли донские казаки, историки так и не могут понять.
Одни считают, что от хазарских христиан — ясов и касогов, кочевых народов, впоследствии названными казаками.
Другие исследователи склоняются к версии, что донское казачество было образовано беглыми крестьянами и бродягами, которые шли к Дону со всех уголков государства.
И все-таки официальной датой зарождения донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно тогда казаки получили грамоту от самого Ивана Грозного. Царь требовал от донских казаков полного подчинения его указам, а взамен обещал жалованья и награды. Известно, что до этого времени казачьи войска уже несколько раз сотрудничали с правителем:
- вместе с его войсками они в 1552 году завоевали Казань;
- в 1556 году воевали за Астрахань.
Фактически этой самой грамотой Иван Грозный признал донское казачество независимым народом.
Когда на престол взошел царь Федор I, ему удалось заслужить доверие донских казаков, и часть из них (около 12000 человек) присягнули служить ему.
После донские казаки присягали и царям из династии Романовых.
Все общение с донскими казаками до начала XVIII века происходило через «Посольский приказ» — это учреждение, созданное для взаимоотношений с иностранными государствами (современное министерство внутренних дел).
Азовское сидение
Такое название получила одна из наиболее продолжительных осад казаков. Они держали оборону Азова от турков в XVII веке. Казаки не пускали врагов в город долгие пять лет. Если перед нападением турецких войск в Азове проживало около 1000 представителей казачества, то к началу осады там было уже 4500 человек. Казаки съезжались со всех территорий страны, несмотря на то, что турки делали все возможное, чтобы не допустить помощи казакам.
Но в итоге оборону держали уже 9000 казаков.
Численность турецкой армии была несколько сотен тысяч хорошо вооруженных воинов, но казакам удавалась отбивать все атаки. В итоге турки были вынуждены отступить — они понесли серьезные потери, назревали бунты.
После того, как казаки отстояли Азов, они просили царя Михаила Романова включить город в состав Российской империи. На что правитель посоветовал им вернуться в свои курни и оставить крепость. Казаки послушались его совета, и уже через семь месяцев на месте Азовской крепости турки построили свою.
Донские казаки во времена правления Петра I
Когда к власти пришли Романовы, многие казаки стали массово возвращаться на Дон, боясь наказания со стороны властей.
Приход к власти Петра I был воспринят казаками двояко. С одной стороны, участие в военных походах царя было выгодно для них — войска получали щедрое вознаграждение и могущественного союзника в борьбе с турками.
Казаки сражались за Петра I в войне с Швецией, принимали участие в его Азовском походе.
Однако с другой стороны, царь всячески подавлял свободу казаков, ставя им свои условия. Так, в 1700 году он запретил приходить всему войску на войсковой круг, туда допускались только их атаманы. Затем, спустя 8 лет, из-за участия казаков в Булавинском восстании, Пётр I заставил их уничтожить главную ценность всего донского казачества — ту самую грамоту Ивана Грозного.
Послание Ивана Грозного значило для казаков очень много — письмо бережно хранилось в Черкасске, а его копии разошлись по всем казачьим поселениям. Раз в год, на праздник Покрова Богородицы, текст послания торжественно зачитывали перед всеми собравшимися казаками.
Уничтожение грамоты фактически означало лишение донских казаков независимости.
Участие донских казаков в Пугачевском восстании
Емельян Пугачев — один из самых известных донских казаков, потерпев поражение под Казанью, долго думал куда ему пойти вместе с оставшимся войском. В ходе долгих обсуждений было решено пойти на берега Дона, к казакам. Конечно, он не питал иллюзий, что его воспримут со всей теплотой и радушием, но попытался подкупить встретивших его казаков — угостил хлебом, предложил хорошее жалованье. Такая тактика принесла свои плоды — некоторые казачьи воины стали переходить на его сторону.
Но правительство также делало все возможное, чтобы оставить донское казачество на своей стороне — туда стягивали войска, а Екатерина II посылала казакам еду в двойном объёме.
Итогом пугачевского восстания стала казнь самозванца в 1775 году. Императрица, разозленная тем, что казаки помогали Пугачеву, подписала указ об упразднении казачества.
Религия донских казаков
Вера стала ещё одним камнем преткновения в отношениях казачества и официальной власти. Конечно, христианство и казаки тесно связаны, но дело в том, что во время Раскола Русской церкви атаман Самойло Лаврентьев поддержал противников реформы патриарха Никона, и уже с 1685 года Дон стал центром старообрядчества. На всех службах перестали поминать царей. Но это продлилось недолго, спустя три года атаман Осип Михайлов присягнул казаков на верность новой вере.
Правительство, желая укрепить православную веру среди казаков, активно строило новые церкви на их территориях, а из столицы приезжали попы и и священники для лекций и молитв.
Однако несмотря на все усилия, многие казаки по прежнему относили себя к старообрядцам на протяжении нескольких веков. Даже в начале XX века их численность была около 150000 человек из 2000000 казаков.
Быт донских казаков
Первые казаки, бывшие кочевники, бродяги и беглые крестьяне, жили в весьма суровых условиях. Они строили землянки и юрты, нередко спали под открытым небом, иногда укрывались камышами или соломой. Это было удобно — когда казаки уходили на длительные военные походы или переезжали на другое место, жилище просто забрасывали, не нужно было ничего разбирать или перевозить.
Со временем, когда в казачество пришёл оседлый образ жизни и земледелие, начали строить более сложные дома. Тип постройки стал зависит от того, где проживали казаки — на берегах Верхнего Дона или Нижнего.
На территориях Нижнего Дона стены и крыша домов делались из камыша, а чтобы было теплее, просветы и дыры затыкали землей. Место постройки всегда выбирали в зарослях камыша — вероятнее всего, чтобы не нужно было никуда перевозить материал для строительства. Но так как реки часто выходили из берегов, дома затапливались. Поэтому сооружения стали возводить на сваях. А затем жилища и вовсе стали двухэтажными.
У Верхнего Дона постройки были из дерева, обычно прутья вкапывали в землю без какого-либо фундамента. Также для постройки использовали солому и глину.
Дома обносились забором из плетеной лозы. Ее плели весной, затем давали время высохнуть и строили ограду. Она защищала жилище казака и его огород от диких животных. Позже заборы стали делать и из ракушек.
Во дворах строили и другие сооружения:
- печь;
- летнюю кухню;
- баню.
Так как лето было очень жарким, готовить дома в это время года было запрещено во избежание пожара.
Стройка всегда проходила весело, с песнями и танцами — чтобы жизнь хозяев дома была легкой. Помогали возводить дом обычно все соседи. Им в качестве благодарностей наливали спиртные напитки.
Поселения донских казаков получили название станицы, оно сохранилось и до наших дней. Дома назывались курени.
Интерьер был простым, без изысков. Самая основная мебель — кровать, лавки, стол. Несколько комнат, сени.
Начиналось строительство со Святого угла — там впоследствии располагалась божница. Стены расписывались иконами.
Первые донские казаки занимались охотой и рыбной ловлей.
На охоту обычно уходили надолго, могли уйти осенью, а прийти ближе к весне. Охотились не только на территории донских степей, но на Каспие. Добычи было много, ее хватало на все лето.
Чуть позже донские казаки освоили земледелие, которому благоволила плодородная земля донских степей и коневодство.
Казачество и современность
По последним данным в России проживает чуть меньше 50000 донских казаков. Столицей донского казачества считается Новочеркасск.
Современные казаки состоят на службе у государства:
- помогают следить за порядком, патрулируют улицы;
- устраивают спортивные и патриотические мероприятия и слёты;
- принимают участие в воспитании молодежи и детей региона.
Предлагаем вам познакомиться с книгами о казачестве, истории, быте и культуре казаков.
Ответственный: Вапельник В.О.