Дорогие друзья!
Ежегодно в сентябре отмечают
Международный день благотворительности
В честь этой даты предлагаем вам принять участие в
историческом экскурсе «Твори добро»
Международный день благотворительности (International Day of Charity), установленный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/67/105 от 7 марта 2013 года, отмечается ежегодно 5 сентября.
С инициативой учреждения этого Дня выступило правительство Венгрии, а дата проведения приурочена к годовщине смерти матери Терезы Калькуттской (1910-1997).
Тереза Калькуттская – известная миссионерка и католическая монахиня – она на протяжении полувека служила бедным, больным и сиротам, занимаясь благотворительной деятельностью сначала в Индии, а затем и в других странах. За свой благородный труд мать Тереза получила признание в мире, а в 1979 году стала лауреатом Нобелевской премии мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Даже сегодня, в современном технологичном и постоянно развивающемся мире, нищета, как результат социальных, экономических и техногенных катастроф, по-прежнему сохраняется во всех странах, независимо от уровня их экономического, социального и культурного развития.
Благотворительность помогает преодолеть последствия этих тяжелых кризисов, дополняет деятельность государства в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и защиты населения. Она также способствует развитию культуры, науки, спорта и обеспечивает охрану природы.
Благотворительность носит добровольный и безличный характер, ориентирована на общественно значимые задачи и не предполагает получения прибыли. При этом в качестве ресурсов выступают как финансовые и материальные средства, так и способности и энергия людей. Ведь благотворительность направлена не только на помощь нуждающимся, но еще это и содействия в восстановлении памятников истории и храмов, оснащение образовательных и лечебных учреждений и многое другое.
Благотворительность, как добровольчество и филантропия, одна из важных потребностей человечества. Она сплачивает людей, способствует созданию инклюзивного и более устойчивого общества, защите представителей наиболее уязвимых и обездоленных слоев населения. Благотворительная деятельность заставляет голос разума и милосердия звучать громче в условиях конфликтов.
Сегодня, когда потребность в гуманитарной помощи велика и когда число беженцев и перемещенных лиц достигло рекордно высокого со времени окончания Второй мировой войны уровня, благотворительность играет все более важную роль. Вот и Международный день благотворительности призван утвердить принцип милосердия в обществе. Ведь неизвестно, кому и когда понадобится поддержка.
Основная цель празднования состоит в том, чтобы максимально привлечь к данной проблеме внимание общественности, рассказать людям о существующих благотворительных организациях и особенностях их работы.
Помимо этого в рамках программы празднования непременно предусматривается чествование благотворителей современности, а также людей, которые внесли максимальный вклад в соответствующие программы, организовали работу. Также отмечаются организации, которые специализируются на волонтерской деятельности.
Специалисты ООН уверены, что именно благотворительность поможет избавиться от нищеты в странах третьего мира, способствует налаживанию диалога между представителями различных цивилизаций и культур.
Сейчас в рамках празднования Дня благотворительности в России, а также в других странах мира проводится множество мероприятий определенной тематики для пропаганды и просветительства масс. С каждым годом этот праздник становится все более популярным.
Благотворительность в России
Хочется также отметить, что своей героической подвижнической работой известна не только мать Тереза. Благотворительностью занимались во все времена. В России известными меценатами и благотворителями были: граф Шереметев, Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Павел Демидов и другие, внесшие неоценимый вклад в поддержку культуры, науки и искусства.
Граф Шереметев
В память о своей жене Прасковье Ивановне (1768–1803), рано ушедшей из жизни, он построил в Москве Странноприимный дом, объединивший в себе богадельню и больницу. Архитектурный и градостроительный размах этого проекта был беспрецедентным. Огромный дом на Большой Сухаревской площади, не дом, а дворец — «дворец милосердия», как его называли, давал приют и лечение многим больным и бездомным, нуждающимся и неимущим. На его сооружение и устроение Н. П. Шереметевым были затрачены огромные средства. На дальнейшее содержание этого благотворительного заведения, для обеспечения всех расходов граф внес на депозит полмиллиона рублей, вместе с доходами со своих поместий в Тверской губернии. Его потомки продолжали финансирование Странноприимного дома вплоть до революции 1917 г.
Неудивительно, что в XIX столетии это была одна из лучших больниц Москвы. И ныне она продолжает служить людям — в ее здании размещается научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
Разумеется, это далеко не единственное, что Шереметев подарил российскому обществу. Он основал Невскую богадельню в Петербурге, реализовал немало благотворительных проектов. Однако его главным общественным благодеянием, неким символом его общественного служения стал московский Странноприимный дом.
Самыми значительными деяниями Николая Петровича Шереметева на благо Церкви, наряду с Троицким храмом в составе архитектурного ансамбля Странноприимного дома, явились два монастырских храма. Они практически одновременно, а точнее — один вслед за другим, были воздвигнуты в двух знаменитых ставропигиальных монастырях: столичном и провинциальном, московском и ростовском.
По желанию и на средства графа в Новоспасском монастыре появился Знаменский храм, а в Спасо-Яковлевском — Димитриевский собор. Первый, в Москве, был поставлен Шереметевым над гробами своих родителей, второй, в городе Ростове Ярославской губернии, возведен в честь почитаемого и любимого им святого.
В Новоспасском монастыре, в Знаменской церкви были погребены родители Николая Петровича. Старая церковь Знамения, построенная в XVII столетии царем Михаилом Федоровичем, к концу XVIII в. обветшала. Граф Шереметев вызвался на ее месте построить новый храм. В январе 1791 г. он объявил монастырским властям о своем намерении «построить новую каменную церковь… собственным своим иждивением, не требуя ничего от монастыря».
Храм задумывался особенным, он был призван совместить в себе церковь и усыпальницу.
Строительство Знаменской церкви продолжалось четыре года, в 1795 г. она была освящена.
В том же 1795 г. Николай Петрович Шереметев обратился к нуждам Спасо-Яковлевского монастыря и приступил к финансированию строительства в нем собора свт. Димитрия Ростовского.
Храм возводился в классицистическом стиле, по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева А. Ф. Миронова и Г. Е. Дикушина. На его строительство было затрачено 55 тысяч рублей.
Надо сказать, что идея устроения в монастыре храма в честь святителя Димитрия возникла сразу же после его канонизации в 1757 г. Ее пытались осуществить. Так, по одному из предложений, Димитриевский храм предполагалось поставить над вратами, обращенными к озеру. К счастью, случилось так, что реализовался именно шереметевский проект — и монастырь получил новый великолепный собор, который поныне служит красой и гордостью обители.
Его освящение, приуроченное ко дню памяти святителя Димитрия, состоялось 27 октября 1801 г.
Завершив дела в Ростове, граф Шереметев вновь обратил свое внимание к Знаменской церкви Новоспасского монастыря. В 1802 г., по его распоряжению, над местом погребения его родителей — графа Петра Борисовича и графини Варвары Алексеевны (урожденной княгини Черкасской), были установлены новые мраморные гробницы.
В 1806 г. Знаменский храм получил новый иконостас, поскольку прежний был временным. Новый был устроен в виде высокого изысканного портика с колоннадой коринфского ордена.
Несколько десятилетий спустя, в 1860-х гг., новый иконостас был установлен и в Димитриевском соборе. Массивный, величественный, своим силуэтом и обликом он уподоблялся торжественной триумфальной арке. Этот иконостас стал подарком монастырю от сына и наследника Николая Петровича Шереметева — Дмитрия Николаевича (1803–1871). Своего единственного сына Николай Петрович назвал Дмитрием, дав ему имя в честь святителя Димитрия, и это служит красноречивым свидетельством глубокого почитания ростовского святителя.
Сегодня оба эти церковные сооружения играют значительную роль в жизни своих обителей. Димитриевский собор является главным храмом Спасо-Яковлевского монастыря, в нем ежедневно совершается богослужение, в нем пребывают мощи святителя Димитрия Ростовского и находится чудотворный образ Ватопедской иконы Божией Матери.
Павел Третьяков
Третьяков был представителем русского купечества, однако вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Вероятно, на этот шаг его подвигла личная трагедия: в 1871 году у Третьякова родился неизлечимо больной сын. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг:
«Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».
В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.
Художники нуждались в заказах, а широкая публика — в более близком знакомстве с их работами. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти приобретения положили начало галерее. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса.
Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Охотясь за лучшими произведениями, Третьяков не раз переходил дорогу представителям царской фамилии. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III. Изъявив намерение купить картину, государь узнал, что она уже приобретена Третьяковым. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. Чтобы конфуз не повторился, устроители приняли решение впредь ничего не продавать до тех пор, пока выставку не посетят Их Императорские Величества. Но Третьяков нашел выход: стал покупать понравившиеся работы до выставки. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей.
Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Третьяков был терпелив. После смерти художника он приобрел картину у родственников — за четыре тысячи рублей вместо пяти.
Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром.
Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга.
В 1869 году Третьяков начал собирать галерею портретов выдающихся людей. Иван Крамской написал Александра Грибоедова с акварельного рисунка Петра Каратыгина. Илья Репин создал портрет Михаила Глинки, ориентируясь на рассказы сестры композитора. У вдовы поэта Нестора Кукольника выкупили его портрет кисти Карла Брюллова, у художника Федора Моллера — написанный им прижизненный портрет Николая Гоголя. Труднее было с живыми гениями, они подчас отказывались позировать. Самым несговорчивым оказался Лев Толстой. Он уступил Крамскому лишь с условием, что художник напишет два портрета и Толстой выберет один из них для своей семьи. В итоге писатель оставил себе более слабую работу, подчинившись негласному закону: все лучшее — в галерею!
Писатель Лев Анисов пересказал предание о том, как Александр III посетил дом Третьяковых в Лаврушинском переулке:«В суриковском зале зашел разговор о «Боярыне Морозовой». Государь попросил было уступить картину для своего музея. Павел Михайлович на то ответил, что она ему уже не принадлежит, ибо он передает галерею городу. Тогда Александр III отступил несколько от Третьякова и низко поклонился ему».
В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. После реконструкции 1892 года Павел Третьяков написал заявление в Московскую городскую думу — и передал коллекции и здания в дар городу. За месяц до этого не стало Сергея Третьякова. Будучи таким же страстным коллекционером, он, чтобы не конкурировать с братом, собирал произведения западноевропейского искусства. Согласно его духовному завещанию городу переходила принадлежавшая Сергею часть дома в Лаврушинском переулке и те предметы из его личной коллекции, которые Павел сочтет нужным присоединить к своему собранию.
До конца жизни Павел Третьяков оставался попечителем галереи, покупал для нее картины, работал над каталогами, расширял площади в 1897–1898 годах. В последние годы у коллекционера усугубились проблемы со здоровьем. В декабре 1898 года Павла Третьякова не стало. По его завещанию музею было передано больше 60 икон, которые коллекционер собирал почти 10 лет. Они легли в основу будущего собрания древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи.
Благотворительность в наши дни
По данным исследования ВЦИОМ, за последние 10 лет россияне стали активнее участвовать в благотворительности. 32% опрошенных ответили, что хотя бы раз помогали другим в течение последних пяти лет: переводили деньги на счета, в благотворительные фонды или передавали вещи в детские дома. По статистике, число благотворителей выросло в восемь раз за последнее десятилетие.
По данным опроса CAF, 47% россиян делают благотворительные пожертвования потому, что их волнует проблема, на решение которой можно повлиять деньгами или личным участием. Еще 43% хотят поддержать тех, «кому повезло меньше, чем им самим». 33% испытывают хорошие чувства, делая доброе дело.
Сегодня под благотворительностью понимаются действия, основная цель которых состоит в равном и при этом безвозмездном распределении имеющихся ресурсов между теми, у кого они в избытке, и теми, кто в них нуждается. Речь идет не только о денежных средствах. Предметом благотворительности могут быть:
- лекарственные препараты;
- обувь;
- медицинское оборудование;
- одежда и прочее.
Сама деятельность носит исключительно добровольный характер. Ее поддерживают не только профильные организации и фонды, но и правительства стран мира. Поэтому теперь День благотворительности приобрел особую значимость.
Ответственный: Вапельник В.О.