Уважаемые читатели!
22 августа 106- лет со дня рождения нашего знаменитого и любимого всеми земляка Анатолия Калинина.
Писателя Анатолия Вениаминовича Калинина представлять не надо.
Его произведения не просто известны, а стали, можно сказать, хрестоматией нашего времени.
Гражданскую войну, раскулачивание, кровавые дороги Великой Отечественной, голод и разруху прошли сыны донских степей.
Все мы знаем , читали и читаем до сих пор известные произведения нашего донского писателя Анатолия Калинина, такие как «Цыган»,»Суровое поле», «Эхо войны» и многие другие романы, повести и стихи.
Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману «Цыган» создан многосерийный телефильм, получивший всенародную признательность и любовь к главным героям.
Ряд произведений А. Калинина переведен на языки народов бывшего СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.
Анатолий Калинин очень любил свою донскую землю, писал не только романы , но и стихи , посвященные своей Родине, не только большой, но и малой.
Анатолий Калинин
КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ?
А у меня такое чувство,
Что время вещи уносить.
И в нашем доме будет пусто,
И будут в нём лишь совы жить.
А мне мерещится ночами,
Что к нам ползёт через забор
Чужой, с жестокими очами,
Чтоб сад пустить наш под топор.
И будет из пеньков багряных
Навзрыд былая жизнь кричать,
Но я не стану, я не стану
Её словами бинтовать.
Коль час пробил для расставанья,
То всем терзаниям в ответ –
Из слов простое сочетанье:
«Возврата нет, возврата нет…»
Калинин Анатолий Вениаминович (22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года) — известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин. В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет»; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России; награжден несколькими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.
Родился Анатолий Вениаминович в семье учителя, в станице Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. В школьные годы начал сотрудничать в газете «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону) и «Пионерская правда». С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года — корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, на Дону.
Еще пионером начал А. Калинин писать в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол. С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года — собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления. В 1939 году А. Калинин становится военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М. Шолохова. Неохотно раскрывая 7 финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, Шолохов, в свою очередь, озабоченно расспрашивал молодого корреспондента о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления. Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (октябрь, 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев объектом, после взятия, которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград. Член КПСС с 1946 г. Первая книга А. Калинина вышла в 1940 году. Это был роман «Курганы», посвящённый колхозной нови в казачьем крае. А. Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык… Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А. Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина «Казаки идут на Запад». В журнале «Новый мир» в 1944 году была напечатана повесть «На Юге», в 1945-м — повесть «Товарищи». На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман «Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году. После войны А. Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц («Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Лунные ночи») начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя. | ||
Отлично изданный сборник романов и поэм Анатолия Калинина «И вешних крыльев плеск» возвращает читателя к уже известным произведениям.
Поэма «Вешних крыльев плеск» сразу заняла особое место в творчестве Калинина.
Это произведение абсолютно современно, оно посвящено событиям хорошо знакомым нам, живущим в России.
Это поэма о любви. Точнее – о торжестве любви.
И, не смотря на это, ощущаешь некую горечь от бессмысленной жизни, а потом и гибели «Анти-героя», который говорил о себе:
Нет, я не белый и не красный,
И я не ворон, не орел –
Я просто сын страны несчастной,
Переживающей раскол.
Его поэма «В саду Саида» давно не переиздавалась и перечитываешь ее будто впервые.
Калинин писал не только прозу, но и поэзию.
В центре поэзии, как и в прозе, у Калинина всегда остается человек с его радостями и страданиями.
Поэзия дает возможность Анатолию Калинину сказать слово от себя, от первого лица. Это одна из задач, которую строгий, взыскательный художник непременно решает для себя сам.
И свидетельствует о вечной молодости писателя, о глубине его нестареющего таланта.
«Ко мне привыкли как к прозаику, в чем есть и моя вина. С юных лет я писал стихи, но как-то робел публиковать, и только иногда прорывался на страницы газет…», – заметил А. В. Калинин в своей книге «…Однажды в разговоре…».
А поэтическое послесловие к роману «Цыган» – это как бы его продолжение-заключение, хотя написано не в прозе, а в стихах.
И тем самым удивляет, увлекает, даже завораживает и мыслью, и словом, и сюжетом…
1962 году вышел в свет роман А. Калинина «Запретная зона» (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала.
В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью.
Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.
Автор исследует судьбы людей — и несправедливо осужденных, и коренных донских казаков, вынужденных под угрозой затопления переселяться с отчих земель в другие места.
Действие романа происходит в 50-х годах, через 10 лет после Великой Отечественной войны…
на строительстве Волго-Донского канала. Для создания Цимлянской ГЭС возводят плотину, перекрывая Дон и затопляя большие территории. На стройке работают в том числе заключенные, живущие рядом в зоне.
Автор показывает строителей плотины и людей, живущих по берегам Дона, их проблемы и надежды.
Это трагедия не желающих покидать свои дома, яблоневые сады, виноградники и могилы предков казаков.
Это любовные треугольники и разлученные возлюбленные. Это необходимость работать плечом к плечу вольных и осужденных…
Язык у Калинина богатый, образы получаются яркими, описания природы и быта живописными.
Читать книгу писателя очень было интересно, герои вызывали симпатию и сочувствие. Да и про процесс создания водохранилища и ГЭС узнать было любопытно.
Поэтому Вам, уважаемые читатели, тоже советуем ее к прочтению.
В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны».
Калинин исследует феномен предательства и, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства.
Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата.
Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие – она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом.
Этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование о том, как тяжело пришлось дочери Варвары — ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих за то, что обихаживает «волчицу».
Такая разная тема сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.
Эти книги, раскрывающие органичную связь между повседневным трудом дончан и их недавним героическим прошлым в годы Великой Отечественной войны
В повести «Возврата нет» (1971) невероятные по драматическому накалу события заполняют судьбу по-настоящему красивой внешне и внутренне Антонины Кашириной, женщины которой выпало пронести на своих плечах нелегкий груз жизни.
Книга о том, как казачка и колхозный бригадир Антонина Каширина, оказавшаяся на оккупированной территории и приютившая раненого офицера Красной армии, вынуждена отвечать перед суровым законом, экранизирована в 1973 году, режиссер Алексей Салтыков, в главных ролях: Нона Мордюкова, Владислав Дворжецкий, Николай Еременко.
Повести» Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973 год.
В романах «Суровое поле» (1958), «Цыган» (1960-1974), в повестях «Эхо войны» (1963), «Возврата нет» (1971) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников.
Идейно-философская концепция творчества А. Калинина , особенно в романе «Цыган» выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, — секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой — люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности — Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилипы и другие.
«Да ты, никак, опять цыган испугалась?.. То-то я вижу, вся изменилась с лица.
Вот дура так дура, чисто малое дите. Да уже и малые дети их перестали бояться.»
Необъяснимый страх Клавдии Пухляковой перед цыганами перестаёт быть необъяснимым почти в самом начале книги : она боится, что кто-нибудь из «этого племени» поймёт, что её сын Ваня — не совсем её сын.
Но разве можно считать не родной матерью женщину, которая спасла младенца из раздавленной немецким танком цыганской кибитки и вырастила его вместе с собственной дочерью?
Да ещё долгие годы платила всеми возможными способами противной соседке, бывшей свидетельнице её тайны. И как обычно в жизни бывает, чего боишься, то и случается…
В колхоз, где живёт Клава, устраивается новый кузнец — осёдлый цыган Будулай.
А мир, как известно, тесен. Именно его жена Галя пыталась уехать на той кибитке…
История отношений между Будулаем и Клавдией, с некоторым присутствием третьего угла треугольника….именно цыганки Насти, могла бы даже считаться несколько застянутой.
Но тут вступает в действие память о прекрасной советской экранизации с Михаем Волонтиром в главной роли, и хочешь-не хочешь, прощаешь автору некоторую многословность.
«Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»…
А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку.
Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем», — вспоминал об истории написания романа сам автор.
Роман «Гремите, колокола!», вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А. Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.
О чем бы ни писал Калинин — о наших днях или о Великой Отечественной войне, — он всегда остро драматичен, всегда касается таких современных проблем, которые не оставляют читателей равнодушными.
О сложных человеческих взаимоотношениях, о борьбе с несправедливостью, о людях чистых сердцем, душевно глубоких рассказывает эта книга.
Анатолий Калинин — один из последователей шолоховских традиций в советской литературе.
В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове — «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась.
В 1975 году вышла в свет книга А. Калинина «Время «Тихого Дона», опубликованная сначала в «Известиях».
В 1982-1983 годах в издательстве «Советская Россия» вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах.
В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.
Ряд произведений А. Калинина были переведены на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.
Для произведений Калинина характерна постановка важных вопросов современной жизни. Калинин — последователь шолоховской традиции. Ряд его произведений переведён на иностранные языки. Награжден 3 орденами, а также медалями. Многие произведения А. Калинина экранизированы. Особенный успех выпал на долю телевизионной версии романа «Цыган». На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.
В коллекции радиофонда есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем — это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне. О донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя. А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».
А. В. Калинин более 20 лет был депутатом Верховного Совета Российской Федерации. Награждён орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Отечественной войны 1‑й степени, Красной Звезды.
В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет». Лауреат областной литературной премии имени М. А. Шолохова (2000). Его имя присвоено поисковому отряду «Донской» (г. Константиновск) и одной из ростовских библиотек. Ежегодно проводятся Калининские чтения и областной фестиваль «Калининское лето» (хутор Пухляковский).
Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.
«…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду.
Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман «Суровое поле» (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности — состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».
Во́льфганг Ка́зак (1927 — 2003)
немецкий славист и литературный критик
Похоронен в хуторе Пухляковский Усть-Донецкого района, на своей усадьбе, рядом с могилой внучки, писательницы Натальи Сергеевны Пилипчук (Наташа Калинина-младшая).
Барельеф, изображающий лицо донского писателя Анатолия Калинина, изготовил ростовский скульптор, заслуженный художник РФ Анатолий Дементьев.
Вот такой он был, наш земляк Анатолий Калинин.
В памяти его книги останутся навсегда в наших сердцах!
От материнского порога
И до победы иль до гроба
Теперь я твой, а ты моя,
Свинцом изрытая дорога,
Моя судьба и колея.
И если мой предел на свете
Отмерян картой фронтовой,
Хотел бы я в твоём кювете
Лежать на запад головой.
Но увял самый яркий цветок – Калинин!» – отмечает Ф.В. Лукичева в своем очерке «По ступенькам жизни», посвященном светлой памяти А. В. Калинина.
Пусть его могилу греет теплое солнышко!
Пролетит тучка и окропит слезою.
Пусть люди сохраняют ПАМЯТЬ!
Никогда книги его не исчезнут с книжных полок.
Пусть живут его творенья!
Ответственный Полынь И.Ю.
.
.