Уважаемые читатели!
Все мы знаем, что вот уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. В этом году также прошли разные торжества и концерты, посвященные этой дате.
Давайте еще раз вспомним эту необыкновенную историю любви двух людей.
Ведь дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских.
Житие православных супругов — образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.
Благоверные князь Петр и княгиня Феврония — святые покровители русской семьи.
«Повесть о житии святых Петра и Февронии Муромских», написанную Ермолаем-Еразмом в XVI веке, называют повестью о любви.
Почему же это слово ни разу не упоминается в повести?
Что же это за таинственная любовь, которая исцеляет человека?
И почему благоверные князь Петр и княгиня Феврония стали святыми покровителями русской семьи?
Пётр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния) — русские православные святые.
Князь Пётр в летописных источниках не упоминается.
Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем и его супругой.
Князь Давыд Юрьевич правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.
Князь Давыд Юрьевич и княгиня Ефросиния имели сыновей Святослава, Юрия и дочь Евдокию.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста.
Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов.
Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.
Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол.
Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия.
Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен.
Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой.
Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга.
Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она — причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид.
Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом.
Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час — 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю).
Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности.
Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе.
После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.
Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.
На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях – сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.
Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат – князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».
Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».
Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям – в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.
Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу — в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.
Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.
В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
История Петра и Февронии повествует главным образом о любви и верности, о преданности друг другу. Герои данной истории прошли тяжелый семейный путь, Петру пришлось на время отказаться от Княжества и остаться верным душой Февронии когда от него отказались бояре.
Повесть о Петре и Февронии«, древнерусская повесть о реальном муромском князе (13 в.) и его жене-крестьянке, причисленных к лику святых в 1547 (первоначально новеллистический сюжет, вероятно, 2-я половина 15 в.; окончательное оформление русского писателя Ермолая-Еразма, середина 16 в.). Рассказывает о необоримой любви, верности и семейном благочестии — «спасении в миру» — князя и крестьянской девушки, мудрая доброта которой одолевает все социальные препоны.
Тогда князь с женой снова вернулись в город, где получили любовь и уважение горожан. Вместе они прожили до конца дней своих. Приняв монашество они просили Бога умереть в один день, а горожан похоронить их вместе, в одном гробу. Однако совместное захоронение совершено не было, и тогда чудесным образом их тленные тела оказались в одном гробу.
Всероссийский день семьи, любви и верности отмечается 8 июля. Всероссийский праздник День семьи, любви и верности появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Петр и Феврония стали образцом крепких семейных отношений еще при жизни. По преданию, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.
Супруги Пётр и Феврония княжили в Муроме в конце 12, начале 13 веков. Они жили счастливо и скончались в один день. Князь Пётр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Пётр занял Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел — его мучила проказа. Всё тело князя было покрыто язвами.
День семьи, любви и верность посвящен нравственным и духовным семейным ценностям. Он подчеркивает их важность для каждого человека. Крепкие семейные узы дают людям поддержку, уверенность, стабильность. Семья необходима для гармоничного воспитания детей. К сожалению, за последние десятилетия значимость семьи сильно упала в глазах общества. Праздник призван напомнить об идеалах, к которым нужно стремиться, чтобы прожить жизнь счастливо, в любви.
Памятник Петру и Февронии – покровителям любви, семьи и верности, установлен в Ярославле неподалеку от Казанского женского монастыря. Автором памятника является Константин Чернявский. Памятник был открыт 8 июля 2009 года.
В 2008 году Межрелигиозный совет России приурочил к памятной дате День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок.
Ромашка — символ Дня семьи, любви и верности, который отмечают в России 8 июля.
Ромашка стала символом праздника неслучайно, ведь в День святых благоверных Петра и Февронии, в полях и лугах активно цветут ромашки и издавна этот полевой цветок считается символом любви.
Простой, но такой распространенный на территории России цветок, обладающей притязательной красотой стал олицетворять семью, верность и любовь.
Недаром всем нам еще с детства знакомо гадание на ромашке «любит — не любит».
Ромашка — самый жизнерадостный и жизнеутверждающий полевой цветок, который символизирует чистую и искреннюю любовь, а также русскую природу и теплое лето.
Данный символ встречается на всех предметах и изображениях, посвященных празднику. Яркая и жизнерадостная ромашка помогает сделать праздник узнаваемым и популярным.
Также бытует мнение, что ромашка — цветок примирения.
Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой — ромашка.
Так на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. По традиции медаль вручают семьям, в которых царят достойные подражания любовь и взаимопонимание. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.
В 2008 году у здания ЗАГСа в Муроме появился первый памятник Петру и Февронии — «Союз любви — мудрый брак». А с 2009 года скульптурные композиции стали устанавливаться во многих городах России в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».
8 июля – в День семьи, любви и верности она вручается лучшим семьям России со стажем семейного союза от 25 лет. Как правило, эти семьи служат примером крепких отношений, основанных на любви и верности. Они достигли благополучия собственным трудом и воспитали прекрасных детей.
Еще до того как цветок стал официальным символом праздника, было принято дарить букетики полевых ромашек друг другу в знак внимания и любви. Зачастую даже дети в семье дарили родителям эти цветы, чтобы вся семья жила в любви, мире и радости. В это день каждый верит и надеется, что любит и любим!
О ромашках давно сложено много легенд и поверий — вот одна из них.
В одной деревушке давным-давно жила девушка по имени Мария. Она была стройной как березка, прекрасной как заря и нежной как легкий ветерок. У нее были голубые глаза и светло-русые волосы. Мария была влюблена в парня из соседней деревни по имени Роман. Он тоже любил ее, и они практически не расставались — каждый день гуляли, собирали цветы, ягоды…
Однажды приснился Роману сон, будто он в какой-то неведомой стране, и старец преподносит ему невиданный цветок с белыми вытянутыми лепестками и ярко-желтой сердцевиной. Когда он проснулся, то увидел на своей кровати этот цветок! Цветок настолько понравился ему, что Роман тут же подарил его своей любимой. Цветок излучал нежность. Мария была в восторге от такого необычного подарка и назвала его таким же нежным и ласковым именем — Ромашка.
Никогда раньше она не видела такого нежного и в то же время простого цветка. Марии стало очень грустно оттого, что наслаждаться красотой ромашки могут не все влюбленные. И тогда девушка попросила возлюбленного принести целый букет этих красивых цветов. Не смог Роман отказать своей любимой и отправился в путь.
Долго бродил он и на краю света нашел царство сновидений. Правитель этого царства согласился подарить Марии поле ромашек, но при условии, что юноша останется навсегда в его владениях. Ради своей любимой Роман готов был на все, и он остался навсегда в стране снов.
Мария ждала возвращения Романа несколько лет и все гадала: любит ли он ее? Помнит или забыл? Но он все не появлялся. Однажды утром, когда она увидела у своего дома ромашковое поле, Мария поняла — жива ее любовь… Вот так появились ромашки. Люди полюбили эти цветы за нежность и простоту, а все влюбленные стали гадать: «Любит — не любит?»…
Легенды и сказки слагаются людьми. Сейчас возникло еще одно поверье. Если посадить у дома ромашки, то семья будет крепкой. Правда это или вымысел? Говорят, мысли материальны. Если очень хочется, то обязательно сбудется!
А посадить ромашки так просто. Выбор достаточный: простые ромашки — нивяник (или поповник), крупные — нивяник наибольший, мелкие цветочки — ромашки девичья или аптечная.
Выбирайте, главное, чтобы семья была крепкой.
Счастья вам и любви!
Ответственный Полынь И.Ю.