Леонардо да Винчи — величайший живописец, скульптор и архитектор эпохи Возрождения; итальянский художник, ученый, музыкант и писатель.
О нем часто говорят «человек, который хотел знать всё», так как он был всесторонне образован и развит. Да Винчи родился 15 апреля 1452 года в с. Анкиано неподалеку от Флоренции.
Отцом Леонардо был преуспевающий нотариус, а матерью простая крестьянка. Мальчика рано разлучили с матерью, отчего он в мыслях пытался воссоздать ее образ.
Мачеха умерла, когда ему было 13, после чего отец повторно женился.
У Леонардо не было своей фамилии, так как он был внебрачным ребенком. В переводе «да Винчи» означает просто то, что он был родом из окрестностей города Винчи. С малых лет его воспитывал отец, надеясь, что тот пойдет по его стопам и станет юристом.
Однако общественная сфера не казалась Леонардо интересной. Когда в 1469 году отец перебрался во Флоренцию, он устроился подмастерьем к талантливому живописцу Андреа дель Верроккио.
Юный художник испытывал интерес к различным наукам. Он интересовался одновременно и астрономией, и архитектурой, и физикой.
Известно, что с 1472 года он был вхож в Гильдию флорентийских художников.
Первую картину художника биографы датируют 1473 годом. Через несколько лет он уже имел собственную мастерскую и создавал шедевр за шедевром.
Полотна «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Мадонна Бенуа» принесли ему небывалый успех. В поисках творческих заданий, он соглашался на работу в различных городах. В 1480-е годы он трудился в Милане в качестве живописца герцога Л. Сфорца. В этом славном итальянском городе он прожил до 1499 года. Через три года его заметил и пригласил на работу видный политик Чезаре Борджиа. В 1503 году художник вернулся во Флоренцию. К этому периоду принято относить самую известную его картину — портрет «Моны Лизы».
В разные времена его творчеству покровительствовали Людовик XII, семейство Медичи и другие влиятельные дома. В январе 1516 года по приглашению Франциска I он отправился во Францию, где служил первым королевским художником.
Он мог создать еще немало шедевров, но через два года после переезда он серьезно заболел.
Умер великий живописец в мае 1519 года в возрасте 67 лет, окруженный учениками во французском замке Амбуаз.
Знаменитые картины Леонардо да Винчи
«Мона Лиза» («Джоконда») является, пожалуй, самым загадочным образцом живописи в мире. До сих пор картина порождает множество вопросов. Так, доподлинно неизвестно, кого именно да Винчи изобразил на своем полотне. Считается, что на картине изображена знатная флорентийка Лиза Герардини. Одна из самых невероятных теорий гласит, что картина является автопортретом самого да Винчи.
«Мона Лиза» («Джоконда») — это одна из самых известных и загадочных картин не только в творчестве великого художника Леонардо да Винчи, но и в истории мирового искусства в целом.
Считается, что на полотне изображена супруга флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо Лиза Герардини.
Живописец создаёт поясной портрет этой женщины, рисуя её сидящей в кресле посреди широкой лоджии. За спиной героини виднеется каменный парапет, справа и слева по бокам картины заметны основания возвышающихся на нём колонн.
Да Винчи располагает свою модель на кресле вполоборота к зрителю таким образом, что очертания её фигуры композиционно образуют равнобедренный треугольник. За счёт этого художник добивается идеальных пропорций на своём полотне, в результате чего портрет Лизы Герардини выглядит удивительно привлекательным.
Женщина одета в зеленоватое платье с жёлтыми рукавами, собранными складками на её предплечьях. Одна рука её лежит на подлокотнике кресла, кисть другой покоится на ней. Левое плечо Джоконды украшает лёгкая накидка, а голову покрывает полупрозрачная коричневая вуаль.
Тёмные волосы героини распущены и красивой волной струятся по плечам. Брови женщины выбриты по последней моде. Взгляд её больших добрых глаз приветлив и ласков, но больше всего внимание зрителя притягивает, конечно же, улыбка. Именно она восхищает своей красотой и завораживает неуловимостью.
Уголки губ Моны Лизы лишь слегка приподняты, словно она только собирается улыбнуться, но в любую секунду может передумать. По этой причине, если смотреть на картину с различных ракурсов, выражение лица героини каждый раз приобретает новые черты.
Лиза Герардини изображена на фоне живописного пейзажа. За её спиной среди скал изгибаясь бежит узкая тропинка. Она ведёт к живописному горному озеру, расположившемуся в окружении тёмных вершит. В вышине светлее туманное небо.
«Дама с горностаем»
«Дама с горностаем» — это один из четырёх женских портретов, созданных Леонардо да Винчи. По мнению большинства исследователей творчества художника, на картине изображена Чечилия Галлерани — возлюбленная миланского герцога Лодовико Сфорца.
Женщина стоит, расположившись вполоборота к зрителю. Голова её повёрнут влево, а взгляд прекрасных тёмных глаз направлен вдаль. Лоб героини украшает тонкая тёмная лента — фероньерка, а волосы покрывает прозрачный чепчик с золотой тесьмой по краям. Выглядывающие из-под него длинные каштановые пряди собраны на затылке дамы в аккуратный хвост и закреплены серебряными кольцами.
Лицо девушки кажется озарённым ярким полуденным светом. Оно имеет тонкие аристократические черты. Аккуратный точёный носик, тонкие брови, симпатичный маленький ротик и алый румянец на щеках. Лишь только подбородок красавицы несколько выдаётся вперёд, что, впрочем, лишь добавляет героине обаяния.
Всё в образе Чечилии говорит о её статусе знатной женщины. Грациозность позы, длинная нить жемчуга на шее, роскошное алое платье с модными вырезами и тесьмой на рукавах, а также голубым декором на левом плече.
«Дама с горностаем» — это поясной портрет, поэтому на картине зрителю хорошо видны руки натурщицы с изящными тонкими пальцами. Девушка нежно прижимает к себе белого пушистого зверька. Непоседливый хищник, в свою очередь, изогнувшись, спешит вырваться из её объятий, чтобы вновь ощутить свободу.
Леонардо да Винчи не случайно выбрал именно горностая для своего портрета. Это животное было изображено на гербе рода герцога Сфорца. Оно с древних времён считалось символом власти и господства.
Фон картины не детализирован и имеет глубокий синий оттенок. Это позволяет зрителю полностью сосредоточить своё внимание на героях картины, любуясь красотой молодой женщины и прелестью гордого животного на её руках.
«Портрет музыканта»
«Портрет музыканта» — это одна из наиболее своеобразных работ Леонардо да Винчи. Прежде всего данная картина представляет интерес, поскольку является единственным мужским портретом в коллекции художника, выполненным с помощью красок.
Возможно, именно поэтому полотно много раз переписывалось мастером, стремившимся достичь в своём искусстве совершенства. Но в итоге картина так и осталась неоконченной.
На поверхности дерева масляными красками нарисован стоящий вполоборота молодой человек с роскошной копной длинных курчавых волос. Голову незнакомца покрывает маленькая алая шапочка. Она создаёт яркий акцент на картине, привлекая внимание зрителя к хорошо освещённому лицу героя с изящно очерченными скулами, пухлыми губами, большим носом и тонкой линией бровей.
Юноша одухотворённо смотрит вдаль своими большими светлыми глазами, слегка прикрытыми тяжёлыми веками. В правой руке он сжимает листок бумаги. Лишь с годами исследователям творчества Леонардо да Винчи удалось разгадать, что на листке изображены ноты и слова «Ангельской песни».
Лицо молодого человека прописано достаточно детально, чего не скажешь об одежде героя. Именно эта часть картины осталась незаконченной. Так, зрителю хорошо виден воротничок белой рубашки и золотые украшения на плечах музыканта, но его тёмное одеяние никак не детализировано и полностью сливается с фоном, который тоже остаётся просто чёрным.
За годы изучения картины искусствоведами было высказано множество версий о том, кто мог быть изображён на ней, но они так и не смогли прийти к единому мнению.
Но вероятнее всего, натурщиком художника стал музыкант Миланского собора.
«Туринский автопортрет»
«Туринский автопортрет»— это одна из наиболее спорных и часто обсуждаемых критиками работ Леонардо да Винчи.
По сей день доподлинно неизвестно, чьей рукой написана данная картина и кто именно изображён на ней. Всё же большинство учёных сходятся во мнении, что натурщиком выступил сам художник, и именно его кисти принадлежит портрет.
Знаменитый рисунок сделан сангиной на листе бумаги, поэтому цветовая гамма полотна представлена исключительно различными оттенками оранжевого цвета. Сама бумага также со временем приобрела рыжеватый оттенок.
Портрет напоминает собой скорее набросок для будущей картины, поскольку выполнен он в технике штриховки, с нанесением лишь основных полутонов. На картине изображена голова седого мужчины с длинными волосами, густой бородой и такими же косматыми бровями. Особенно выделяется на лице его большой нос с лёгкой горбинкой.
Кажется, что этот человек уже очень старый. Созданию такого впечатление способствует наполненный мудростью взгляд героя, хмуро взирающего на мир из-под густых бровей. Глубокие морщины на лбу также придают его внешности старческие черты. Но, согласно сведениям учёных, Леонардо да Винчи написал этот портрет в возрасте всего лишь шестидесяти лет.
Возможно, намеренно состарив себя на картине, художник стремился показать зрителю глубину своих душевных переживаний. А возможно, суровые условия жизни XVI века действительно способствовали раннему наступлению старости.
«Мадонна в скалах» (1483–1486)
«Мадонна в скалах» — одна из первых живописных работ Леонардо. Контракт с художником заключило Братство Непорочного зачатия — картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Вместо формальной торжественной застывшей композиции Леонардо создает свободно развернутую в пространстве, пластичную группу в форме пирамиды — своей любимой фигуры — и таким образом нарушает традицию, по которой алтарная картина должна была включать Марию с младенцем, пророков и ангелов. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Вот коленопреклоненная Мария представляет Иоанна Крестителя младенцу Христу, который поднимает руку в благословляющем жесте. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной.
«Тайная вечеря» (1495–1498)
Над росписью на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане Леонардо хотел работать медленно и использовать яркие краски, дающие возможность тональных переходов. Он отказался от проверенной и надежной техники фрески — она не позволяла вносить исправления, использовать множество разных цветов и оттенков и добиваться сложных переходов от одного тона к другому. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Поверхность стены он покрыл смесью гипса, смолы и мастики, а писал яичной темперой с добавлением масляной краски. Но эксперимент провалился: уже в XVI веке изображение начало разрушаться, а прорезание двери в стене, наводнения, неудачные реставрации, бомбежки во время Второй мировой еще сильнее испортили роспись.
Христос и ученики помещены в строгий интерьер, напоминающий трапезную монастыря: он сообщает, что один из них предатель. Это не ритуальный ужин и не молитвенное собрание, как у предшественников Леонардо, но спектакль в момент кульминации. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Иуда — и это тоже совсем не характерно для итальянской живописи XV века — смешался с толпой других учеников. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета).
В этой работе передан весь спектр переживаний героев: каждый индивидуален и вместе с тем типичен — зарисовки беседующих на улице людей, которые Леонардо делал, еще не получив этот заказ, явно не прошли даром. Персонажи образуют символические группы из трех человек, в форме треугольника изображен и Христос в центре композиции. Математически точная перспектива задает сцене строгий ритм, а сочетание выверенной геометрии с эмоциональными движениями героев позволяет добиться равновесия без застылости.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1508–1510)
По одной версии, «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была заказана французским королем Людовиком XII для его беременной жены Анны Бретонской . Но проект остался незаконченным, что закономерно для Леонардо.
Изображение Марии с младенцем на коленях у ее матери, святой Анны, пришло с севера, из Германии XIV века. Такая иконография называется «Анна втроем»: название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. На коленях у Анны, словно на троне, сидит монументальная Мария, плавно склоняясь к младенцу, который пытается оседлать ягненка. Агнец символизирует жертву Христа, и одновременно это тихая семейная сцена: Мария отвлекает сына, а моложавая бабушка умиротворенно наблюдает за обоими. Вся троица изображена на краю обрыва, отделяющего их от зрителя, а пустынный пейзаж придает сцене планетарный масштаб. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное — с реальным.
Каждая картина, в отличие от рисунков, была для Леонардо синтезом всего его опыта, итогом исследования, и именно поэтому многие работы, в том числе эта, так и остались незаконченными. Когда художник хочет создать убедительный мир, равный реальности по своей сложности, то на поиски этой формулы может уйти вся жизнь.
«Спаситель мира» (около 1500 года)
Об авторстве этой картины идут споры, но многие авторитетные исследователи считают, что автор — Леонардо. «Спаситель мира» — это тип изображения, когда Христос чаще всего представлен как владыка мира , поднимающий правую руку в благословляющем жесте. Иконография с властвующим и благословляющим Христом пришла в Италию из Нидерландов. Прозрачная сфера в руках Спасителя отсылает к Платону и Аристотелю, писавшим о сферической форме Вселенной.
Картина вызывает много вопросов. Почему руки Христа выделены светом и приближены к зрителю, а лицо вдалеке и скрыто во мраке? Почему сфера, вероятно сделанная из горного хрусталя, не искажает складки одежды, если учесть, что Леонардо отлично разбирался в оптике? Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» , которой он достиг к концу XV века? И главное, не подделка ли это? Видимо, все же нет. На рентгене видны поправки в изображении благословляющей руки — и это веский аргумент в пользу того, что автор писал сам, а не копировал готовый образец.
В пользу авторства Леонардо говорит и нестандартное изображение Иисуса — без бороды и без нимба.
Леонардо да Винчи-знаменитый изобретатель
Одним из интересов да Винчи была анатомия. Известно, что мастер расчленил множество трупов, пытаясь понять загадки анатомии человека. Больше всего ученого интересовало строение мышц. Леонардо да Винчи хотел понять принцип движения человека. После себя он оставил множество анатомических записей.
Леонардо да Винчи был по-настоящему разносторонним человеком. Изобретатель прекрасно играл на лире и в записях миланского суда фигурировал именно в качестве музыканта. Да Винчи также интересовался кулинарией. На протяжении тринадцати лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Специально для кулинаров он разработал несколько полезных приспособлений.
Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт. Если перечислить лишь эти области приложения таланта, не называя имени того, к кому они относятся, любой скажет: Леонардо да Винчи. Мы рассмотрим лишь одну из граней личности «великого Леонардо» и поговорим о его технических изобретениях.
Да Винчи был известным деятелем своего времени, но настоящая слава пришла спустя много веков после его смерти. Лишь в конце XIX века были впервые опубликованы теоретические записи ученого.
Именно они содержали описания странных и загадочных для своего времени аппаратов. В эпоху Возрождения да Винчи едва ли мог рассчитывать на скорое воплощение в жизнь всех своих изобретений.
Главным препятствием для их реализации был недостаточный технический уровень.
Но в XX веке почти все аппараты, описанные в его трудах, стали реальностью. Это говорит о том, что «итальянский Фауст» был не только талантливым изобретателем, но и человеком, который смог предвосхитить технический прогресс. Конечно, этому способствовали глубокие познания Леонардо.
Свои разработки ученый систематизировал, создав так называемые «кодексы»– книги, содержащие записи о тех или иных аспектах науки и техники. Существует, например, «Лестерский кодекс», в котором можно найти описания различных природных явлений, а также математические расчеты. Примечательно, что записи да Винчи сделаны так называемым «зеркальным» шрифтом. Все буквы написаны справа налево и развернуты по вертикали. Прочитать их можно лишь с использованием зеркала. До сих пор не утихают споры о том, зачем ученому понадобилось вести записи именно таким образом. Поговаривают, что так он намеревался засекретить свои труды.
Вертолет и дельтаплан
Ни одно техническое изобретение не вызывает такого трепета и восхищения, как летающая машина. Именно поэтому к летательным аппаратам да Винчи во все времена было приковано особое внимание. Изобретатель всегда грезил идеей воздухоплаванья. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Один из разработанных им аппаратов приводился в движение с помощью подвижных крыльев, которые поднимались и опускались за счет вращения летчиком педалей. Сам летчик располагался горизонтально (лежа). Еще один вариант летающей машины предполагал задействовать для движения не только ноги, но и руки воздухоплавателя. Практического успеха эксперименты с «птичьим» крылом не имели, и вскоре изобретатель перешел к идее планирующего полета. Так появился прототип дельтаплана. Кстати, в 2002-м году британские испытатели доказали правильность концепции дельтаплана да Винчи. Используя аппарат, построенный по чертежам мастера, чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден смогла подняться на высоту десять метров и продержалась в воздухе семнадцать секунд.
Не меньший интерес вызывает разработанный да Винчи летательный аппарат с несущим винтом. В наше время многие считают эту машину прообразом современного вертолета. Хотя аппарат больше походит не на вертолет, а на автожир. Сделанный из тонкого льна винт должен был приводиться в движение четырьмя людьми. Вертолет стал одной из первых летающих машин, предложенных да Винчи. Возможно, именно поэтому он имел целый ряд серьезных недостатков, которые никогда бы не позволили ему взлететь. Например, силы четырех человек было явно недостаточно для создания необходимой для взлета тяги.
Автомобиль
Когда знакомишься с трудами да Винчи, начинаешь понимать, почему небольшая Италия стала родиной легендарных автомобильных брендов. Еще в XV веке итальянский изобретатель смог сделать наброски «самодвижущейся повозки», ставшей прообразом современных авто. Разработанная Леонардо тележка не имела водителя и приводилась в движение с помощью пружинного механизма. Хотя последнее – всего-навсего предположение современных ученых. Доподлинно неизвестно, как именно мастер предполагал двигать вперед свое изобретение. Не знаем мы и о том, как должен был выглядеть первый автомобиль. Основное внимание Леонардо уделял не внешнему виду конструкции, а техническим характеристикам. Тележка была трехколесной, по типу детского велосипеда. Задние колеса вращались независимо друг от друга.
В 2004-м году итальянским исследователям удалось не только построить разработанный да Винчи автомобиль, но и заставить его двигаться! Ученый Карло Педретти сумел разгадать главную тайну повозки Леонардо да Винчи, а именно – принцип движения. Исследователь предположил, что автомобиль должен был приводиться в движение не рессорами, а специальными пружинами, которые располагались в нижней части конструкции.
Танк
Bestialissima pazzia (в переводе с итал. «животное сумасшествие») – именно таким нелестным эпитетом «титан эпохи Возрождения» наградил войну. В своих записях да Винчи упоминал, что ненавидит войну и машины для убийств. Парадоксальным образом это не мешало ему разрабатывать новую боевую технику. Не стоит забывать, что Леонардо жил отнюдь не в мирное время. Итальянские города находились в сложных взаимоотношениях друг с другом, к тому же существовала угроза французской интервенции. К концу XV века да Винчи стал известным и уважаемым военным специалистом. Свои многочисленные военные разработки он представил в письме, написанном миланскому герцогу Сфорца.
Одной из самых захватывающих идей ученого был… танк. Впрочем, конструкцию Леонардо было бы гораздо правильней назвать далеким прообразом бронемашин XX века. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми. Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед. Как несложно догадаться, в то время концепция танка имела небольшие шансы на реализацию. По-настоящему эффективным оружием танк станет лишь тогда, когда удастся создать подходящий двигатель внутреннего сгорания. Главная же заслуга да Винчи состояла в том, что ему удалось приоткрыть занавес истории и заглянуть на много столетий вперед.
Колесница-коса
1485-м годом датируется еще одно весьма оригинальное и одновременно жуткое изобретение гения Ренессанса. Оно получило незамысловатое название «колесница-коса». Эта колесница представляла собой повозку лошадей, оборудованную вращающимися косами. Конструкция отнюдь не претендует на звание изобретения века. Воплотиться в жизнь этому изобретению тоже было не суждено. С другой стороны, боевая колесница демонстрирует широту мысли да Винчи как военного специалиста.
Пулемет
Одним из известнейших изобретений да Винчи, опередивших свое время, принято считать пулемет. Хотя конструкцию Леонардо правильней назвать многоствольным орудием. У да Винчи было несколько проектов орудий залпового огня. Самое известное его изобретение в этой области – так называемый «мушкет в форме органной трубы». Конструкция имела вращающуюся платформу, на которую помещались три ряда мушкетов (аркебуз) по одиннадцать стволов. Пулемет да Винчи мог сделать всего лишь три выстрела без перезарядки, но их было бы достаточно для поражения большого количества солдат противника. Основным недостатком конструкции было то, что такой пулемет крайне сложно перезарядить, особенно в боевых условиях. Еще один вариант многоствольного орудия предполагал расположение большого количества мушкетов по типу веера. Стволы орудия были направлены в разные стороны, увеличивая радиус поражения. Как и предыдущая разработка, «веерное» орудие для увеличения мобильности предполагалось оснастить колесами.
Подводная лодка, мина, детали пистолета
До нашего времени дошли записи Леонардо да Винчи, на которых можно отчетливо разобрать прообраз подводной лодки. Но сведений о ней крайне мало. Скорее всего, на поверхности корабль мог двигаться, используя паруса. Под водой же судно должно было передвигаться с помощью весельной силы.
Для поражения кораблей неприятеля да Винчи спроектировал специальную подводную мину. Согласно замыслу изобретателя, к борту вражеского судна такую мину могли доставить водолазы-диверсанты или подводная лодка. Впервые эта идея была реализована лишь во второй половине XIX века, во время Гражданской войны в США.
Несмотря на обилие изобретений, лишь одно из них принесло да Винчи известность при жизни. Речь идет о колесцовом замке для пистолета. В XVI веке эта разработка породила настоящий технологический бум. Конструкция оказалась настолько удачной, что использовалась вплоть до XIX века.
Все вышеперечисленное – далеко не полный список изобретений да Винчи. Кроме этих разработок среди идей мастера были: подшипник, механическая лестница, скорострельный арбалет, паровое оружие, корабль с двойным дном и многое другое.
Идеальный город
Если бы история пошла другим путем, небольшой итальянский городок Виджевано близ Милана мог бы стать настоящим чудом света. Именно там Леонардо да Винчи предполагал воплотить в жизнь свою самую амбициозную идею – идеальный город. Проект да Винчи напоминает высокотехнологичный город будущего из литературных произведений фантастов. Или же утопию, порожденную бурной писательской фантазией.
Главной особенностью такого города было то, что он состоял из нескольких ярусов, связанных между собой лестницами и переходами. Как несложно догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоев общества. Нижний отводился под торговлю и оказание услуг. Там же располагались важнейшие элементы транспортной инфраструктуры. Город должен был стать не только величайшим архитектурным достижением того времени, но и воплотить в себе множество технических инноваций. Впрочем, не стоит воспринимать проект в качестве проявления бездушной технократии. Да Винчи много внимания уделил комфорту обитателей города. Во главу угла ставились практичность и гигиена. Ученый решил отказаться от узких средневековых улиц в пользу просторных дорог и площадей. Одним из ключевых аспектов концепции стало широкое применение водных каналов. С помощью сложной гидравлической системы вода должна была поступать в каждое городское здание. Да Винчи полагал, что таким образом можно будет ликвидировать антисанитарию и свести распространение болезней к минимуму.
Ознакомившись с концепцией ученого, миланский герцог Лодовико Сфорца счел идею излишне авантюрной. Под конец своей жизни Леонардо представил этот же проект французскому королю Франциску I. Ученый предложил сделать город столицей монарха, но проект так и остался на бумаге.
Было бы ошибкой считать да Винчи изобретателем и летательных аппаратов. В XI веке на территории Англии жил монах Эйлмер Малмсберийский. Обладая широкими познаниями в области математики, он построил примитивный дельтаплан и даже совершил на нем кратковременный полет. Известно, что Эйлмеру удалось пролететь более двухсот метров.
Велика вероятность, что концепцию вертолета Леонардо также позаимствовал. Но уже у китайцев. В XV веке торговцы из Китая завезли на территорию Европы игрушки, напоминавшие мини-вертолеты.
Схожей точки зрения придерживается британский историк Гевин Мензис, который считает, что свои самые известные изобретения да Винчи перенял именно у жителей Поднебесной. Мензис утверждает, что в 1430-м году китайская делегация посетила Венецию, передав венецианцам многие разработки китайских ученых.
Как известно, история развивается по спирали. Многие изобретения появились на свет задолго до того, как их разработка была присвоена другими изобретателями.
Вероятно, Леонардо да Винчи тоже не является исключением. Не стоит забывать, что да Винчи имел доступ к научному наследию античной цивилизации.
Кроме того, да Винчи жил в окружении лучших умов своего времени.
Он имел возможность общаться с выдающимися деятелями науки и культуры. Многие идеи ученый мог перенять у своих коллег.
Как бы то ни было, Леонардо да Винчи всегда остается для нас одним из величайших изобретателей всех времен и народов. Многие идеи воплотились в жизнь именно благодаря Леонардо. Ученый улучшил различные изобретения и, что еще более важно, смог придать им наглядность. Не стоит забывать, что Леонардо да Винчи был талантливым художником. Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. И даже если идеи, приписываемые да Винчи, ему не принадлежат, нельзя отрицать, что ученый смог систематизировать огромный пласт знаний, донеся эти знания до потомков.
Ответственный Полынь И.Ю.