Добрый день, дорогие читатели!
12 апреля ежегодно отмечается День космонавтики – в день, когда Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил орбитальный облет Земли на корабле «Восток-1».
В Российской Федерации День космонавтики получил официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики с 1968 года.
Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем.
С 1968 года советский День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.
А что Вы знаете, уважаемые читатели, о первом человеке-космонавте?
Обычный мальчик родился и вырос в рядовой советской семье в деревне Клушино Гжатского района.
Его отец — плотник, а мама работала на молочной ферме.
Безоблачное детство нарушила война.
Около двух лет деревня была оккупирована фашистскими войсками. Но в 1943 году деревню освободили, и маленький Юра начал учиться.
После войны семейство переехало в город Гжатск, позже переименованный в Гагарин.
Сначала Юра закончил семь классов, а к 1951 году — ремесленное училище со специальностью формовщик-литейщик.
В этом же году он поступил в индустриальный техникум Саратова, а в 1954 г. впервые пришел в аэроклуб, где впоследствии совершил сто девяносто шесть полетов, налетав почти сорок два с половиной часа в воздухе.
Уже через семь лет Ю. Гагарин полетел в космос, но мог ли тогда он хотя бы подумать об этом?
В 1955 году юноша был призван в армию в Первое военное авиационное училище летчиков имени К. Е. Ворошилова.
Окончив его с отличием, он два года служил недалеко от Мурманска в истребительном авиационном полку дивизии Северного флота, налетав двести шестьдесят пять часов.
В 1959 году постановлением ЦК КПСС было вынесено решение отбирать космонавтов в полет.
Группа специалистов утвердила двадцать кандидатов, среди которых был Ю. А. Гагарин.
С ними и началась подготовка. Все кандидаты были абсолютно здоровы.
Это были профессионально и физически подготовленные, дисциплинированные летчики реактивной истребительной авиации.
Рост у всех составлял не больше ста семидесяти сантиметров, возраст — от двадцати пяти до тридцати лет, вес — от семидесяти до семидесяти двух килограмм.
Из двадцати кандидатов вскоре выделились трое: Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов и Герман Титов.
В том 1961 (в каком году Гагарин полетел в космос), когда выбирали первого космонавта, очень спешили, так как были сведения о том, что американцы также готовились к полету и планировали его на двадцатое апреля.
Поэтому в СССР старт планировалось совершить с одиннадцатого по семнадцатое апреля.
Восьмого апреля состоялось заседание специальной комиссии, во время которой утвердили первое задание на космический полет и выбрали кандидатуру Юрия Гагарина.
Герман Титов был назначен запасным.
12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин полетел в космос, когда в 9:07 с космодрома Байконур был совершен старт «Восток-1».
После команды «На старт!» Юрий Алексеевич произнес знаменитое «Поехали!», и корабль взвыл ввысь.
Гагарин провел в космосе всего сто восемь минут. На орбите он ел, пил и делал записи. Все наблюдения и ощущения он записывал на магнитофон.
Тогда еще не было известно, как психика человека поведет себя в космическом пространстве.
Поэтому для включения ручного управления корабля Гагарину необходимо было вскрыть конверт и ввести код на панели управления для разблокировки.
В конце полета, перед входом в слои атмосферы, корабль кувыркался в течение десяти минут, так как тормозная двигательная система недобрала необходимые импульсы.
Космонавт, чтобы не пугать Королева, сообщил лишь о некой внештатной ситуации.
В атмосфере наконец произошло разделение отсеков.
Спуск совершался с восьми, даже десятикратными перегрузками. Но Гагарин был готов к этому.
Он видел, как плавился жидкий металл на стеклах иллюминаторов и слышал треск кабины — температура при этом достигала пяти тысяч градусов.
В семи километрах от земли он катапультировался.
Приземлился он не в запланированной местности — в ста десяти километрах от Сталинграда, а в Саратовской области.
Изначально встречать космонавта с почестями не планировали.
Однако Н. С. Хрущев потребовал подготовить в Москве достойную встречу и настоял на том, чтобы Гагарину присвоили звание майора.
Первый космонавт летел в Москву на Ил-18, а у столицы к нему присоединился эскорт из семи истребителей.
Пролетев над центром города, он приземлился во Внуково, где ждали ликующие люди, журналисты и руководство СССР.
Гагарин прошел от трапа самолета по ярко-красной дорожке, подошел к трибуне и отрапортовал Хрущеву о выполнении задания партии и Советского правительства.
После этого он приветствовал всех, проезжая на «ЗИЛ-111В».
Торжества продолжились в Кремле, где Гагарин стал Героем Советского Союза и получил орден Ленина.
Многие мамы СССР своих сыновей назвали Юриями, в честь первого космонавта Мира.
Во всем мире хотели увидеть первого космонавта после того, как Гагарин полетел в космос.
Несколько лет Юрий Алексеевич ездил с «Миссией мира» за рубеж.
В Чехословакии его удостоили звания «Герой Социалистического Труда ЧССР», в Болгарии — избрали почетным гражданином городов Софии и Пловдива, в Англии — сделали Почетным литейщиком, вручили медаль от золотого развития космоса, и он встретился лично с премьер-министром и королевой Елизаветой Второй.
Катастрофа, в которой погиб космонавт, случилась двадцать седьмого марта 1968 года, когда выполнялся тренировочный полет с опытным инструктором В. С. Серегиным.
Специально созданная Государственная комиссия составила отчет о причинах крушения в двадцати девяти томах, который засекретили.
Лишь в 2013 году документы стали доступны общественности.
Оказалось, что в зоне полета летчиков несанкционированно находился другой самолет, Су-15.
Пройдя в десяти-пятнадцати метрах, он вогнал самолет Серегина и Гагарина в спираль, из которой они не успели выбраться.
Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселове Киржачского района Владимирской обл. при выполнении тренировочного полёта на самолёте .
Урна с прахом Гагарина находится в Кремлёвской стене.
У первого космонавта остались жена — Валентина Ивановна Гагарина (в девичестве Горячева). две дочери Елена ( 10 апреля 1959 г.) и Галина ( 7 марта 1961 г.).
За два дня до полета Гагарин написал письмо жене Валентине.
Он знал, что ему предстоит очень опасное мероприятие, риск для жизни был очень велик. Вот это письмо:
«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым.
Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами.
Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна.
Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю.
Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина.
Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным.
Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать.»
В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской обл. переименованы соответственно в город Гагарин и Гагаринский район.
Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ.
Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина.
Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов СССР, учебные заведения, улицы и площади многих городов мира.
В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии — памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине.
Гагарин был избран почётным гражданином городов Калуга, Новочеркасск, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов (СССР), София, Перник (НРБ), Афины (Греция), Фамагуста, Лимасол (Кипр), Сен-Дени (Франция), Тренчанске-Теплице (ЧССР). Именем Гагарина назван кратер на Луне.
А вот и ответы на некоторые вопросы о первом космонавте!!!
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.
Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» – так писал Гагарин после возвращения на Землю.
Даже через десятилетия новые поколения людей слышат эти мудрые слова и следуют словам первого человека, побывавшего в космосе.
Поэтому и чтит его весь мир как героя. Итак, 12 апреля в 10:42 на высоте 7 километров крышка люка корабля «Восток» отстрелилась и кресло с космонавтом катапульта выдернула из спускаемого аппарата.
Через полсекунды раскрылся тормозной парашют, затем — основной парашют. Он выдернул космонавта с кресла.
Конечно, и С.П. Королев, и его товарищи, и вся стартовая команда очень волновались за Гагарина. Осенью 1961 года Юрий Алексеевич вспоминал:
«Мне захотелось как-то помочь этим людям, как-то сбросить то большое напряжение, которое у них было. И когда включились двигатели, когда ракета начала подниматься со стартового стола, я, чтобы разрядить обстановку, постарался таким бодрым, обыкновенным голосом сказать: «Поехали!»
Каждый знает, как иногда в разговоре собеседнику напоминают хорошо знакомый анекдот словом или фразой. Гагарин беспокоился о тех, кто волновался за него, и хотел их, конечно, не развеселить, но заставить улыбнуться. И какую же он точную метафору подобрал!
П.Р. Попович, которому С.П. Королев поручил вести связь с Ю.А. Гагариным, вспоминал:
«Было ли у Гагарина чувство страха перед полетом? Наверное, было. Потому что это чувство присуще каждому нормальному человеку. Представьте себе: стоит огромная махина, ракета высотой около 50 метров, и где-то на самом верху сидишь ты. Мощность ее — 20 миллионов лошадиных сил! И ты знаешь, что, если она рванет, от тебя ничего не останется».
И вот такая шутка в момент смертельного риска!
Человек действительно словно блоха по сравнению с могучей ракетой.
Но, с другой стороны, эту мощь создал Человек своим Разумом!
Гагарин надиктовывал на магнитофон и делал записи в бортжурнале. Вскоре у него уплыл в невесомости карандаш, и писать стало нечем. (Из послеполетного доклада: «Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и положил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем».) Потом кончилась пленка. Гагарин вручную перемотал ее, поэтому информация о середине полета (с 09.27 до 10.03) на пленке отсутствует.
Юрий Гагарин вел репортаж: «Очень красивое зрелище. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезду. Она проходит слева направо по иллюминатору. Вправо ушла звездочка… Горе какое!..»
В 10.25.04 включилась и в 10.25.48 выключилась тормозная двигательная установка (ТДУ), менее чем на 1 секунду раньше расчетного времени. Нештатная ситуация вызвала ряд неприятных последствий. Для Ю.А. Гагарина наступил самый трудный и опасный участок полета…
Первые 2 секунды ТДУ работала нормально. При появлении рабочего давления в камере сгорания должен был закрыться обратный клапан наддува камеры (ОКНК). Однако клапан закрылся не полностью, в результате чего горючее после турбонасосного агрегата штатно поступало в камеру сгорания и нештатно через незакрывшийся ОКНК в полость «разделительного мешка» (нужен для предварительного наддува) бака горючего. Попавшее в «разделительный мешок» горючее не могло быть использовано для выработки тормозного импульса, то есть произошла нерасчетная потеря горючего. Его не хватило на отработку штатного импульса тяги. Прекращение нормальной работы двигателя произошло через 40,1 секунды, то есть менее чем за секунду до главной команды (ГК) на отключение двигателя. Главная команда на выключение ТДУ не прошла. Соответственно цикл «Разделение» не запустился. Теперь оставалось ждать реализации резервного режима разделения по термодатчикам. Следствием этой неполной секунды стал перелет в 600 км и посадка в нерасчетном районе.
Термодатчики расположены на приборно-агрегатном отсеке и срабатывают при нагреве корпуса до 150 градусов. Считается, что это происходит на высоте 100–110 км. Реально разделение произошло на высоте 150–170 км. Следовательно, нагрев корпуса до 150 градусов произошел быстрее расчетного времени.
Но это еще не все. После того как ГК не прошла, арматура ТДУ осталась открытой. По открытым трактам газ наддува и окислитель под давлением 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла по тангажу, крену и рысканью. Процесс был произвольным и неконтролируемым. Результирующее возмущающее воздействие на космический корабль привело к его закрутке вокруг центра масс корабля со скоростью 30 градусов в секунду.
Гагарин в послеполетном докладе: «Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит».
Из отчета Ю.А. Гагарина 13 апреля 1961 года, г. Куйбышев: «Я ждал разделения. Разделения нет. Положено 10–12 секунд, но по моим ощущениям больше прошло. Я на прибор смотрел, «Приготовиться к катапультированию» не загорается, разделения не происходит… Ну, тут я немножко так думаю: «Что-то не так!» Я прикинул, что ТДУ-то сработало правильно, значит, все-таки сяду где-нибудь, не стоит шум поднимать. Доложил, что разделения не произошло, но мне показалось, что обстановка не аварийная, ключом по телеграфу я доложил: «ВН» — все нормально».
Наконец спускаемый аппарат вошел в атмосферу. По рассказу Гагарина,
«за иллюминатором бушует пламя, корабль корежит, трещит, подумал: все».
И из его отчета 13 апреля:
«Я думаю: «Гори, гори, я подожду пока»… Был такой момент, примерно секунды 2–3: в глазах начали расплываться приборы».
Подобные нарушения зрения связаны с кратковременным перерывом в кровоснабжении головного мозга и сетчатки глаза, возникающим при воздействии перегрузки 12 g (по расчетам, штатная перегрузка не должна была превысить 9 g; по ощущениям космонавта, перегрузка составляла 10 g, несколько секунд перегрузка достигала 12 g).
В 10.49, после завершения торможения в верхних слоях атмосферы, на высоте 7 км, над весенним разливом Волги произошло катапультирование кресла с космонавтом из спускаемого аппарата и ввелся тормозной парашют. Через 50 секунд на высоте примерно 4 км ввелся основной парашют, одновременно произошел сход пилота с кресла. На высоте 3 км ввелся дополнительно запасной парашют. Сначала он вывалился, не раскрывшись, но при прохождении облаков от порыва ветра запасной парашют наполнился, и с этого момента космонавт спускался на двух парашютах. Но два парашюта — это опасность скручивания их строп. Тем не менее все обошлось.
Во время спуска на парашюте Ю.А. Гагарин около 6 минут пытался открыть дыхательный клапан скафандра. При надевании скафандра перед стартом вытяжной тросик открытия клапана попал под оболочку скафандра и дополнительно был прижат ремнем привязной системы. Опасности для жизни ситуация не представляла, однако условия в скафандре возникли дискомфортные.
Космонавт понял, что предстоит посадка на воду, вынул закрепленный на скафандре нож и обрезал стропу, на которой был закреплен носимый аварийный запас весом 43 кг. Увеличив таким образом дальность спуска на парашюте, он приземлился на сушу. Сильный западный ветер на этих высотах способствовал горизонтальному перемещению снижающихся на парашютах пилота и спускаемого аппарата и помог им не попасть в воду.
Ю.А. Гагарин приземлился на парашюте в районе деревни Смеловка Энгельсского района. Спускаемый аппарат приземлился раньше космонавта и ближе к берегу Волги на 1–2 км. Возвращение произошло со значительным перелетом по сравнению с расчетным: не в Волгоградской, а в Саратовской области.
Во всех справочниках и энциклопедиях указана длительность полета Ю.А. Гагарина — 108 минут. Но это неверно. Присутствовавшему на месте посадки комиссару FAI сообщили для регистрации мирового рекорда оперативные сведения. Когда же данные были уточнены, изменять их советская делегация в FAI не хотела, чтобы избежать лишних споров об обстоятельствах посадки (раздельное парашютирование космонавта и спускаемого аппарата). А на самом деле полет продолжался 106 минут, как и было указано в полетном задании.
Такова подлинная история рождения профессии «космонавт».
В этом материале представлены выкладки из материала Юрия Батурина , член-корреспондента РАН, летчика-космонавта РФ, о том ,как человечество зашло на новый виток.
Вот каким был первый космонавт планеты.
Если Вас, дорогие читатели, интересует жизнь и судьба первого космонавта планеты более подробно, предлагаем прочитать книги, находящиеся в нашем фонде.
Как и многие ходил с друзьями на охоту.
Очень любил рыбалку..
Веселый улыбчивый парень, отличный летчик и прекрасный муж и отец!!!
Знаменитая Гагаринская улыбка останется в наших сердцах навечно!
К 12 апреля в честь праздника во многих российских регионах проходят всевозможные мероприятия — выставки, конференции, научно-просветительские и образовательные лекции и семинары, показы фильмов и многое другое. В Музее космонавтики в Москве к этой дате традиционно готовят специальные проекты.
Ведь 12 апреля — день начала эпохи пилотируемых космических полетов — общий праздник, соединяющий прошлое, настоящее и будущее людей Земли.
Рассвет. Еще не знаем ничего.
Обычные «Последние известия»…
А он уже летит через созвездия,
Земля проснется с именем его.
«Широка страна моя родная…»
Знакомый голос первых позывных,
Мы наши сводки начинали с них,
И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмоги ни у кого,
Сама восстав из пепла войн и праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет ныне в космос сына своего.
К. Симонов
ОДА
Не ради славы пишем Оду,
Не ради красного словца,
Сей дух, — Величие народа,
Где нет логичного конца.
На Русь из Рая смотрит Невский,
Жуковский, Пушкин за страной,
И Ломоносов всюду первый,
Гагарин, с ним Береговой.
Юрий Галкин
«Своей судьбе я благодарен…»
Своей судьбе я благодарен
За то, что дожил я, старик,
До той поры, когда Гагарин
В пространство космоса проник.
Желаю я литературе
Дружить с пространством мировым,
Где наш земляк Гагарин Юрий
Был первым спутником живым.
Самуил Маршак
С праздником Вас, дорогие читатели!!!
Гордитесь всегда тем, что в космосе первый человек-это наш с Вами Русский парень, с доброй улыбкой!!!
Ответственный Полынь И.Ю.