Здравствуйте, уважаемые читатели!
Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха. В чудесный хоровод этих праздников вплетается и новый праздник – День Православной Книги, который отмечается 14 марта. Почему день празднования выпал именно на 14 марта, на эту дату? Потому что трудами дьякона Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца 14 марта 1564 года вышла в свет первая на Руси печатная книга «Апостол». Именно с этого дня и зародилось само понятие православная книга.
В 2009 году Священный Синод Русской Православной Церкви учредил новый ежегодный праздник — День Православной Книги. А 14 марта 2010 года в России он отмечался впервые. Какие цели ставит перед собой этот праздник – День Православной Книги? Главная цель – показать важность православной книги в жизни человека.
Книга в жизни каждого человека занимает определенной место, для одних она является основой нравственности и духовности, для других — лучшим помощником в становлении личностных качеств, интеллектуального уровня.
Роль книги в любом случае огромна. Но, прежде чем стать такой, какой мы видим книгу сегодня, она прошла огромный эволюционный путь от зарождения письменности до появления первой печатной книги.
Давайте попробуем рассмотреть более подробно историю появления и развития книги, как в Древней Руси, так и в Мире.
Зарождение и развитие письменности
Предшественником книготворения и книгопечатания естественно было зарождение и развитие письменности в Мире.
Первые упоминания об этом относятся к IV-III- тысячелетию до н.э. Именно в это время появились первые древние шумерские и египетские надписи.
Гораздо позже — в IX в. появляются болгарские надписи, новгородские берестяные грамоты, а также восточнославянские календарные знаки.
Все эти открытия говорят о первоначальной стадии развития различных систем письма среди многих народов мира — египтян, славян, шумеров и других народов.
Зарождение и развитие письменности на Руси
Если говорить об истории письменности на Руси, то первое упоминание о книге приходится на X-XI вв. К этому периоду относятся появление древнейших славянских рукописных книг, которые были написаны различными видами письма — кириллицей и глаголицей.
Кириллический вид письма очень схож с глаголицей, но отличается более простым написанием и произношением, ни явно прослеживается связь с греческим алфавитом.
Благодаря своей относительной простоте именно кириллица стала тем видом письма, с которого и началось написание рукописных книг, и положил начало и дальнейшее развитие письменности среди славянских и многих других народов, а также заложил основы стилей и почерка книгописания написания. Глаголица в силу своей мудрености дальнейшего развития не получила.
Первые рукописные книги (тематика, особенности изложения, оформления, авторы)
Возможно, не все знают, история книги на Руси связана с появлением в Новгороде первых берестяных грамот. Это дало мощный толчок для дальнейшего развития письменности и, следовательно, книготворения.
Доказательством этому последовало важное историческое и культурное событие, которое произошло в 863 году — именно в это время появилась на свет первая славянская азбука.
Выполнение великой миссии в деле просвещения константинопольский патриарх поручил двум братьям Константину (монашеское имя Кирилл) и Мефодию. Родом они были из греческого города Солуни, их так и называли в народе «Солунские братья».
Оба они были высокообразованными людьми и служили при Константинопольском дворе. По императорскому плану братья должны были быть проводниками греческой духовной экспансии у славян.
Но, по воле судьбы, наверное, и собственным взглядам, Кирилл и Мефодий активно боролись за право славян на духовную самостоятельность и равенство славянского языка наряду с другими языками — греческим, еврейским, латинским.
Кроме того братья старались добиться того, чтобы все богослужения велись на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра, Кирилл изобрел алфавит, включающий в себя 38 букв, причем 24 буквы из которого, были не просто схожи, а соответствовали символам греческого алфавита. Именно так появилась первая азбука на Руси.
Первая рукописная книга на Руси, дальнейшее развитие книжного дела
Официально книги на Руси начали писать в 1057 году. Первой рукописной книгой является Остромирово Евангелие, которое было написано на пергаменте кириллическим видом письма.
Книга создавалась специально для новгородского посадника Остромира, а автором был дьякон Григорий — один из первых авторов рукописных книг на Руси.
Произведение было создано достаточно в короткий срок — всего за восемь месяцев (октябрь 1056 г. – май 1057 г.). Естественно, по праву произведение дьякона Григория является настоящим шедевром, культурным богатством Древней Руси, бесценным наследием всех поколений.
Еще одним величайшим творением является Изборник Святослава, написанный в 1073 г. Он был написан на пергаменте кириллицей. Эта книга поистине государственная реликвия, она является самой объемной по величине книгой Древней Руси.
Все эти события книжной истории говорят о том, что середина IX в. На Руси — время расцвета книгописания.
У многих исследователей и историков возникает логичный вопрос — почему датированные книги появились лишь спустя 70 лет после принятия христианства на Руси?
И были ли до этого времени древнерусские датированные писания?
Здесь ситуация очень интересная. До наших дней дошла надпись священника Упыря Лихого из Новгорода, который в 1047 году переписал глаголическую рукопись.
Кроме этого, есть еще один факт того, что древнерусские письмена существовали до Остромирова Евангелия — это Реймсское Евангелие, которое является национальной французской реликвией, на которой присягали короли того времени.
Во Францию это произведение попало благодаря дочери Ярослава Мудрого — Анне, выданной замуж за французского короля. Именно она привезла книгу во французское королевство как приданое.
Евангелие с золотым теснением, написанное кириллицей, было привезено Анной из Киева. А так как Анна вышла замуж в 1051 году, то, следовательно, Реймсское Евангелие было написано гораздо раньше, чем Остромирово Евангелие. Впоследствии было проведено исследование этого писания и выяснилось, что оно было написано в первой половине XI в. на Руси.
На сегодняшний день наша страна имеет в руках бесценное книжное богатство — 494 рукописных книги, написанных на глаголице и кириллице на пергамене (по данным Сводного каталога славяно-русских рукописных книг СССР). А если прибавить к этому количеству еще и славянские древние книги, которые находятся на хранении за рубежом, то их количество будет близко к тысяче.
Возможно, у Вас возникнет вопрос — все ли книги X-XV веков писались на пергамене?
Вопрос вполне логичен и вот ответ на него. В XIV веке южнославянские народы начали писать книги на бумаге, а пергамен постепенно уходил в прошлое и окончательный переход на бумагу произошел в XV веке.
Тематика рукописных книг.
В основном они повествовали о духовном, высшем, Боге, христианской вере. Но, встречались среди книг и те, которые повествовали об исторических событиях, носили летописный и даже научный характер.
Что касается размножения рукописных книг, то этим занимались книжные княжеские мастерские, а также монастыри и церкви и просто люди из светского общества.
Стоит отметить, что начиная с XI века, появились известные и дошедшие до нас произведения, которые еще называют оригинальной литературой. Среди них «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати».
Были среди этих книг и художественные произведения, среди них можно отметить автора Кирилла Туровского.
Жаль, что до нас эти книги не дошли, точнее мы имеем только списки этих книг, то есть свидетельства, что эти книги действительно имели место быть.
Дальнейшее развитие книги — начало книгопечатания на Руси
Дальнейшее развитие книги на Руси было не менее интересным. На смену рукописным произведениям приходят печатные книги.
Это событие произошло во времена правления великого Ивана Грозного. Царь начал решать проблемы Руси на Востоке и завоевал сначала Казанское, а потом и Астраханское царство. В его власти оказались огромные просторы, которые были населены народом неправославным.
И здесь его задача заключалась в том, чтобы привить им христианство, а это можно сделать только через книжное просвещение.
Следствием этого стало создание Казанской епархии, которой были необходимы книги для проведения богослужений. Конечно, можно было остановиться на рукописных изданиях, но, так как в Европе уже изобрели печатный станок, Иван Грозный дабы, не показаться иностранцам хуже, требует провести просветительскую работу.
Кроме того, дикое желание «показать себя», было подогрето так называемыми книгами кирилловской печати (белорусские, югославские, польские), которые были широко известны на Руси, а также легенды о мастерах книжного дела и о европейских печатниках, которые также были известны в Москве.
В общем, все это так возбудило интерес и дикое стремление в царе, что он решает провести обширную реформу всего государства. Эта трудоемкая работа была осуществлена с помощью митрополита Макария, который продолжил традиции Новгорода и московских митрополитов.
Стремления и предложения Митрополита Макария касательно просветительской работы были выражены обширной программой, которые стали основной идеологией реформ Ивана Грозного. Именно эти реформы превратили Русь из княжества в монархию.
В свете проведения этих реформаторских действий, естественно, было введение и развитие книгопечатания. По мнению царя — это был единственный способ исправить церковь, а также избавиться от искажения в толковании Священных писаний, которые являлись в те времена главной причиной церковных смут при создании государства.
Анонимная типография и безвыходные издания
Книгопечатание стало возможным только благодаря образованности людей, их техническим навыкам и умениям.
Все это позволило в короткие сроки поставить книгопечатание в русском государстве на поток.
Но были и неясности и загадки в истории российского книгопечатания.
И самой необъяснимой загадкой является Анонимная типография и безвыходные издания. Свое название эти издания получили из-за отсутствия сведений о дате выхода книжного издания в свет.
На сегодняшний день известно несколько датируемых изданий времен Ивана Грозного, которые совершенно точно был созданы в Москве, вот некоторые из них: Триодь Постная, Узкошрифтное Четвероевангелие, Триодь Цветная и другие.
Все эти издания были созданы в период с 1553 по 1565 гг. Это основание дает полагать, что в конце 50-х — начале 60-х кодов в Москве работала особенная типография. Кроме того, эти издания, скорее всего, имеют личный характер, так как на них нет указаний на царское повеление, их отдавать в печать.
Также не ясен вопрос и с работниками Анонимных типографий. Одни исследователи указывают на имя Маруши Нефедьева («мастер печатных дел»), который был назван в письме Ивана Грозного в Новгород, другие исследователи говорят о том, что в те времена в Анонимной типографии трудились Петр Мстиславец и Иван Федоров.
Ученые никак не могут прийти к одному единому мнению касательно значения Анонимных типографий для развития книжного дела. Одни склоняются к тому, что именно в таки типографиях создавались так сказать пробные издания перед выходом «Апостола 1564 г.», другие исследователи утверждают, что эти типографии носили сугубо частный характер.
Тем не менее, в 1564 году именно безвыходные издания подготовили к выпуску в свет великий шедевр книгопечатания — «Апостол».
Выпущено это издание было в Москве самим Иваном Федоровым. К сожалению, подробности его биографии отсутствуют, но некоторые вещи все-таки известны. Например, доподлинно известно, что Федоров был образованным человеком, знал греческий язык, увлекался античной литературой.
Также существует предположение, что в период 1530-1540 гг. Иван Федоров вел свою деятельность совместно с Митрополитом Макарием и именно с ним приехал в Москву и уже здесь служил диаконом в Кремлевском Храме Николы Гостунского с 1563 г., именно это время связано с развитием книгопечатания на Руси.
Несколько слов скажу еще об одном печатнике, помощнике Федорова. Им был Петр Тимофеев Мстиславец. Об этом человеке также практически нет сведений, лишь отдельные отрывки.
Известно, что он вместе с Федоровым работал над «Апостолом» 1564 г. Исследования доказывают, что трудились печатники в собственной типографии. При создании «Апостола Петр и Иван использовали технику, аналогичную анонимным изданиям, а именно верстку, набор, печать.
Также известно, что в последствие Петр работал вместе с Иваном Федоровым в Москве, а затем и в Литве, в последствие он переехал в Вильно (1569 г.), где основал типографию.
Конец жизненного пути Петра Тимофеева нам, к сожалению, не известен, но, исходя из того, что типографские работы Петра встречаются в Острожских изданиях, предполагают, что его последние работы были сделаны в Остроге, эти события приходятся на конец 16-начало 17 веков.
Но, самый главное событие произошло 1 марта 1564 года – это время выхода первой на Руси датированной книги «Апостол». А первыми печатниками были названы уже известные нам Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. «Апостол» был выбран первым изданием для государственной типографии, т.к. имел первостепенное значение для просвещения и обучения духовенству в Древней Руси.
Издание «Апостола» имело значение не только для обучения духовенству, кроме этого оно имело и государственно-национальное значение для Руси в смутное время через просвещение. Именно «Апостол» после первого отпечатывания в типографии стал образцом для остальных изданий.
Говоря дальше о мастерах-печатниках Иване и Петре, можно отметить еще одно издание «Часовник» 1565 г. – книга по богослужению для обучения детей.
Это издание — как символ заката работы Петр Тимофеева и Ивана Федорова в Москве.
Они уезжают и Москвы вместе с оборудованием и шрифтами. Причину отъезда однозначно назвать нельзя, исследователи предполагают и ввязывают их отъезд с преследованием властей.
Но, на этом книгопечатание в Москве не закончилось, оно продолжало развиваться и после Федорова — в Москве Иван оставил несколько своих учеников-последователей: Андроника Тимофеева Невежу и Никифора Тарасиева.
Именно они возобновили работу Московской типографии после отъезда Федорова из столицы (1567-1568 гг.). И благодаря их стараниям в 1568 году вышел Псалтырь.
А в 1571 г. произошел пожар, который уничтожил печатный двор. Но, в 1577 году по велению Ивана Грозного в Александровской слободе была создана типография, где тоже выпустили Псалтырь.
После длительного перерыва начинает работать Печатный двор (1589 г.), где Андроник Невежа издает Триодь Постную.
Всего в 16 веке в Москве было выпущено 19 изданий со средним тиражом в 1000-1200 экземпляров.
Но, самое главное достижение мастеров того времени — это создание и развитие типографии европейского уровня на государственной основе Печатного двора Москвы, которым руководил до 1602 года Андроник Невежа.
Естественно, книжным богатством обладала не только на Руси, но и в Мире. Здесь развитие книгописания шло немного по другому пути.
Кратко рассмотрим зарубежный опыт развития книжного дела.
История развития мировых цивилизаций подтверждает существование письменности еще до рождества Христова.
Так, всем известные произведения «Одиссея» и «Илиада» были написаны в Афинах на изображены на свитках около 510 г. До н.э. Древнейшие сказатели южной Америки для передачи и сохранения информации пользовались узелковым письмом — кипу.
Также к первым зачаткам письменности в Мире относятся и рисунки на скалах и в пещерах, сделанные первобытным человеком. Это отражало их отношение к миру. Все это можно назвать зачатками письменности, которые помогали человеку выразить свои мысли.
Заслуживает внимания и появление пиктографии (рисуночное письмо) – следующего этапа развития письменности, по которому прошли свое развитие многие народы мира (шумеры, майя, египтяне, индейцы, китайцы). После пиктография постепенно превратилась в идеографическое письмо — каждый знак выражал отдельное понятие, идею. Далее появилось слоговое письмо, оно было распространено среди ассирийских, хеттских, вавилонских народов. В этом виде письма ключевое значение имел слог.
Имела место быть и система письма с помощью иероглифов или «Резьба жрецов». Что же привело к созданию буквенного письма в Мире?
Предпосылкой стало появление демотического письма, где число графем уменьшилось. Самый первый буквенный алфавит возник возник в древней Греции около XIV в. До н.э.
Он явился родоначальником для всех алфавитов мира. Латинский, этрусский и древнегреческий народы уже имели алфавит, состоящий из 24 символов.
В IV в. Уже нашего времени родился армянский алфавит, который создал Месроп Маштоц. Его применяют и сегодня.
Сегодня в общей совокупности среди всех народов существует и живет около 8000 алфавитов, которые применимы к разным языкам и диалектам. Конечно, самые распространенные алфавиты, которые имеют латинское происхождение и состоят из 26 букв.
В античности материалом для создания первых книг скорее всего была глина и ее производные. Из нее делали каменные таблички и писали палочками, после чего таблички высушивали на солнце.
В Египте появился тростник-папирус, который дал толчок для развития письменности и книготворения. Как известно, папирус очень хрупкий материал, поэтому, Египтяне склеивали листы и сшивали их в свитки, которые хранились в специальных футлярах. «Папирусный век» закончился в X-XI в.
Нашего времени. Самая большая библиотека античности была в Александрийской библиотеке царей Птолемеев, она насчитывала 70 000 свитков.
Большое распространение получил и пергамен – материал для письма, сделанный из шкур животных, по сути своей — это кожа. Пергамен начали применять с наступлением эры христианства. Он же был основным материалом для создания книг и ведения переписки в средние века.
Дальнейшее развитие книгописания привело к появлению бумаги, которые изобрели китайцы, далее бумага попадает в страны Европы и уже в XII-XIII в. В Испании появляются первые бумажные мельницы. В Европе, к периоду наступления книгопечатания уже около двух третей книг создавалось на бумаге.
Появление первых печатных книг, как утверждают исследователи и историки, произошло в Египте и Византии. Но, к большому сожалению, эти книги не сохранились до наших дней.
К 1440 году уже начали появляться первые типографские книги. Появились они в Германии, в мастерской известного всем создателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга. Его успех в книжном деле очень быстро распространился по всей Европе.
Гуттенберг применял технологию изготовления матриц и отливки шрифтов из нескольких металлов: олова, свинца, сурьмы. Им же были изобретены первые типографские станки.
Как мы видим, в Европе стремительно развивалось книгопечатание и уже к XIX в. Оно дошло до своего расцвета.
В это время появилось много книжных издателей.
Выдающимися издателями того времени считаются Наполеон Шэ (монополист издательского дела), Эрнест Зееман — основатель первой в Германии организации по продаже изобразительной продукции, Пьер Жуль Этцель — детский писатель, Пьер Ларусс (имел собственное издательство) и другие великие люди.
Мы предлагаем вашему вниманию, обзор «Мир православной книги «. Чтобы вы познакомились подробнее с историей развития книгопечатания и появления первых книг на Руси.
Мы умеем предками гордиться-
Память о печатнике живет,
Федорову памятник в столице
Сохраняет бережно народ.
Н. Кончаловск
Уважаемые читатели! В нашей библиотеке Вы можете ознакомиться с открытой книжной выставкой «Православие на книжных страницах»
Книга — величайшее богатство и наследие всего человечества, мира, вселенной.
Это то достояние, которое будет с нами всегда и без которого невозможно существование современного человека, так как только через письмо можно выразить все то, что нельзя выразить обычными словами, мимикой. Только через книги можно обучаться новым наукам, познавать мир, просто приятно проводить свой досуг.
Ответственный: Сенаторова Н. А.