ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ

Добрый день!

Сегодня в рамках литературного клуба «Вокруг книги» предлагаем вам литературный калейдоскоп посвященный историческому роману.

В отечественной и зарубежной литературе существует разнообразные жанры. Особый интерес для читателей представляет жанр исторический роман.

ЭТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН?

Истори́ческий рома́н — это роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории. В историческом романе историческая правда сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование в историческом романе ведётся на фоне исторических событий.

Приглашаем вас познакомится с представителями исторического жанра и их знаменитыми произведениями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЖАНРА

Борис Акунин

Борис Акунин (наст. имя Григорий Шалвович Чхартишвили) (р. 1956) –русский писатель, драматург, ученый-японист, литературовед, переводчик и общественный деятель. Также издавался под псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин.

В начале 2012 г. стало известно, что автором популярных исторических книг – «Девятный Спас», «Беллона», «Герой иного времени» и других, является все тот же Борис Акунин. Писатель печатал свои труды под псевдонимом Анатолий Брусникин.

Три повести, входящие в эту книгу, посвящены жизни Древней Руси. Это начало очень длинного, на тысячу лет, рассказа о взлетах и падениях одного рода, живущего в России с незапамятных времен. Сага является художественным сопровождением многотомной «Истории Российского государства», первый том которой выходит одновременно с «Огненным перстом».

Балашов Д. М.

Дмитрий Михайлович Балашов — русский советский писатель, филолог-русист и общественный деятель. Заслуженный работник культуры РСФСР (1988). При рождении носил имя Эдвард Михайлович Гипси. Отец — актёр и автор одного сборника стихов Михаил Михайлович Гипси́ (псевдоним, настоящая фамилия — Кузнецов, 1891—1942, умер в блокаду), мать, Анна Николаевна Васильева — художник-декоратор. С 1942 по 1944 был в эвакуации в Алтайском крае. После войны Эдвард и его младший брат Генрик Гипси сменили фамилию на Балашовы (выбрав её в телефонной книге), а имена — на Дмитрий и Григорий.

К художественному творчеству Балашов обратился уже в зрелом возрасте. Первая повесть «Господин Великий Новгород», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» в 1967, изображала жизнь новгородского общества XIII в. пластично, зримо и достоверно, знакомила с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры. С этого момента, не оставляя научную работу, Балашов посвящает себя и литературному труду.


«Симеон Гордый» — четвертый роман из серии «Государи московские» — является непосредственным продолжением «Бремени власти». Автор описывает судьбу сына Ивана Калиты, сумевшего в трудных условиях своего правления (1341–1353) закрепить государственные приобретения отца, предотвратить агрессию княжества Литовского и тем самым упрочить положение Московского княжества как центра Владимирской Руси.

Бушков А.

Александр Бушков пишет в разнообразных жанрах, от боевиков и детективов до фэнтези и ужастиков, а также исторические романы. Не отказывается и от публицистики. При этом у писателя на каждый исторический факт или событие имеется оригинальная, если не сказать – экстравагантная точка зрения.


В своей книге Александр Бушков исследует новую эпоху российской истории – время правления Екатерины Великой. Автор не без оснований считает годы ее царствования самыми славными для России. Время, наполненное великим смыслом и эпохальными событиями, небывалым триумфом культуры и просвещения, время укрепления славы и могущества России.

И все это благодаря Великой Женщине, сидевшей на троне, – Императрице, и в то же время Золушке…

Такой Екатерины II, портрет которой создан А. Бушковым, вы еще не знали.

Васильева Л.

Я главного слова еще не сказала,
Грядущего с прошлым узлом не связала,
А значит, меня не догнали года,
и я – молода…
Лариса Николаевна Васильева

Лариса Николаевна Васильева – российская поэтесса, прозаик, переводчик, драматург, создатель музея «История танка Т-34», меценат, член женского движения.

Лариса Николаевна родилась 23 ноября 1935 г. в Харькове в семье инженера Николая Алексеевича Кучеренко, одного из создателей серии танков БТ и Т-34. В 1958 г. окончила филологический факультет МГУ. 

Начала писать с детства, одно из стихотворений было опубликовано в газете «Пионерская правда». Первые «взрослые» стихи Ларисы Васильевой увидели свет в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Москва». Лариса Николаевна – автор более двадцати поэтических сборников и поэм: «Льняная луна», 1966; «Огневица», 1969; «Лебеда», «Синий сумрак», оба 1970; «Одна земля – одна любовь», 1973; «Радуга снега», 1974; «Поляна», 1975; «Огонь в окне», 1978; «Русские имена», 1980; «Василиса», 1981; «Роща», 1984; «Светильник», 1985; «Странное свойство», 1991. В своих стихах поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника.

Лариса Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ. Тему духовных ценностей и роли писателя в деле нравственного совершенствования человека раскрывает книга «15 встреч в Останкине» (1989). В её основу положены вызвавшие широкий общественный резонанс выступления по Центральному телевидению известных советских писателей В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. В. Думбадзе, В. С. Пикуля, Ч. Т. Айтматова и В. Г. Распутина. В 1993 г. вышла документальная книга «Кремлёвские жёны» с основанными на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказах о Н. К. Крупской, П. С. Жемчужиной, Н. П. Хрущевой, В. П. Брежневой, Р. М. Горбачёвой и других женщинах, которым выпала доля быть жёнами «вождей» советского народа. В художественно-публицистическом исследовании «Дети Кремля» (1997) Лариса Николаевна останавливается на судьбе детей Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, С. М. Будённого, Л. М. Кагановича, Н. С. Хрущёва и др.

Езерская Е.

Елена Езерская, родилась и училась в Красноярске. В 90-х годах она занималась театральным журналом «Трасса», была автором и ведущей на краевом телевидении, затем на «Приме-ТВ». Кроме этого, она руководила литературной частью Красноярского музыкального театра.

Елена Езерская, автор многих популярных книг и литературных версий телесериалов. В том числе телесериалов «Бедная Настя» и «NEXT-3» (под псевдонимом Виктор Багров), а также серии романов «Тайна дворянского гнезда» и «Под знаком солнца».

Ее назвали открытием книжного сезона 2005-2006 годов. Ее книги – литературная версия популярного сериала «Бедная Настя» и сиквел «Бедная Настя. Десять лет спустя» – разошлись по всему миру общим тиражом более 1 миллиона экземпляров. Но многие по-прежнему уверены в том, что ее имя – всего лишь удачный псевдоним, за которым скрываются несколько безымянных авторов.


Дворецкая Е.

О себе: «Родилась я 1 июня 1970 года в Москве, где и теперь живу. После школы окончила филологический факультет Московского Педагогического Государственного Университета. Надежды, что из меня выйдет педагог, рассеялись еще на 1-м курсе, но филологическое образование оказалось очень полезным в творческой деятельности. Конечно, писать книги там не учат, но учат, по крайней мере, отличать хорошую книгу от плохой и показывают, за счет чего она делается хорошей. Получив диплом, я за неимением лучших вариантов пошла работать учительницей в школу и проработала там целых два года, за которые окончательно убедилась, что для педагогики не рождена. Теперь я разбираю бумаги в одной конторе, где каждый месяц получаю зарплату, дающую мне возможность не бояться голодной смерти в ожидании гонораров. Собственно писать книги меня никто не учил. Упражняться в этом деле я начала в возрасте 14 лет, и мои первые сочинения по жанру являлись чистейшими фэнтези с участием принцесс, ведьм, фей и прочих порождений народной фантастики, хотя с понятием «фэнтези» я тогда не была знакома. Притом это сразу были романы со сложным продолжительным действием, развитие сюжета которых определялось в первую очередь характерами действующих лиц и их взаимоотношениями, а уже потом тем или иным волшебством. Относилась я к своему сочинительству как к игре, быть писателем никогда не хотела, о славе и гонорарах не мечтала. При этом я буквально с раннего детства испытывала жгучий интересе к истории вообще и к Древней Руси в частности. О славянском язычестве тогда материалов было мало, но фундаментальные труды академика Рыбакова, известные всем интересующимся данной темой, я начала читать еще лет в двенадцать. И все это так живо отозвалось в моем воображении, что в возрасте двадцати лет я переключилась на писание исторических романов. Мой вклад в любимый жанр поначалу составили пять романов, все об эпохе крещения Руси. Из них два — «Ветер с Варяжского моря» и «Колодец старого волхва» были изданы в первый раз соответственно в 1997 и 1999 году и с тех пор выдержали несколько переизданий. В 2005 году их компанию пополнил роман «Червонная Русь».


Молодая правительница Руси Эльга, провожая в поход на Греческое царство своего мужа, князя Ингвара, надеется лишь на удачу и милость богов, ведь всё, что ей остается, – ждать вести о победе или поражении. Однако вдали от нее всё складывается так, как она и представить себе не могла. Князь Ингвар, оказавшийся на земле болгар без своего войска и вынужденный искать поддержки у союзников, должен сделать крайне непростой выбор: взять в жены красавицу Огняну-Марию, союз с которой спасет державу русов, или же сохранить в целости сердце любимой Эльги и, возможно, лишиться всего… Произведение относится к жанру Историческая литература. Оно было опубликовано в 2017 году издательством Эксмо. Книга входит в серию «Княгиня Ольга»

Кроме «чистого» исторического романа и «чистого» фэнтези я в последние годы начала писать «историческую фантастику», первым образцом которой является роман «Лес на Той Стороне». Отличается тем, что действие происходит в реальной Древней Руси, но в нем присутствуют известные древним славянам элементы народной фантастики — боги, оборотни, лешии и так далее. По отзывам читателей, получается вполне правдоподобная «реконструкция мира».

Александр Дмитриевич Майборода родился в простой рабочей семье. Окончив в 1975 году Ульяновское гвардейское танковое командное высшее училище, Александр Дмитриевич начал офицерскую службу в одной из частей Тоцкого гарнизона в должности командира танкового взвода. Впоследствии служил в органах военной контрразведки. В 1980–1981 годах участвовал в боевых действиях в Афганистане. В 90-х годах уволился со службы. Приходилось заниматься самыми различными делами. Работал таксистом, корреспондентом в газете, занимался предпринимательством, служил чиновником. Нашёл себя в жанре исторического романа.

У ног одного из скелетов обнаружено несколько монет – дирхемов. Самая поздняя из которых чекана 799–782 годов. Видимо, монеты были спрятаны в голенище сапога одной из убитых женщин и не найдены врагами. Этот факт позволяет предположить время уничтожения крепости – 800–805 год. Таким образом, тщательно построенный город простоял не больше трех десятков лет. Кем был построен этот город и почему он был покинут – никому неизвестно. По строительным приемам крепость больше всего напоминает известные славянские города. Позже, в 834–837 годах, на противоположном берегу Дона, по просьбе хазар, византийцы построили крепость Саркел. Но это городище не имело никакого отношения к разрушенной крепости. Странный белокаменный город таит три загадки. Первая загадка: если на город напали враги, то почему на остатках городища находятся только непогребенные останки женщин и детей? Где останки мужчин, защищавших город? Если мужчины не погибли, то куда они делись? Почему они не вернулись похоронить своих родных? Вторая загадка: если городище выполняло функцию по сбору денег, то денег там должно было бы быть в изобилии, а в крепости не найдено ни одного клада! Между тем в других старинных городищах их находят достаточно много.

Пикуль В.

Пикуль был поистине имперским человеком, вкладывающим в гордое понятие ИМПЕРИЯ всё историческое величие нашего государства. Мы видим сейчас, как пигмеи от истории и политики открещиваются от слов «империя», «имперский», как черти от ладана. А ведь это воистину великие слова и понятия, и именно Пикуль доказал это своими книгами. Что удивительно: именно за возвеличивание государственности великой России (при этом, по убеждениям писатель был монархистом) у него были неприятности и с т.н. «официальными» историками, и с цензурой, и с некоторой частью писательской общественности. Он даже не пробивал, а зачастую проламывал издание своих книг — книг, становящихся раритетом с момента их схождения с печатного станка.
Валентин Пикуль родился в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают село Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец. В детстве Валентин также бывал в этом селе, где живёт много родственников его отца.
Первый роман Пикуля вышел в 1954 г. Он назывался «Океанский патруль» и рассказывал о борьбе с немцами в Белом море во время Великой отечественной войны. Роман имел большой успех, и Пикуль был за него принят в Союз писателей СССР. Однако сам автор позже всячески открещивался от своего произведения и говорил, что этот роман — пример того, как не надо писать романы. Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до последних дней — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался. Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал. В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I — Софье — «Царь-баба».

Исторический роман Валентина Пикуля в двух книгах. Впервые издан в 1964-1966 годах. Книга 1 — «Плевелы», книга 2 — «Белая ворона».

Радзинский Э.

Эдвард Станиславович Радзинский — советский и российский писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Автор популярных книг по истории России. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, творческого совета журнала «Драматург», общественного совета газеты «Культура», академик Российской академии телевидения ТЭФИ. Председатель попечительского совета литературной премии «Дебют». Сопредседатель Литературной академии — жюри Национальной премии «Большая книга». Эдвард Радзинский родился в семье драматурга и сценариста Станислава Адольфовича Радзинского, коренного одессита. Мать — старший следователь Софья Юрьевна (Юлиановна) Жданова. Мальчика отличало упорное стремление всегда и во всем быть первым, не останавливаясь перед трудностями. Его интеллект был развит не по годам, чему способствовало общение с отцом, типичным представителем старой русской интеллигенции, получившим блестящее образование. Он в совершенстве владел несколькими иностранными языками и смог воспитать в своем сыне высокие нравственные начала. Его литературная деятельность также повлияла на развитие творческих устремлений Эдварда — мальчик рано начал писать, в 16 лет было впервые опубликовано одно из его произведений.

«Я все пытаюсь понять, о чем же эта история? О мужике, ставшем предтечей сотен тысяч таких же мужиков, которые в революцию с религиозным сознанием в душе будут разрушать свои храмы; с мечтою о царстве Любви и Справедливости будут убивать, насиловать, зальют страну кровью — и в конце концов сами себя погубят?

Или еще о чем-то… таинственном… совсем неведомом…»

В 2000-е годы Радзинский стал известен как автор популярных историко-публицистических книг, которые были переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, греческий, датский, польский, финский, шведский, иврит, другие языки и напечатаны в крупнейших мировых издательствах. Мировыми бестселлерами стали биографии Николая II, Сталина и Распутина. В 2007 году вышла книга об Александре II. Первым читателем американского издания стал президент Джордж Буш-младший. В последнее время прозаик Эдвард Станиславович Радзинский писал книгу о французском писателе и политическом деятеле конца XVIII века — Шатобриане.

Шишов А.

Алексей Васильевич Шишов родился 7 января 1946 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург).

Окончил Военный институт культуры и редакторское отделение Военно-политической академии. Служил на Тихоокеанском флоте. Капитан первого ранга запаса.

Ныне ведущий научный сотрудник Института военной истории. Кандидат исторических наук. Член Правления Русского исторического общества, академик Международной академии духовного единства народов мира, профессор РАЕН. Член Атаманского совета Резервного казачьего войска. Лауреат Международной литературной премии имени Валентина Пикуля по военной истории. Пишет как монографии, так и научно-популярные, справочные книги, а также романы, романы-биографии. Основные научные и творческие интересы — история казачьих войск, военные конфликты, в том числе локальные войны XX века, биографии военных и военно-политических деятелей, тема «Россия и Кавказ». Алексей Шишов написал больше полусотни книг, а за биографию Суворова он получил всероссийскую литературную премию «Александр Невский».


Книга повествует о выдающемся древнерусском полководце и государственном деятеле, великом князе Александре Ярославиче Невском, под знаменами которого русичи отразили два крестовых похода — немецких и шведских рыцарей, одержав славные для отечественной истории победы на берегах Невы и льду Чудского озера. За ратные и великокняжеские труды Александр Невский был канонизирован в святые Русской Православной Церковью.

Много этих и других исторических романов, ждут вас в нашей библиотеке.

Спасибо за внимания!

Ждем вас в библиотеке!

Ответственный: Сенаторова Н. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *